Лабораторная работа N05
Определение величины ускорения свободного падения с помощью математического маятника
Цель: вычислить величину ускорения свободного падения и рассчитать абсолютную и относительную погрешности лабораторного эксперимента.
Приборы и оборудование: математический маятник, линейка, секундомер.
Обоснование метода
Из формулы Томсона (I.3) для математического (точечного) маятника выразим g
|
(5.1) |
Используя данную формулу, можно рассчитать значение g, зная длину маятника l (длину нити + радиус шара, принятого в качестве материальной точки математического маятника!) и период T , который можно рассчитать, определив, например, время t для N=30 полных колебаний:
|
(5.2) |
Порядок выполнения работы
- Установите на краю лабораторного стола математический маятник таким образом, чтобы шарик, моделирующий материальную точку, находился не более чем в 5 сантиметрах от пола лаборатории (смотри рис.4).
- Измерьте с помощью мерной линейки длину маятника l (обязательно посмотрите обоснование метода!).
- Отклонив маятник от положения равновесия (не более чем на 10 см для получения колебаний малой амплитуды), измерьте время t для N=30 полных колебаний.
- По формуле (5.2) рассчитайте время одного колебания, т.е. период колебания T.
- Не меняя условия лабораторного эксперимента, повторите измерения и вычисления T не менее n=3 раза. Полученные данные внесите в таблицу.
- Вычислите среднее значение периода колебаний Tcp по формуле (0.3). Вместо x подставить в формулу T.
- Определите абсолютную погрешность измерения периода ΔT по формуле (0.4). Задать уровень надежности 90%.
- Рассчитайте относительную погрешность εT лабораторного эксперимента в процентах по формуле (0.6).
- По формуле (5.1) рассчитайте среднее значение ускорения свободного падения
- По формуле (0.8) рассчитайте относительную погрешность измерения ускорения свободного падения
εg= 2εT
- Рассчитайте абсолютную погрешность измерения ускорения свободного падения Δg по формуле (0.9)
Таблица
Результаты эксперимента по определению ускорения свободного падения с помощью маятника
N0 опыта |
Длина l, м |
Число колебаний N |
Время t, с |
Период T, с |
(Ti-Tcp)2 |
Ускорение свободного падения gср ,м/с2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
n |
|
|
|
|
εT= ; εg= |
Tcp=,c |
ΔT= |
Δg= |
- Запишите результат эксперимента в виде
g=gcp±Δg
и сравните его с истинным значением g=9.8 м/с2. Попадает ли оно в интервал значений от gср-Δg до gср+Δg?
Контрольные вопросы
- Что называется колебанием? Классификация колебаний.
- Связь параметров колебаний с параметрами колебательной системы. Формулы Томсона. Зависит ли период колебания от амплитуды?
- Влияет ли число отсчитываемых колебаний на точность определения времени одного колебания маятника?
- Опишите превращение энергии при колебаниях.
- Параметры колебаний: амплитуда, фаза, частота, период.
- Как изменится период колебаний математического маятника на Луне? Как изменится период колебаний, если увеличить длину нити в 4 раза?