ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первоначально работа представлялась в виде комментариев статистических данных переписей о численности, национальном составе, воспроизводстве, размещении населения Республики Алтай. В ходе написания пришлось привлечь другие оригинальные источники и дополнительные сведения о населении, послужившие информационной базой для данного издания.

Проведя вспомогательные расчеты, группировки, таблицы; выполнив графики, диаграммы, карты; систематизировав, обобщив, проанализировав обработанные массивы данных, философски их осмыслив, сделали соответствующие выводы, - тем самим выявили тенденции и закономерности демографического процесса в Республике Алтай.

Проделанный труд, считаем только преддверием большого, содержательного и интересного фронта деятельности. Вся сказка еще впереди. Здесь намечены лишь основные направления, обозначена стержневая канва изучения феномена населения. Внимание будущих исследователей следует обратить на узловые (переломные) моменты (этапы, периоды) истории, события в жизни общества и страны (революции, войны, коллективизацию, репрессии, реформы и т.д.), вызвавшие зигзаги, перепады, взлеты и падения численности, изменения национального состава, режима воспроизводства, характера размещения населения и т.д.

Эти положения проиллюстрируем следующими примерами. Так, по переписи 1923 г. в 23 волостях, выделенных в Ойротскую автономную область и реорганизованных в 10 аймаков, насчитывалось 82943 человека. В этом числе коренного ойротского населения было 34595, казаков - 2205, русских - 45328 и прочих национальностей - 820 человек. При этом, особенно важно заострить внимание на то, что количество женщин превышало количество мужчин на 35% (для сравнения - на последних двух переписях на 1000 мужчин приходилось по 1100 женщин, тогда 1350). Это был результат империалистической и гражданской войны ("эхо прошедшей войны"), когда поголовно уничтожалось взрослое мужское население, когда отряды красных и белых, сменяя друг друга, волнами прокатывались по весям Алтая, уничтожая и разоряя на своем пути подобно стаи саранчи. Особенно большой урон понесли Усть-Канский и Улаганский районы, на территории которых было смертельное противостояние враждующих сторон (уменьшение населения за 1916-1920 гг. соответственно на 40 и 36%).

Затем спад сменился быстрым приростом за восстановительные годы. На 1 января 1931 года область имеет 192796 человек, в том числе 51212 алтайцев-ойротов. Прирост последних в 1923-1931 гг. составил 16617 человек (в 1,5 раза, на 48%). Через два года подъем снова сменился спадом во время кровавой коллективизации, политики ликвидации кулака как класса. С 1931 по 1933 год население области уменьшилось почти в два раза, от 192,8 до 106,1 тыс. человек.

Все эти изломы, возмущения феномена народонаселения наглядно изобразить, ярко изложить, сделать содержательные выводы, извлечь уроки - задача исследователя. Для чего необходимо поднять большой пласт данных, их перелопатить, переварить, пропустить через сердце и мозг. Политическая история и география Горного Алтая ждут и нуждаются в серьезных ученых критического склада ума, новаторах, патриотах, геополитиках, мыслящих континентами и тысячелетиями.

Анализируя народонаселение Горного Алтая, отмечаем, что здесь нет такой демографической ситуации, как "русский крест" (выражение демографа Вишневского), когда смертность превышает рождаемость, имеют место депопуляция, естественная убыль, "демографическая зима". Удивительную "пассионарность" (понятие Л.Н.Гумилева), энергию роста демонстрируют казахи. Языком статистики это выражается следующим образом:



1897 г.

2002 г.
Доля в населении Кош-Агачского района, ( %)
алтайцы
казахи

75
24

42
55
Доля в населении Республики Алтай, (%)
алтайцы
казахи

76
2,6

33
6
Численность (тыс.чел.)
алтайцы
казахи

32
1,1

67,91
12,1

1 Суммарно все алтайское население.

Данные по алтайцам приведены для сравнения. Выводы на поверхности. Большой эффект естественного прироста этнических казахов усиливается миграцией (среднегодовой прирост за 105 лет равняется 9,5 %; если откроем летопись "Люди XX века". - Горно-Алтайск, 2002, то увидим, что список матерей-героинь, - орденоносцев, - медалистов возглавляют казашки).

Если гипотетически допустить десятикратное увеличение алтайцев за 1897-2002 гг. (как казахов), то численность их в настоящее время превысила бы 300 тыс. человек, на целый порядок выше сегодняшнего уровня.

Мы за то, чтобы "плодились", "размножались" все народы (алтайцы, казахи, русские и др.), племена (тубалары, челканцы, кумандинцы и др.), роды (укту-тибер, чапты, мундус и др.), проживающие на Алтае, чтобы они осваивали это благодатный край, преумножали богатство нации.

В приложении даем карту административных районов с населенными пунктами и гидрографической (речной, водной) сетью в целях выработки пространственного мышления ("бог мыслит геометрией", Платон), восприятия образа (рисунка) территории, знания географии своего региона; во-вторых, цветные круговые диаграммы национального состава населения муниципальных образований; в-третьих, список населенных пунктов республики по переписям 1989 и 2002 годов.

Наконец, приводим сведения о сёёках (сеоках, сооках = родах) алтайцев за 1897 год. К сожалению, кроме С.П.Швецова, таковых данных нет в материалах всех последующих переписей, и ни в каких других документах они не фигурируют, хотя сеоки в жизни коренных жителей всегда имели и имеют большое значение. По сей день при встрече людей старшего поколения первый и традиционный вопрос: "Кандый сёёк?","Сёёкин не?" ("Какой род?", "Из какого рода?"). Только потом спросят место (район), имя, фамилию и т.д. Если встречные из одного рода, то тебе обеспечены кров (приют, пища, питье, угощение и т.п.), как в старые добрые времена. Лица, принадлежащие к одному и тому же роду, считаются ближайшими кровными родственниками, между которыми браки не могут быть допускаемы, влекущие за собой кровосмешение, вырождение рода и пр. (как точно подметили наши мудрые предки). Совершенно прав В.Э.Кыдыев, переиздавший одноименные книги Л.П.Мамета и П.Я.Гордиенко "Ойротия", который от издательства пишет, что Л.Мамета необоснованно обвинили в защите теории родового строя, "хотя именно родовой строй с его системой взаимопомощи и выручки спас население Алтая от вымирания, помог пережить многое, точно так же как русская община с ее принципом: один за всех и все за одного - помогла русскому народу перенести все невзгоды, выпавшие на его долю" (Мамет, 1994, с.184).

Сведения о сёёке важны и потому, что сейчас в республике возрождается институт зайсанства (зайсан - "князь", глава определенного рода). Принадлежность к тому или иному сеоку у алтайцев всегда была и есть предмет особой гордости, она важнейшая составляющая национального менталитета и идентичности. Молодежи нужно знать из какого рода и племени происхождения, сохранить память о своих корнях.

Если сведения о сёёке предназначены главным образом для "внутреннего потребления", то топонимика географических названий, особенно населенных пунктов вызывает повышенный интерес у рекреантов и гостей республики. Необходимость такой информации возрастает с превращением Алтая в Мекку туризма. Крупицы такой информации мы здесь также предоставляем.