План.
1. Общая характеристика рынка монополистической конкуренции.
2. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
3. Общая характеристика олигополии.
4. Поведение олигополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Основные понятия: монополистическая конкуренция, дифференциация продукта, сегмен-тация рынка, неценовая конкуренция, реклама, <теорема избыточной мощности>, олигопо-лия, дифференцированная и однородная олигополия, дуополия, ценовая война, кривая реак-ции фирмы, равновесие Курно, теория игр, <дилемма заключенного>, ломаная кривая спроса, не скоординированная олигополия, картель, картелеподобная структура рынка.
Контрольные вопросы.
1. Чем монополистическая конкуренция отличается от чистой конкуренции? От чистой мо-нополии?
2. Почему экономическая прибыль предприятия в условиях монополистической конкурен-ции тяготеет к нулевому уровню?
3. Выявите достоинства и недостатки рынка монополистической конкуренции. Прокоммен-тируйте <теорему избыточной мощности>.
4. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?
5. Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль? Каковы могут быть источники такой прибыли?
6. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?
7. Охарактеризуйте основные разновидности олигополии.
8. Каково поведение фирм в случае не скоординированной олигополии?
9. Какие методы ценообразования применяют олигополисты? Опишите системы <лидерства в ценах> и <издержки плюс>. Наблюдались ли они в СССР и имеют ли распространение в современной России?
Практические задания.
1. *Выберите правильный ответ и обоснуйте его. Эластичность спроса по цене товара в ус-ловиях монополистической конкуренции:
а) как правило, низка;
б) приблизительно равна единице;
в) может быть какой угодно;
г) как правило, высока.
2. Общие затраты фирмы на рынке монополистической конкуренции, зависят от объема выпуска так TC(q)=q3/3-5q2+27q. Обратная функция остаточного спроса (зависимость цены, которую готов заплатить покупатель за товар фирмы, от объема ее продаж) выглядит как P=15-q.
Определите находится ли фирма в состоянии краткосрочного или долгосрочного равновесия, максимизируя прибыль.
3. Функция спроса на продукцию несовершенного конкурента имеет вид Qд = 67 -2Р. При заданном объеме капитала функция затрат фирмы может быть выражена следующим обра-зом: ТС = 2 + 4Q -Q2 + (Q3 /3).
Определите, насколько изменятся рыночная цена и прибыль фирмы вследствие введения налога
а) с каждой единицы проданной продукции в размере 15 ден. ед.;
б) на капитал в размере 75 ден. ед.;
в) с прибыли в размере 10%;
г) с выручки в размере 20%.
4. Исследование рынка автомобилей, находящегося в условиях дуополии, установило, что функции реагирования каждой фирмы- производителя имеют следующий вид: У1 = 100 - 2У2, У2 = 100 - 2У1, где У1 и У2 характеризуют объемы производства соответственно первой и второй фирм.
Изобразите функции реагирования графически и вычислите пропорции раз-дела рынка между ними.
5. В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 руб. Спрос на продукцию отрасли представлен следующими данными:
Цена, руб./шт. | 1500 | 1200 | 900 | 600 | 300 |
Объем спроса, тыс. шт. | 300 | 600 | 900 | 1200 | 1500 |
Если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну, какова будет равновесная цена, и какое количество продукции произведет каждая фирма?
6. В отрасли действуют две фирмы, предельные издержки которых одинаковы и равны ну-лю. Спрос на продукцию отрасли равен Р = 100 - Q.
а) Каким образом фирмы поделят рынок между собой в условиях равновесия Курно? Какой при этом будет цена равновесия?
б) Если фирмы объединятся в картель, какое количество товаров они выпустят и по какой цене продадут?
в) Если бы в отрасли была совершенная конкуренция, чему была бы равна цена, и какой бы объем производства был бы характерен для нее?
7. Две компьютерные фирмы - А и В - планируют заняться разработкой систем сетей для управления информацией в офисах. Каждая фирма может произвести либо быструю высоко-качественную систему (Н) либо медленную систему с низким качеством (L). Изучение рынка показывают, что прибыли фирм задаются матрицей.
Фирма Б | |||
H | L | ||
Фирма А | H | 30:30 | 50:35 |
L | 40:60 | 20:20 |
А) Если обе фирмы принимают решение одновременно и следуют максиминной (с незначи-тельным риском) стратегии, то каким будет результат?