Воспроизводство населения - процесс постоянного возобновления населения в результате естественного движения (рождений и смертей), миграций (передвижений людей с одной территории на другую) и социального движения (переходов людей из одних состояний в другие). То есть воспроизводство населения рассматривается как совокупность трех видов движения народонаселения: "естественного", пространственного и социального (социальная мобильность). В узком смысле воспроизводство населения - процесс непрерывного возобновления поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности.
Рождаемость - процесс деторождения, биологической основой которого является способность к воспроизведению потомства (оплодотворению, зачатию, вынашиванию и рождению плода).
Смертность - процесс вымирания поколения.
1 .1 Факторы естественного движения населения
На воспроизводство населения оказывает влияние множество факторов, которые можно объединить в несколько групп: социально-экономические, природно-биологические, демографические, социально-культурные и психологические.
Природно-биологические факторы. Человек является продуктом природы и на его воспроизводство не может не оказывать влияние среда обитания. Это влияние проявляется во времени наступления репродуктивного периода. Он наступает несколько раньше в районах с теплым климатом. *
Физиологический фактор рождаемости включает и длительность репродуктивного периода. У женщин этот период начинается в 12 -17 лет и заканчивается примерно к 45 годам. У мужчин репродуктивный период начинается около 15 лет, а заканчивается в 55-70 лет, а иногда и гораздо позже (иногда длится до 90 и более лет).
Природно-биологические факторы проявляются также в предрасположенности к многоплодным родам, которые характеризуются определенной региональной (а возможно, и расовой) дифференциацией. Многоплодные роды особенно часты у народов Тропической Африки, значительна частота таких родов у населения Южной Азии. В Европе же случаи многоплодных родов встречаются гораздо реже, а в Восточной Азии - совсем редко. По свидетельству статистики на каждые 90 родов приходятся двойняшки, тройняшки - на каждые 85 тысяч, "квартет" - на 670 тысяч, "пятерка" - на 41 миллион 600 тысяч. Для "секстета" и последующих комбинаций статистики просто не существует.
Средний уровень естественной рождаемости, т.е. число детей , которое может родить женщина, непрерывно состоя в браке и не применяя каких либо специальных мер планирования семьи, составляет приблизительно 10 рождений. За максимальную оценку естественной рождаемости обычно принимается средняя для одной из когорт религиозной секты гуттеритов (США), которая составляет 12,44. В случаях же нескольких многоплодных родов (к которым некоторые женщины генетически предрасположены) максимум детей у одной женщины может доходить и до 40 **.
К физиологическим, а точнее генетическим факторам рождаемости можно отнести совпадение или различие у супругов резус-фактора. У большинства людей резус-фактор положительный, и поэтому вероятность несовпадения этой характеристики крови у мужа и жены очень мала. Однако у некоторых народов доля отрицательного резус-фактора несколько повышена и тем самым увеличивается возможность выкидыша (особенно при повторных родах). Наиболее высока доля лиц с отрицательным резус-фактором у европейских народов, а у басков она даже доходит до 30 %.
Большое влияние природно-биологические факторы оказывают на смертность, что определяется распространением природно-очаговых заболеваний, таких как тропическая малярия, сонная болезнь, заболевания, вызываемые микроорганизмами, живущими в воде и почве, кровососущими насекомыми. Недостаток или избыток отдельных элементов, поступающих в организм человека с пищей, приводят к повышению таких заболеваний как эндемичный зоб (недостаток йода), атеросклероз (избыток цинка), к предрасположенности к сахарному диабету (излишний хром), раку желудка (высокая доля свинца в воде).
На смертность оказывают влияние адаптация населения к местным условиям, выработка иммунитета к некоторым заболеваниям, распространение генетических заболеваний, вызванных формированием особых генотипов в результате прежней изоляции человеческих популяций.
Приспособленность женского и мужского организма к внешним условиям среды определяет различия в смертности среди этих групп населения.
Природно-биологические факторы длительный период времени в истории человеческого общества определяли динамику населения. Продуктивность и степень благоприятности окружающей среды выступали в качестве регулятора смертности и продолжительности жизни и определяли темпы прироста населения.
В процессе развития производительных сил и снижения зависимости че-
ловеческого общества от природной среды определяющую роль в воспроиз-
водстве населения начинают играть социально-экономические факторы : уро
вень благосостояния населения, развития медицины, здравоохранения, уровень образования. Производственные отношения, уровень развития производства, социальной сферы формируют соответствующие им демографическое сознание и нормы демографического поведения, которые в свою очередь определяют интенсивность демографических процессов.
