Лабораторная работа N013

Изучение электромагнитной индукции


Приборы и принадлежности: катушка, микроамперметр, магнит, пружина, штатив, линейка.

Порядок выполнения

  1. Закрепите магнит на пружине, установите под ним катушку, к ней присоедините микроамперметр (число витков N=2400).
  2. Приведите магнит в движение. По линейке определите амплитуду колебаний магнита, по амперметру - амплитуду изменений тока.
  3. Повторите опыт для двух других отклонений, результаты измерений занесите в таблицу.
  4. Переключите амперметр на обмотку с меньшим количеством витков (N=1200) и повторите измерения при тех же значениях отклонения магнита от положения равновесия. Результаты занесите в таблицу.

    Таблица

    Результаты измерений индукционных токов

    N0 п/п Отклонение х, мм Инд. ток, I1, мкА (N=2400) Инд. ток, I2, мкА (N=2400) Отношение токов I1/I2
    1        
    2        
    3        
            n=ncp±Δn

  5. Рассчитайте отношение токов, получаемых на разных обмотках n= (I1/I2), его среднее значение nср, а также погрешность Δn(γ=90%) по формуле (0.4). Запишите результат в виде n=nср±Δn.
  6. Постройте график зависимости тока от амплитуды колебаний магнита I1(x), I2(x) на одних осях координат. Проверьте его линейность.
  7. Переверните катушку и повторите опыт для одного значения х. Что изменилось?
  8. Сделайте вывод.

    Теория

    При перемещении магнита относительно катушки число силовых линий, проходящих сквозь сечение катушки, меняется. В результате в катушке возникает индукционный ток, препятствующий этому изменению. ЭДС индукции, генерируемое при этом, определяется законом Фарадея
    (13.1)

    где N - число витков в катушке, Ф - поток через сечение одного витка.

    Сила индукционного тока в катушке определяется по закону Ома
    (13.2)

    где R - сопротивление катушки.

    Так как сопротивление катушки зависит от число витков в ней:
    (13.3)

    где R1 - сопротивление одного витка, то можно ожидать, что индукционный ток не будет зависеть от числа витков в катушке
    (13.4)

    но на самом деле это не так. Через удаленные витки поток меньше, поэтому и ЭДС в них возникает более низкое.

    Из формулы (13.1) видно, что ЭДС индукции пропорциональна скорости изменения магнитного потока dФ/dt. Эта скорость пропорциональна скорости движения магнита V.
    (13.5)

    где α- некий постоянный коэффициент. Действительно, чем выше скорость магнита, тем больше количество силовых линий пересекает витки катушки за единицу времени, и тем больше ЭДС.

    Из механики известно, что скорость колебаний пружинного маятника прямо пропорциональна их амплитуде х. Действительно, при этих колебаниях потенциальная энергия сжатой пружины Еп переходит в кинетическую энергию Ек, и согласно закону сохранения энергии
    (13.6)

    где m - масса магнита (груза), k - жесткость пружины, откуда

    (13.7)

    Следовательно, скорость изменения магнитного потока dФ/dt связана с амплитудой отклонения х линейно.

    (13.8)

    Таким образом, меняя амплитуду колебаний, мы можем изменить ЭДС индукции и индукционный ток
    (13.9)

    и проверить закон электромагнитной индукции Фарадея: если он верен, связь между Ii и х будет линейной: Ii=βх.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое магнитный поток?
    2. Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея. Правило Ленца.
    3. Какие витки дают больший вклад в появления индукционных токов: ближние или дальние к магниту?
    4. Как меняется индукционный ток при перемене направления движения магнита?
    5. Что происходит с ЭДС индукции в одиночном витке при пересечении магнитом его плоскости?
    6. Как зависит сила индукционного тока от сопротивления катушки? В какой катушке ток будет больше: из тонкого или толстого провода (длина катушек одинакова, витки плотно прилежат друг к другу)? Почему катушки делают из меди, а не из железа, например?
    7. Как зависит параметр от магнитной индукции магнита в формуле (13.5)? Как этот параметр изменится, если отодвинуть катушку подальше от магнита?
    8. В каком случае ЭДС индукции больше: если магнит расположен в центре катушки или у ее среза?
    9. Вывод рабочей формулы (13.9).
    10. Объясните свои наблюдения и результаты экспериментов