I. Воспроизводство населения .

Воспроизводство населения - процесс постоянного возобновления населения в результате естественного движения (рождений и смертей), миграций (передвижений людей с одной территории на другую) и социального движения (переходов людей из одних состояний в другие). То есть воспроизводство населения рассматривается как совокупность трех видов движения народонаселения: "естественного", пространственного и социального (социальная мобильность). В узком смысле воспроизводство населения - процесс непрерывного возобновления поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности.

Рождаемость - процесс деторождения, биологической основой которого является способность к воспроизведению потомства (оплодотворению, зачатию, вынашиванию и рождению плода).

Смертность - процесс вымирания поколения.

1.1 Факторы естественного движения населения.

1 .1 Факторы естественного движения населения

На воспроизводство населения оказывает влияние множество факторов, которые можно объединить в несколько групп: социально-экономические, природно-биологические, демографические, социально-культурные и психологические.

Природно-биологические факторы. Человек является продуктом природы и на его воспроизводство не может не оказывать влияние среда обитания. Это влияние проявляется во времени наступления репродуктивного периода. Он наступает несколько раньше в районах с теплым климатом. *

Физиологический фактор рождаемости включает и длительность репродуктивного периода. У женщин этот период начинается в 12 -17 лет и заканчивается примерно к 45 годам. У мужчин репродуктивный период начинается около 15 лет, а заканчивается в 55-70 лет, а иногда и гораздо позже (иногда длится до 90 и более лет).

Природно-биологические факторы проявляются также в предрасположенности к многоплодным родам, которые характеризуются определенной региональной (а возможно, и расовой) дифференциацией. Многоплодные роды особенно часты у народов Тропической Африки, значительна частота таких родов у населения Южной Азии. В Европе же случаи многоплодных родов встречаются гораздо реже, а в Восточной Азии - совсем редко. По свидетельству статистики на каждые 90 родов приходятся двойняшки, тройняшки - на каждые 85 тысяч, "квартет" - на 670 тысяч, "пятерка" - на 41 миллион 600 тысяч. Для "секстета" и последующих комбинаций статистики просто не существует.

Средний уровень естественной рождаемости, т.е. число детей , которое может родить женщина, непрерывно состоя в браке и не применяя каких либо специальных мер планирования семьи, составляет приблизительно 10 рождений. За максимальную оценку естественной рождаемости обычно принимается средняя для одной из когорт религиозной секты гуттеритов (США), которая составляет 12,44. В случаях же нескольких многоплодных родов (к которым некоторые женщины генетически предрасположены) максимум детей у одной женщины может доходить и до 40 **.

К физиологическим, а точнее генетическим факторам рождаемости можно отнести совпадение или различие у супругов резус-фактора. У большинства людей резус-фактор положительный, и поэтому вероятность несовпадения этой характеристики крови у мужа и жены очень мала. Однако у некоторых народов доля отрицательного резус-фактора несколько повышена и тем самым увеличивается возможность выкидыша (особенно при повторных родах). Наиболее высока доля лиц с отрицательным резус-фактором у европейских народов, а у басков она даже доходит до 30 %.

Большое влияние природно-биологические факторы оказывают на смертность, что определяется распространением природно-очаговых заболеваний, таких как тропическая малярия, сонная болезнь, заболевания, вызываемые микроорганизмами, живущими в воде и почве, кровососущими насекомыми. Недостаток или избыток отдельных элементов, поступающих в организм человека с пищей, приводят к повышению таких заболеваний как эндемичный зоб (недостаток йода), атеросклероз (избыток цинка), к предрасположенности к сахарному диабету (излишний хром), раку желудка (высокая доля свинца в воде).

На смертность оказывают влияние адаптация населения к местным условиям, выработка иммунитета к некоторым заболеваниям, распространение генетических заболеваний, вызванных формированием особых генотипов в результате прежней изоляции человеческих популяций.

Приспособленность женского и мужского организма к внешним условиям среды определяет различия в смертности среди этих групп населения.

Природно-биологические факторы длительный период времени в истории человеческого общества определяли динамику населения. Продуктивность и степень благоприятности окружающей среды выступали в качестве регулятора смертности и продолжительности жизни и определяли темпы прироста населения.

В процессе развития производительных сил и снижения зависимости че-

ловеческого общества от природной среды определяющую роль в воспроиз-

водстве населения начинают играть социально-экономические факторы : уро

вень благосостояния населения, развития медицины, здравоохранения, уровень образования. Производственные отношения, уровень развития производства, социальной сферы формируют соответствующие им демографическое сознание и нормы демографического поведения, которые в свою очередь определяют интенсивность демографических процессов.