Огромное значение на формирование демографических процессов оказывает уровень развития медицины и здравоохранения. Достижения медицины, вакцинация населения привели, с одной стороны, к резкому снижению заболеваемости, ликвидации опустошительных эпидемий, характерных для средневековья, чумы, оспы, холеры, тифа и снижению смертности особенно в детских возрастах. С другой стороны, производство и распространение контрацептивов улучшили возможность регулирования рождаемости.
Повышение благосостояния населения - важнейший фактор, приведший к изменению воспроизводства населения. Рост производства продуктов питания, улучшение структуры питания, жилищных условий, развитие сферы обслуживания сыграли огромную роль в повышении жизненного уровня населения. Эти факторы играют двоякую роль: способствуют уменьшению смертности и повышению средней продолжительности жизни.
Развитие промышленного производства привело к массовому вовлечению женщин в трудовую деятельность вне дома и, следовательно, частичному отвлечению их от деторождения. Большое влияние на воспроизводство оказывает уровень образования. Увеличение времени для приобретения общего и профессионального образования приводят к росту брачного возраста. Часто заключение браков в развитых странах откладывается до достижения экономической самостоятельности.
В процессе индустриализации и урбанизации общества происходит постепенное изменение роли ребенка в семье. Во-первых, дети перестают быть гарантами старости родителей. Эти функции берет на себя государство. Во-вторых, изменяется экономическая роль ребенка. Если в феодальный период времени ребенок являлся помощником в ведении сельского и домашнего хозяйства, а в период раннего капитализма - наемным рабочим, то с усложнением производства и повышением требований к уровню образования и профессиональной подготовке потребности в детском труде резко снижаются. Вводятся законы, ограничивающие применение детского труда. В-третьих, дети из производителей превращаются в потребителей, что приводит к увеличению расходов семейного бюджета на содержание и воспитание детей.
Демографические факторы. На воспроизводство населения оказывает большое влияние возрастная структура населения. Снижение рождаемости, повышение продолжительности жизни приводят к увеличению доли населения старших возрастов, а это в свою очередь к повышению общего коэффициента смертности и снижению рождаемости. Значительно воздействуют на показатели рождаемости брачно-семейные факторы: возраст вступления в брак, степень охвата населения брачно-семейными отношениями. В большинстве стран мира существуют законы, устанавливающие минимальный брачный возраст: он варьирует от 12 лет в Испании, Греции, ряде стран Латинской Америки и некоторых штатах США до 18 лет в большинстве стран Европы.
В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Так в Китае он был повышен до 22 лет у мужчин и до 20 лет у женщин, в Индии соответственно до 21 года и 18 лет. В дейтствительности же наблюдается еще большее <старение> брака, которое объясняется, тем, что значительная часть молодежи стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. В резльтате, тогда как еще 15-20 лет назад средний возраст вступления в брак девушек составлял в развиавющихся странах 16-18 лет, к началу XXI в. Даже в Африке он стал превосходить 20 лет, а в Азии и особенно вЛатинской Америке <постарел> еще больше (табл.1).
Таблица 1
Средний возраст вступления в брак в некоторых развивающихся странах
Регион, страна |
Средний возраст вступления в брак, лет |
|
мужчины |
женщины |
|
Азия Индия Индонезия Китай Пакистан Африка Алжир Египет Камерун Мозамбик Эфиопия Латинская Америка Бразилия Мексика Ямайка |
25.7 23.4 24.1 25.1 25.1 26.7 25.3 26.4 26 .4 22 .6 23.9 27.7 25.2 24.1 33.8 |
22.2 18.7 20.0 22.4 20.3 20.7 21.0 21.6 18.8 19.6 18.9 24.9 23.5 21.6 32.2 |
Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26.4 года для мужчин и 23.4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии - даже 28 лет. Для женщин в Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, Испании он превышает 27, а в Дании и Швеции - 29 лет.
