Введение

История России первой половины Х1Х в. изучает социально-экономические, политические, общественные и социокультурные процессы, происходившие в дореформенный период нашей страны. Основными вехами российской истории первой половины ХIХ века и важнейшими историческими событиями, потрясшие общество в этот период были Отечественная война 1812 года, декабристские восстания, Крымская война. Важной составляющей курса является внимание к историческим традициям и нравственным ценностям русского народа, игравшим важную роль в его жизни на протяжении первой половины Х1Х в. и не утратившим своего значения до сих пор. В первую очередь, речь идет о традициях национальной и религиозной терпимости, межкультурной толерантности, демократизма, коллективизма, глубокого патриотизма и гордости за свою Родину , сохранившихся в глубинах народного сознания и бытия, несмотря на крепостной гнет.

Первая половина ХIХ века в российской истории является временем культурного и научного расцвета, получившего название <золотого века русской культуры>. В атмосфере осознания назревших социальных и экономических преобразований правительства Александра I и Николая I осуществили ряд реформ в области государственного управления, социальной сферы, смягчения крепостного права и просвещения. Но значительная часть крестьянства продолжала оставаться в крепостной зависимости.

Курс предполагает рассмотрение основных принципов государственного строя, административного, общественного устройства России, важных проблем социальной, политической и экономической истории в первой половине Х1Х на основе обобщающих и монографических работ дореволюционных и современных историков о России в первой половине ХIХ века.

Главными принципами в изложении вузовского курса истории России первой половины Х1Х в. являются хронологический и тематический. Темы и проблемы данного курса подобраны с учетом опыта чтения курсов по истории России в столичных вузах страны. Курс построен на основе цивилизационного, социокультурного, системного и других научно-исследовательских подходов. Главными методами в изложении курса являются сравнительно-исторический, аналитический, системно-структурный, количественные, в том числе и статистические. Сравнительно-исторический метод основан на сравнении исторических фактов, явлений и процессов, происходивших в рамках данного курса с аналогичными других эпох российской и зарубежной истории. Конкретные исторические явления изучаются путем синхронного сравнения, то есть сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений; диахронного сравнения, то есть сопоставления самих явлений или даже одного явления с самим собой на разных временных этапах развития. Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющих систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элементов. При исследовании количественных сторон данного курса используются статистические методы. Они помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерности определенных процессов, связанных с массовыми явлениями социально-экономической истории. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития, динамику и другие стороны социальных и экономических процессов, происходивших в истории российской империи в первой половине Х1Х в. .

Цель курса: сформировать цельное представление об основных тенденциях и процессах социально-экономического и общественно-политического развития России в первой половине Х1Х в., государственных и политических институтах нашей страны этого периода.

Задачи:

1. Обеспечить теоретическое осмысление конкретных фактов, событий, явлений и процессов российской истории в первой половине Х1Х в.

2. Формировать историческое мышление.

3.Развивать умения анализировать конкретные причинно-следственные связи и исторические закономерности, вместе с тем выявлять общее и особенное в истории нашего государства в дореформенный период.

4.Научить грамотно и профессионально вести работу по формированию морально-нравственных качеств, чувства патриотизма и коллективизма, религиозной и национальной толерантности и культуре межнационального общения, здорового образа жизни.

Место дисциплины в учебном процессе

Курс <История России> органично связан с другими дисциплинами исторического цикла <Историография России>, <Источниковедение России>, <История регионов России>, <История Горного Алтая>.