Огромное значение на формирование демографических процессов оказывает уровень развития медицины и здравоохранения. Достижения медицины, вакцинация населения привели, с одной стороны, к резкому снижению заболеваемости, ликвидации опустошительных эпидемий, характерных для средневековья, чумы, оспы, холеры, тифа и снижению смертности особенно в детских возрастах. С другой стороны, производство и распространение контрацептивов улучшили возможность регулирования рождаемости.

Повышение благосостояния населения - важнейший фактор, приведший к изменению воспроизводства населения. Рост производства продуктов питания, улучшение структуры питания, жилищных условий, развитие сферы обслуживания сыграли огромную роль в повышении жизненного уровня населения. Эти факторы играют двоякую роль: способствуют уменьшению смертности и повышению средней продолжительности жизни.

Развитие промышленного производства привело к массовому вовлечению женщин в трудовую деятельность вне дома и, следовательно, частичному отвлечению их от деторождения. Большое влияние на воспроизводство оказывает уровень образования. Увеличение времени для приобретения общего и профессионального образования приводят к росту брачного возраста. Часто заключение браков в развитых странах откладывается до достижения экономической самостоятельности.

В процессе индустриализации и урбанизации общества происходит постепенное изменение роли ребенка в семье. Во-первых, дети перестают быть гарантами старости родителей. Эти функции берет на себя государство. Во-вторых, изменяется экономическая роль ребенка. Если в феодальный период времени ребенок являлся помощником в ведении сельского и домашнего хозяйства, а в период раннего капитализма - наемным рабочим, то с усложнением производства и повышением требований к уровню образования и профессиональной подготовке потребности в детском труде резко снижаются. Вводятся законы, ограничивающие применение детского труда. В-третьих, дети из производителей превращаются в потребителей, что приводит к увеличению расходов семейного бюджета на содержание и воспитание детей.

Демографические факторы. На воспроизводство населения оказывает большое влияние возрастная структура населения. Снижение рождаемости, повышение продолжительности жизни приводят к увеличению доли населения старших возрастов, а это в свою очередь к повышению общего коэффициента смертности и снижению рождаемости. Значительно воздействуют на показатели рождаемости брачно-семейные факторы: возраст вступления в брак, степень охвата населения брачно-семейными отношениями. В большинстве стран мира существуют законы, устанавливающие минимальный брачный возраст: он варьирует от 12 лет в Испании, Греции, ряде стран Латинской Америки и некоторых штатах США до 18 лет в большинстве стран Европы.

В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Так в Китае он был повышен до 22 лет у мужчин и до 20 лет у женщин, в Индии соответственно до 21 года и 18 лет. В дейтствительности же наблюдается еще большее <старение> брака, которое объясняется, тем, что значительная часть молодежи стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. В резльтате, тогда как еще 15-20 лет назад средний возраст вступления в брак девушек составлял в развиавющихся странах 16-18 лет, к началу XXI в. Даже в Африке он стал превосходить 20 лет, а в Азии и особенно вЛатинской Америке <постарел> еще больше (табл.1).

Таблица 1

Средний возраст вступления в брак в некоторых развивающихся странах

Регион, страна

Средний возраст вступления в брак, лет

мужчины

женщины

Азия

Индия

Индонезия

Китай

Пакистан

Африка

Алжир

Египет

Камерун

Мозамбик

Эфиопия

Латинская Америка

Бразилия

Мексика

Ямайка

25.7

23.4

24.1

25.1

25.1

26.7

25.3

26.4

26 .4

22 .6

23.9

27.7

25.2

24.1

33.8

22.2

18.7

20.0

22.4

20.3

20.7

21.0

21.6

18.8

19.6

18.9

24.9

23.5

21.6

32.2

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26.4 года для мужчин и 23.4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии - даже 28 лет. Для женщин в Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, Испании он превышает 27, а в Дании и Швеции - 29 лет.