Возраст вступления в брак довольно сильно влияет на показатели рождаемости. При ранних браках детность увеличивается как за счет удлинения периода, во время которого возможно деторождение, так и за счет большей плодовитости в молодых возрастах. Большое влияние на рождаемость оказывает брачность населения. Более высокий удельный вес людей, состоящих в браке, создает дополнительные предпосылки для повышенной рождаемости. У современных народов Африки и Азии доля состоящих в браке среди людей, имеющих право вступить в брак, колеблется от 95 до почти 100 %, в то время как у европейских народов она очень редко превосходит 90 %. На величину этого показателя существенное влияние оказывает традиционное отношение того или иного народа к безбрачию. У многих африканских народов к неженатым мужчинам относятся с предубеждением. У большинства народов Азии и Африки общественный статус незамужней женщины намного ниже, чем женщины замужней. В противоположность этому европейские народы в целом к безбрачию относятся довольно спокойно. Хотя брачность - не обязательное условие рождаемости, и часть детей рождается вне брака, все же основная часть детей в большинстве стран рождается у людей, состоящих в браке. Несколько иная ситуация в странах Латинской Америки, Карибского бассейна и населенных преимущественно мулатами островах, прилегающих к Африке, где широко распространено внебрачное сожительство, или конкубинат .
В последние десятилетия во всех развитых странах происходит быстрый рост доли детей, родившихся вне брака, что свидетельствует о все большем распространении других форм супружества. Доля родившихся вне брака составила в Швеции, Норвегии, Дании 46-50 %, в Великобритании, Франции, Финляндии, Эстонии -30-40 %, Австрии, Болгарии, Венгрии, Ирландии, Латвии, Канаде, США - 20-30 %.
Немалое влияние оказывает на рождаемость принятая у народов форма брака. У большинства этносов брак моногамен. Вместе с тем у некоторых народов сохраняется и полигамия - многобрачие. Полигамные браки бывают двух видов: полигинные (многоженство - когда мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с различными женщинами) и полиандрические (многомужество - когда женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами).
Полигинные браки распространены в частности, у народов, исповедующих ислам (арабов, персов и др.). Коран разрешает мусульманину иметь четыре жены и сколько угодно наложниц. Очень часты полигинные браки у африканских народов, причем не только у исповедующих ислам, но и придерживающихся местных родо-племенных верований. Раньше полигинные браки встречались также в Индии и Китае. Многоженство допускалось и у некоторых индейских народов, австралийских аборигенов. У европейских народов полигиния изжита еще в средние века.
Как это на первый взгляд не кажется пародоксальным, многоженство в целом оказывает отрицательное воздействие на рождаемость. У одного и того же народа, среди которого распространены как моногамные, так и полигамные браки, на каждую женщину, живущую в моногамном браке, в среднем приходится больше детей, чем на каждую женщину, живущую в полигамном браке. Полигиния может положительно влиять на рождаемость только после крупных войн, когда из-за потерь мужского населения получается половая диспропорция и за счет многоженства может быть увеличено число женщин, состоящих в браке и соответственно участвующих в деторождении.
Полиандрия обусловлена прежде всего нехваткой женщин из-за традиционного пренебрежительного отношения к девочкам и их высокой смертности. Подразделяется на братскую (когда мужья являются родными братьями) и небратскую (когда мужья не состоят между собой в кровном родстве). Братская полиандрия была распространена у тибетцев, некоторых гималайских народов (бхотиев, шерпов, ладакхов и др.) и - у ряда дравидоязычных народов Южной Индии (кандхов, тода, бадага, кодагу). Небратская полиандрия практиковалась среди наяров - одной из каст малаяли. Теперь у всех этих народов полиандрических семей почти нет. Полиандрические браки встречались также у некоторых индейских народов Северной Америки, эскимосов, полинезийцев Маркизских островов.
Полиандрические браки, по-видимому, отрицательно влияют на рождаемость. В таких семьях женщина быстро физически изматывается, здоровье ее подрывается.
Определенная связь прослеживается также между уровнем рождаемости и типом семьи. В больших семьях рождаемость обычно выше, чем в малых, поскольку в них родители могут надеяться на помощь родственников в обеспечении детей пищей и уходом. В малых же семьях часто приходится откладывать брак и рождение детей до достижения экономической самостоятельности.
Диспропорции в половом составе населения приводят к снижению брачности и, следовательно, рождаемости. Этот фактор, как правило, оказывает влияние на региональном уровне, что вызвано миграцией молодого мужского населения в районы новостроек.
На величину рождаемости огромное влияние оказывают социально-культурные и психологические факторы. Будучи производными от социально-экономических, они обладают одновременно и некоторой самостоятельностью.
Сформировавшиеся в предыдущие эпохи, демографические традиции многодетности оказывают существенное влияние на воспроизводство населения даже при условии изменения социально-экономических условий. У большинства народов существовали традиции многодетности, что вызвано было необходимостью сохранения этноса в условиях высокой смертности населения, особенно детской.
В большинстве развивающихся стран эти традиции до сих пор играют важную роль в воспроизводстве.
