Практическое занятие

Тема: Теория поведения потребителя

План.

1. Потребительский выбор и его особенности.

2. Количественный подход к анализу полезности.

3. Порядковый подход к анализу полезности.

4. Формирование индивидуального спроса.

5. Межвременные предпочтения. Выбор в условиях неопределенности.

Основные понятия: рациональный потребитель, полезность, абстрактная полезность, кон-кретная полезность, функция полезности, общая полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, кривая безразличия, предельная норма замещения, бюджетная линия, кривая <доход-потребление>, кривая Энгеля, кривая <цена-потребление>, эффект дохода, эффект замещения, уравнение Слуцкого, нормальный товар, низкокачественный товар, товар Гиффена.

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной экономике? В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?

2. Используя закон убывающей предельной полезности докажите закон спроса.

3. В чем заключаются различия порядкового и количественного подходов к анализу полез-ности?

4. Как определяется оптимум потребителя при количественном и порядковом подходах?

5. Почему экономистов интересует точка касания кривой безразличия и бюджетной линии, а не точка их пересечения?

6. Что такое эффект дохода и эффект замещения? В чем заключается смыл уравнения Слуц-кого?

7. Какие факторы влияют на выбор потребителя при количественном и порядковом подхо-дах?

Практические задания.

1. *Падение величины спроса на товар, происходящее под влиянием падения цены, называ-ется:

а) эффектом дохода;

б) парадоксом Гиффена;

в) парадоксом Энгеля;

г) эффектом замещения.

2. *Если для товара А величина спроса растет вместе с ростом цены, то товар А является:

а) товаром Гиффена;

б) низкокачественным товаром:

в) нормальным товаром;

г) верно а) и б).

3. *Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда:

а) предельная полезность равна нулю;

б) предельная полезность имеет максимальное значение;

в) предельная полезность имеет минимальное значение;

г) правильный ответ отсутствует.

4. *Количественная теория полезности отличается от порядковой тем, что:

а) не использует моделей;

б) не рассматривает субъективные предпочтения;

в) считается возможным количественное измерение полезности;

г) верно все перечисленное.

5. *Первый закон Госсена состоит в том, что:

а) в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей едини-цы потребляемого блага убывает;

б) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении;

в) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага увеличивает-ся по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении;

г) действуют утверждения а) и б).

6. В набор потребителя первоначально входили в равном количестве 10 разных товаров. С увеличением дохода количества разных благ изменились следующим образом:

Доход
потребителя
Потребляемые товары, шт.
AБВГДЕЖЗИ К
10010 10 1010101010101010
20015 1212 820 1330 91440
30017 1315 740143081660
40020 15186501550520100
50030 17205551750520100
60050 1822 4602060322130
70080 19253702070224140
80090 20302802090025150
9001002231 1100201000 25200
10001102532 0110201200 25210

Классифицируйте товары по группам: предметы роскоши, предметы первой необходимости, малоценные товары. Поясните решение.

7. Нарисуйте карты кривых безразличия для следующих случаев:

а) Олегу безразлично что есть: красные или желтые яблоки;

б) ботинки и шнурки для ботинок;

в) Анна любит запивать 1 бутерброд двумя стаканами сока, ее предпочтения не меняются;

г) картофель и шоколад для Сергея Сергеевича, который страдает сахарным диабетом.

8. Каким из нижеследующих функций полезности соответствует вогнутая кривая безразли-чия:

а) U=2X+5Y;

б) U=(XY)2;

в) U=min(X,Y)

9. Нарисуйте бюджетную линию потребителя, если: а) номинальный доход равен 100 руб-лей, цена товара X - 10 рублей, цена товара Y- 20 рублей, б) доход снизился на 40 рублей от первоначального, в) после снижения дохода повысилась цена на товар X на 5 рублей.

10. Первоначально бюджетная линия потребителей имеет вид PXX+PYY=I. Затем цена товара Х удваивается, цена товара Y повышается в 8 раз, а доход увеличивается в 4 раз. Запишите новое уравнение бюджетной линии, выразив его через первоначальные переменные.. При удвоении цены товара Х и утроении товара Y станет ли бюджетная линия круче?

11. Максим составил для себя такую таблицу полезности трех благ в ютилях:

Количество продукта МU хлеба МU молока МU сахара
1151210
210118
3810 6
4773
5561

Имея 25,5 руб., он купил 3 булки хлеба по цене 2 руб. за булку, 4 литра молока по цене 2,8 руб. за литр, 2 кг сахара по цене 4 руб. за килограмм.

1. Докажите, что Максим не достиг максимума полезности при своем бюджете.

2. Какой набор благ обеспечивает Максиму максимум полезности при его бюджете?

12. Полезность продуктов питания F и одежды C для Джейн описывается функцией U=F*C.

А) Нарисуйте кривые безразличия соответствующие уровням полезности, равным 12 и 24. Являются ли они выпуклыми?

Б) Пусть цена продуктов питания равна 1 долл., а одежды - 8 долл. Джейн тратит на пита-ние и одежду 12 долл. Изобразите бюджетную линию.

В) Какой набор еды и одежды максимизирует полезность? Решите графически.

Г) Какова предельная норма замещения одежды продуктами питания при максимальной по-лезности?

13. Функция полезности потребителя U=2ХУ, где Х- количество покупаемых им видеокас-сет, У- количество покупаемых аудиокассет. Его еженедельные расходы на приобретение этих двух товаров составляют 50 руб. Цена видеокассеты - 15 руб., цена аудиокассеты - 5 руб.

а) Определите оптимальный объем еженедельных закупок видео- и аудиокассет.

б) Как изменится спрос на эти товары, если цена видеокассет возрастет до 20 руб.?

в) Определите эффект дохода и эффект замещения.

14. Известна функция полезности Никиты: И = QАQB; где QАQB - количество двух различных благ. Его бюджет равен 36 денежным единицам. При сложившихся ценах Никита поочеред-но покупает два таких набора благ: QА = 6; QB = 2 и QА = 3; QB = 4, так как признает их ров-но полезными. Определите равновесие потребителя и представьте результат графически.