Работа 8. Планировка и оформление цветника

Цель работы:

 
  1. Ознакомиться с этапами цветочно-декоративного оформления.
  2. Освоить навыки составления проектов цветников.
Материалы и оборудование:
  справочные материалы по использованию растений ( 2, 17, 18, 19, 34, 35, 36, 37, 41). линейки, циркули, карандаши простые и цветные.

Вводные пояснения:

      Для создания цветников используют однолетние, двулетние, многолетние, ковровые, вьющиеся и другие группы растений. Различные сочетания цветочных культур и приемов посадки создают различные типы цветников (партеры, розарии, альпинарии, экзотарии, миксбордеры - смешанные цветники). Форма и размеры цветников могут быть разнообразны. При подборе растений для цветника необходимо учитывать биологические особенности растений, непрерывность цветения и декоративный вид.
      Основными элементами цветников являются: клумбы - цветники правильной геометрической формы; рабатки - длинные цветочные полосы вдоль дорожек, аллей, заборов, зданий; бордюры - окаймления, служащие для оттенения и подчеркивания отдельных элементов; арабески - небольшие фигурные клумбы (в виде стрел, венков, листьев и т.д.); групповые и одиночные посадки (солитеры).
      Устройство цветочно-декоративного оформления заключается в подготовке площади, составлении проекта, разбивке плана, устройстве дорожек, газона, живых изгородей, посадке растений и уходе за ними. Размер любого из типов цветочного оформления зависит от площади озеленяемого участка. Обычно под древесные культуры отводят 40-50%, кустарники - 10-20%, газоны - 8-18%, цветочные насаждения - 4-8%, дорожки - 15-20%. Чтобы композиция не была монотонной, главную часть ее выражают сильнее, чем остальные. Этого достигают путем укрупнения деталей и применения высокорослых растений.
      Для составления проекта на бумагу наносят границы участка, на котором намечается устройство цветника. Наносятся дорожки, газоны. Отмечается ассортимент цветочных культур, необходимое количество рассады отдельно по каждой культуре, их смену. Обычно рабочие проекты выполняются в масштабе 1:10. Для своевременного осуществления работ составляют календарный план, где указывают порядок и время выполнения работ.

Ход работы:

  1. Составить проект озеленения пришкольного участка. С использованием условных обозначений, приведенных на рис. 7, нанести границы всех строений, площадок, сохраняемых зеленых насаждений, подобрать культуры, сорта, определить потребное количество растений, срок посадки. Зарисовать схему планировки пришкольного участка.
  2. Подобрать ассортимент растений для альпинария (рокария) длиной 3 м, шириной 1,5 м. Результаты занести в таблицу 12.

    Таблица 12

    Ассортимент растений для альпинария

    Культура Высота растений, см Время цветения Окраска цветков Время посадки Занимаемая площадь Количество высаживаемых растений Расположение растений
            

  3. Выполнить эскиз арабески и подобрать ассортимент ковровых растений.
Рис.7 Условные обозначения для составления планов озеленения объектов (из А.А. Чувиковой др., 1984)

Рис.7 Условные обозначения для составления планов озеленения объектов (из А.А. Чувиковой и др., 1984)

А - деревья: 1 - высокорослые, 2 - низкорослые, 3 - декоративно-плодные 4 - плодовые;
по форме кроны: 5 - свободнорастущие, 6 - плакучие, 7 - зонтичные, 8 - шаровидные, 9 - колонновидные, 10 - конические;

Б - кустарники: 1 - лиственные, 2 - хвойные, 3 - декоративно-плодные, 4 - красивоцветущие;

В - живые изгороди: 1 - стриженные, 2 - нестриженные;

Г - бордюры: 1 - из хвойных кустарников, 2 - из лиственных кустарников, 3 - из травянистых растений;

Д - групповые посадки: 1 - однородные, 2 - смешанные, 3 - из цветов;

Е - клумбы: 1 - из цветочных растений, 2 - из ковровых, 3 - с памятником в центре, 4 - с водоемом;

Ж - элементы цветочного оформления: 1 - миксбордер, 2 рабатка, 3 - альпинарий, 4 - альпинарий с водоемом, 5 - скамейка, 6 - урна.

Контрольные вопросы и задания

  1. Перечислите этапы работы по выполнению цветочно-декоративного оформления.
  2. В чем отличие рабатки от бордюра? Почему название "бордюрных" растений условно?
  3. В чем сущность закона света и гармонии?