Огромное влияние на рождаемость оказывает религия. Некоторые религии резко отрицательно относятся к контролю за рождаемостью, использованию контрацептивов. К ним относятся католицизм и ислам. Однако в отличии от приверженцев ислама, характеризующихся очень высокими показателями рождаемости, среди католиков они невысоки (в Италии, например, они одни из самых низких в Европе).
Самая аскетичная религия - буддизм, большинство направлений которого поощряет безбрачие, считая его самым верным путем к спасению. Однако запрещение избавления от плода и родившегося ребенка, а также традиции многодетности, существующие у народов, исповедующих буддизм, способствуют сохранению высокой рождаемости.
Спокойнее к вопросам внутрисемейного планирования рождаемости относятся протестантизм и православие. Индуизм, поощряя рождаемость, в то же время запрещает замужество вдов, что сокращает численность активно участвующего в воспроизводстве населения. Установки на высокую рождаемость характерны для многих традиционных племенных верований, особенно связанных с культом предков.
На показатели рождаемости в некоторой степени влияет возможность разводов и допустимость повторных браков. У большинства народов, живущих родо-племенным строем, разводы очень просты. Отношение к разводу у более развитых народов различно. Существенную роль играет религиозный фактор. Предельны легки разводы (для мужской стороны) у народов, исповедующих ислам.
У христиан отношение к разводу гораздо более строгое. Католикам вообще запрещено разводиться. Довольно сложна процедура развода у православных, хотя она и стала теперь несколько легче, чем раньше, когда для развода требовалось разрешение Святейшего Синода, У протестантов разводам церковь не препятствует, хотя отношение к ним неодобрительное.
Осуждаются разводы и в индуистской религии.
На возможность заключения повторных браков религиозная принадлежность наряду с существующими народными традициями также оказывает большое влияние. У народов, живущих родо-племенным строем, для повторного брака разведенных и вдов каких-либо препятствий обычно не имеется.
Нет каких-либо существенных преград для повторного брака и у мусульманских народов: будущему супругу необходимо выждать два-три месяца после прекращения предыдущего брака, для того чтобы убедиться, что женщина не беременна. У мусульман раньше широко бытовал и левират*** .
У современных христианских народов отношение к повторным бракам вдов (а в случаях когда развод разрешен, и к повторным бракам разведенных) вполне терпимое, хотя сохранение вдовой верности покойному мужу ценится весьма высоко. Для раннего же христианства было характерно отрицательное отношение к повторным бракам вдов.
Хотя буддизм и не запрещает вступать в новый брак, у многих буддийских народов вдовы и вдовцы часто сознательно остаются одинокими, чтобы лучще подготовиться к загробной жизни.
Согласно китайским религиозно-этическим нормам, "целомудренные вдовы", как называли сохранивших верность покойным мужьям женщин, считались образцом добродетели. Однако таких подвижниц было немного.
Особенно же негативное отношение к бракам вдов характерно для народов, исповедующих индуизм, хотя в Индии еще в 1856 г. колониальными властями был издан закон, разрешающий вдовам вновь выходить замуж. Естественно, что индуистское положение о недопустимости повторного замужества вдов оказывает на рождаемость отрицательное воздействие тем более, что у индуистов широко распространены браки, когда муж намного старше жены, в результате чего молодые вдовы (иногда им всего по 15-20 лет) оказываются исключенными из процесса деторождения.
Совместное влияние факторов приводит к изменению демографического поведения, включающего брачное, репродуктивное и самосохранительное поведение. Под брачным поведением понимается поведение людей в связи с заключением и прекращением браков, под самосохранительным - целенаправленные действия человека направленные на самосохранение в течение всей жизни, под репродуктивным - система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака.
В процессе развития общества происходит переход от многодетного тира репродуктивного поведения (потребность в 5 и более детях) к среднедетному (3-4 ребенка) и малодетному типу ( потребность в 1-2 детях).
*Репродуктивный период, период плодовитости,- часть жизни женщин, в течение которой они способны к деторождению. Начинается с наступления половой зрелости (первой менструации - менархе) и заканчивается менопаузой. В демографии границы репродуктивного периода условно определяются в возрастных рамках 15-49 лет.
** Максимальным считается величина -69 детей (жена Федора Васильева из поселка Шуя в период с 1725 по 1765 г родила 16 двоен, 7 -троен и 4 раза по четыре близнеца).
***Левират (от лат. levir - деверь, брат мужа), обычай жениться на вдове брата. Поддерживал обязанность вдовы остаться в роде мужа и обеспечивал ей и детям определенные права и средства существования.