Возраст вступления в брак довольно сильно влияет на показатели рождаемости. При ранних браках детность увеличивается как за счет удлинения периода, во время которого возможно деторождение, так и за счет большей плодовитости в молодых возрастах. Большое влияние на рождаемость оказывает брачность населения. Более высокий удельный вес людей, состоящих в браке, создает дополнительные предпосылки для повышенной рождаемости. У современных народов Африки и Азии доля состоящих в браке среди людей, имеющих право вступить в брак, колеблется от 95 до почти 100 %, в то время как у европейских народов она очень редко превосходит 90 %. На величину этого показателя существенное влияние оказывает традиционное отношение того или иного народа к безбрачию. У многих африканских народов к неженатым мужчинам относятся с предубеждением. У большинства народов Азии и Африки общественный статус незамужней женщины намного ниже, чем женщины замужней. В противоположность этому европейские народы в целом к безбрачию относятся довольно спокойно. Хотя брачность - не обязательное условие рождаемости, и часть детей рождается вне брака, все же основная часть детей в большинстве стран рождается у людей, состоящих в браке. Несколько иная ситуация в странах Латинской Америки, Карибского бассейна и населенных преимущественно мулатами островах, прилегающих к Африке, где широко распространено внебрачное сожительство, или конкубинат .

В последние десятилетия во всех развитых странах происходит быстрый рост доли детей, родившихся вне брака, что свидетельствует о все большем распространении других форм супружества. Доля родившихся вне брака составила в Швеции, Норвегии, Дании 46-50 %, в Великобритании, Франции, Финляндии, Эстонии -30-40 %, Австрии, Болгарии, Венгрии, Ирландии, Латвии, Канаде, США - 20-30 %.

Немалое влияние оказывает на рождаемость принятая у народов форма брака. У большинства этносов брак моногамен. Вместе с тем у некоторых народов сохраняется и полигамия - многобрачие. Полигамные браки бывают двух видов: полигинные (многоженство - когда мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с различными женщинами) и полиандрические (многомужество - когда женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами).

Полигинные браки распространены в частности, у народов, исповедующих ислам (арабов, персов и др.). Коран разрешает мусульманину иметь четыре жены и сколько угодно наложниц. Очень часты полигинные браки у африканских народов, причем не только у исповедующих ислам, но и придерживающихся местных родо-племенных верований. Раньше полигинные браки встречались также в Индии и Китае. Многоженство допускалось и у некоторых индейских народов, австралийских аборигенов. У европейских народов полигиния изжита еще в средние века.

Как это на первый взгляд не кажется пародоксальным, многоженство в целом оказывает отрицательное воздействие на рождаемость. У одного и того же народа, среди которого распространены как моногамные, так и полигамные браки, на каждую женщину, живущую в моногамном браке, в среднем приходится больше детей, чем на каждую женщину, живущую в полигамном браке. Полигиния может положительно влиять на рождаемость только после крупных войн, когда из-за потерь мужского населения получается половая диспропорция и за счет многоженства может быть увеличено число женщин, состоящих в браке и соответственно участвующих в деторождении.

Полиандрия обусловлена прежде всего нехваткой женщин из-за традиционного пренебрежительного отношения к девочкам и их высокой смертности. Подразделяется на братскую (когда мужья являются родными братьями) и небратскую (когда мужья не состоят между собой в кровном родстве). Братская полиандрия была распространена у тибетцев, некоторых гималайских народов (бхотиев, шерпов, ладакхов и др.) и - у ряда дравидоязычных народов Южной Индии (кандхов, тода, бадага, кодагу). Небратская полиандрия практиковалась среди наяров - одной из каст малаяли. Теперь у всех этих народов полиандрических семей почти нет. Полиандрические браки встречались также у некоторых индейских народов Северной Америки, эскимосов, полинезийцев Маркизских островов.

Полиандрические браки, по-видимому, отрицательно влияют на рождаемость. В таких семьях женщина быстро физически изматывается, здоровье ее подрывается.

Определенная связь прослеживается также между уровнем рождаемости и типом семьи. В больших семьях рождаемость обычно выше, чем в малых, поскольку в них родители могут надеяться на помощь родственников в обеспечении детей пищей и уходом. В малых же семьях часто приходится откладывать брак и рождение детей до достижения экономической самостоятельности.

Диспропорции в половом составе населения приводят к снижению брачности и, следовательно, рождаемости. Этот фактор, как правило, оказывает влияние на региональном уровне, что вызвано миграцией молодого мужского населения в районы новостроек.

На величину рождаемости огромное влияние оказывают социально-культурные и психологические факторы. Будучи производными от социально-экономических, они обладают одновременно и некоторой самостоятельностью.

Сформировавшиеся в предыдущие эпохи, демографические традиции многодетности оказывают существенное влияние на воспроизводство населения даже при условии изменения социально-экономических условий. У большинства народов существовали традиции многодетности, что вызвано было необходимостью сохранения этноса в условиях высокой смертности населения, особенно детской.

В большинстве развивающихся стран эти традиции до сих пор играют важную роль в воспроизводстве.

