Практическое занятие

Тема: Рынки несовершенной конкуренции: олигополия и монополистическая конкуренция

План.

1. Общая характеристика рынка монополистической конкуренции.

2. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

3. Общая характеристика олигополии.

4. Поведение олигополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Основные понятия: монополистическая конкуренция, дифференциация продукта, сегмен-тация рынка, неценовая конкуренция, реклама, <теорема избыточной мощности>, олигопо-лия, дифференцированная и однородная олигополия, дуополия, ценовая война, кривая реак-ции фирмы, равновесие Курно, теория игр, <дилемма заключенного>, ломаная кривая спроса, не скоординированная олигополия, картель, картелеподобная структура рынка.

Контрольные вопросы.

1. Чем монополистическая конкуренция отличается от чистой конкуренции? От чистой мо-нополии?

2. Почему экономическая прибыль предприятия в условиях монополистической конкурен-ции тяготеет к нулевому уровню?

3. Выявите достоинства и недостатки рынка монополистической конкуренции. Прокоммен-тируйте <теорему избыточной мощности>.

4. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?

5. Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль? Каковы могут быть источники такой прибыли?

6. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?

7. Охарактеризуйте основные разновидности олигополии.

8. Каково поведение фирм в случае не скоординированной олигополии?

9. Какие методы ценообразования применяют олигополисты? Опишите системы <лидерства в ценах> и <издержки плюс>. Наблюдались ли они в СССР и имеют ли распространение в современной России?

Практические задания.

1. *Выберите правильный ответ и обоснуйте его. Эластичность спроса по цене товара в ус-ловиях монополистической конкуренции:

а) как правило, низка;

б) приблизительно равна единице;

в) может быть какой угодно;

г) как правило, высока.

2. Общие затраты фирмы на рынке монополистической конкуренции, зависят от объема выпуска так TC(q)=q3/3-5q2+27q. Обратная функция остаточного спроса (зависимость цены, которую готов заплатить покупатель за товар фирмы, от объема ее продаж) выглядит как P=15-q.

Определите находится ли фирма в состоянии краткосрочного или долгосрочного равновесия, максимизируя прибыль.

3. Функция спроса на продукцию несовершенного конкурента имеет вид Qд = 67 -2Р. При заданном объеме капитала функция затрат фирмы может быть выражена следующим обра-зом: ТС = 2 + 4Q -Q2 + (Q3 /3).

Определите, насколько изменятся рыночная цена и прибыль фирмы вследствие введения налога

а) с каждой единицы проданной продукции в размере 15 ден. ед.;

б) на капитал в размере 75 ден. ед.;

в) с прибыли в размере 10%;

г) с выручки в размере 20%.

4. Исследование рынка автомобилей, находящегося в условиях дуополии, установило, что функции реагирования каждой фирмы- производителя имеют следующий вид: У1 = 100 - 2У2, У2 = 100 - 2У1, где У1 и У2 характеризуют объемы производства соответственно первой и второй фирм.

Изобразите функции реагирования графически и вычислите пропорции раз-дела рынка между ними.

5. В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 руб. Спрос на продукцию отрасли представлен следующими данными:

Цена, руб./шт.15001200900600 300
Объем спроса, тыс. шт.30060090012001500

Если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну, какова будет равновесная цена, и какое количество продукции произведет каждая фирма?

6. В отрасли действуют две фирмы, предельные издержки которых одинаковы и равны ну-лю. Спрос на продукцию отрасли равен Р = 100 - Q.

а) Каким образом фирмы поделят рынок между собой в условиях равновесия Курно? Какой при этом будет цена равновесия?

б) Если фирмы объединятся в картель, какое количество товаров они выпустят и по какой цене продадут?

в) Если бы в отрасли была совершенная конкуренция, чему была бы равна цена, и какой бы объем производства был бы характерен для нее?

7. Две компьютерные фирмы - А и В - планируют заняться разработкой систем сетей для управления информацией в офисах. Каждая фирма может произвести либо быструю высоко-качественную систему (Н) либо медленную систему с низким качеством (L). Изучение рынка показывают, что прибыли фирм задаются матрицей.
Фирма Б
HL
Фирма АH30:3050:35
L40:6020:20

А) Если обе фирмы принимают решение одновременно и следуют максиминной (с незначи-тельным риском) стратегии, то каким будет результат?

Б) Обе фирмы пытаются максимизи-ровать прибыль, но фирма А начинает первой и может первой объявить свой выбор. Каким будет результат?

Каким будет результат, если первой начнет фирма В.