Огромное влияние на рождаемость оказывает религия. Некоторые религии резко отрицательно относятся к контролю за рождаемостью, использованию контрацептивов. К ним относятся католицизм и ислам. Однако в отличии от приверженцев ислама, характеризующихся очень высокими показателями рождаемости, среди католиков они невысоки (в Италии, например, они одни из самых низких в Европе).

Самая аскетичная религия - буддизм, большинство направлений которого поощряет безбрачие, считая его самым верным путем к спасению. Однако запрещение избавления от плода и родившегося ребенка, а также традиции многодетности, существующие у народов, исповедующих буддизм, способствуют сохранению высокой рождаемости.

Спокойнее к вопросам внутрисемейного планирования рождаемости относятся протестантизм и православие. Индуизм, поощряя рождаемость, в то же время запрещает замужество вдов, что сокращает численность активно участвующего в воспроизводстве населения. Установки на высокую рождаемость характерны для многих традиционных племенных верований, особенно связанных с культом предков.

На показатели рождаемости в некоторой степени влияет возможность разводов и допустимость повторных браков. У большинства народов, живущих родо-племенным строем, разводы очень просты. Отношение к разводу у более развитых народов различно. Существенную роль играет религиозный фактор. Предельны легки разводы (для мужской стороны) у народов, исповедующих ислам.

У христиан отношение к разводу гораздо более строгое. Католикам вообще запрещено разводиться. Довольно сложна процедура развода у православных, хотя она и стала теперь несколько легче, чем раньше, когда для развода требовалось разрешение Святейшего Синода, У протестантов разводам церковь не препятствует, хотя отношение к ним неодобрительное.

Осуждаются разводы и в индуистской религии.

На возможность заключения повторных браков религиозная принадлежность наряду с существующими народными традициями также оказывает большое влияние. У народов, живущих родо-племенным строем, для повторного брака разведенных и вдов каких-либо препятствий обычно не имеется.

Нет каких-либо существенных преград для повторного брака и у мусульманских народов: будущему супругу необходимо выждать два-три месяца после прекращения предыдущего брака, для того чтобы убедиться, что женщина не беременна. У мусульман раньше широко бытовал и левират*** .

У современных христианских народов отношение к повторным бракам вдов (а в случаях когда развод разрешен, и к повторным бракам разведенных) вполне терпимое, хотя сохранение вдовой верности покойному мужу ценится весьма высоко. Для раннего же христианства было характерно отрицательное отношение к повторным бракам вдов.

Хотя буддизм и не запрещает вступать в новый брак, у многих буддийских народов вдовы и вдовцы часто сознательно остаются одинокими, чтобы лучще подготовиться к загробной жизни.

Согласно китайским религиозно-этическим нормам, "целомудренные вдовы", как называли сохранивших верность покойным мужьям женщин, считались образцом добродетели. Однако таких подвижниц было немного.

Особенно же негативное отношение к бракам вдов характерно для народов, исповедующих индуизм, хотя в Индии еще в 1856 г. колониальными властями был издан закон, разрешающий вдовам вновь выходить замуж. Естественно, что индуистское положение о недопустимости повторного замужества вдов оказывает на рождаемость отрицательное воздействие тем более, что у индуистов широко распространены браки, когда муж намного старше жены, в результате чего молодые вдовы (иногда им всего по 15-20 лет) оказываются исключенными из процесса деторождения.

Совместное влияние факторов приводит к изменению демографического поведения, включающего брачное, репродуктивное и самосохранительное поведение. Под брачным поведением понимается поведение людей в связи с заключением и прекращением браков, под самосохранительным - целенаправленные действия человека направленные на самосохранение в течение всей жизни, под репродуктивным - система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака.

В процессе развития общества происходит переход от многодетного тира репродуктивного поведения (потребность в 5 и более детях) к среднедетному (3-4 ребенка) и малодетному типу ( потребность в 1-2 детях).

 

*Репродуктивный период, период плодовитости,- часть жизни женщин, в течение которой они способны к деторождению. Начинается с наступления половой зрелости (первой менструации - менархе) и заканчивается менопаузой. В демографии границы репродуктивного периода условно определяются в возрастных рамках 15-49 лет.

** Максимальным считается величина -69 детей (жена Федора Васильева из поселка Шуя в период с 1725 по 1765 г родила 16 двоен, 7 -троен и 4 раза по четыре близнеца).

***Левират (от лат. levir - деверь, брат мужа), обычай жениться на вдове брата. Поддерживал обязанность вдовы остаться в роде мужа и обеспечивал ей и детям определенные права и средства существования.