6.2. Совершенствование организационно-экономического механизма хозяйствования в садоводстве

Повышение экономической эффективности садоводства может включать несколько направлений. К первому направлению относятся объективные меры (не зависящие от хозяйствующих субъектов), проводимые государством: государственное регулирование цен (система госзаказа), преодоление монополизма крупных перерабатывающих предприятий созданием цехов по переработке на предприятиях, нормативное определение гарантированной цены на продукцию ежегодно в зависимости от предложения.

В условиях рынка садоводческие предприятия можно разделить на две группы. К первой группе относятся сильные предприятия с развитой системой хранения и переработки плодовой продукции, с возможностью реализации её по наивысшим ценам (весной). Вторая группа включает слабые предприятия, реализация продукции у них заканчивается осенью. Такой принцип разделения рыночных субъектов оказывает влияние при выработке стратегии развития первых и стратегии поддержания или ликвидации вторых.

В условиях рыночных отношений, на принципах самофинансирования отношения между подразделениями внутри предприятия складываются на хозрасчёте. С внешней средой отношения строятся на принципах коммерческого расчёта - общей категории рынка, обусловленной финансированием предприятия за счёт собственных и приравненных к ним средств и ресурсов, а также наличием соответствующей рыночной инфраструктуры.

Коммерческий расчёт в условиях АПК сводится к следующим принципам:

1. Самостоятельность предприятий, основанная на полном самоуправлении по всем финансовым и хозяйственным вопросам. Данный принцип является основным в условиях рыночной экономики.

2. Государственное регулирование и коммерческий расчёт. Данный принцип направлен на стабилизацию и развитие предприятий АПК с целью улучшения обеспечения продовольствием населения, избежания экономического диспаритета между сельским хозяйством и другими звеньями экономики (субсидии, лизинг, госзаказ и пр.). Государство и сельскохозяйственный производитель взаимодействуют на основе коммерческого расчёта.

3. Свободная реализация произведённой продукции и материально-техническое обеспечение. Свободная реализация базируется на договорных отношениях или прямой купле-продаже с выбором каналов реализации. Материально-техническое обеспечение осуществляется в настоящее время за счёт государственного кредитования или лизинга при пополнении основных производственных фондов, оборотные средства приобретаются за наличный расчёт.

Следовательно, государство выступает регулятором межотраслевого обмена между АПК и другими составными частями экономики.

Согласно законам экономики, уровень реализационных цен ориентирован на худшие условия производства, чтобы обеспечить возмещение издержек и получение соответствующей рентабельности. По проведённым расчётам, для обеспечения прироста производства на 4% ежегодно уровень рентабельности должна быть не менее 30-40%, норма прибыли - 8-10%. При этом учитываются особенности ценообразования в садоводстве, обусловленные низкой эластичностью спроса на продукцию (изменение цены слабо отражается на уровне спроса) и высокой затратностью с большой степенью дифференциации структуры и уровня затрат в зависимости от местонахождения производителя и вида продукции

Исследование системы ценообразования выявило, что формирование цены на продукцию садоводства проходит в 6 этапов:

1. Цена обеспечивает максимизацию текущей прибыли и максимальное возмещение затрат, то есть обеспечивает выживаемость предприятия (программа ценовых уступок).

2. Рассматривается кривая спроса, чтобы иметь представление о количестве продукции, которое удастся продать на рынке в течение определённого времени по ценам разного уровня.

3. Рассчитывается, как меняется сумма издержек при различных уровнях производства.

4. В расчёт берутся цены конкурентов, как основа при ценовом позиционировании товара.

5. Цена устанавливается на уровне текущих цен на подобную продукцию в регионе или по формуле средние издержки + прибыль . Последним методом чаще пользуются предприятия отрасли, так как больше знают об издержках, чем о спросе на продукцию;

6. Окончательная цена устанавливается с учётом её психологического восприятия посредниками, поставщиками и конкурентами.

Можно проводить корректировку цены в рамках товарной номенклатуры, со скидками и зачётами или для стимулирования сбыта.

Наши исследования показали, что рост потребительских цен на продукцию садоводства происходит в сфере переработки и обращения, а не в производстве. В результате значительная доля прибыли, созданная трудом сельскохозяйственных товаропроизводителей, перераспределяется в другие сферы. В то же время переработка плодово-ягодной продукции является выгодным делом, так как монопольное положение переработчиков приводит к снижению себестоимости продукции. Товаропроизводители вынуждены продавать продукцию заготовителям и переработчикам на их условиях. В данном случае цену, как правило, диктует покупатель, что ведёт к деформации ценообразования, увеличению числа посредников, превалирует неэквивалентный обмен продукции на средства производства с ущемлением интересов товаропроизводителя, уменьшается связь цены с качеством, нарушается контроль за товарными потоками.

Следует согласиться, что более устойчивое положение имеют те аграрные фирмы, что создали относительно замкнутый цикл (производство - переработка - торговля) в рамках своего предприятия, что позволяет освободиться от ценового монополизма перерабатывающих и торговых фирм [59]. Для защиты доходов от диспаритета цен со стороны перерабатывающей промышленности, сельхозпроизводители строят цеха по переработке, создают дублирующие системы переработки и торговли, что способствует созданию конкурирующей среды на региональном уровне. Но с государственной точки зрения выгодно перерабатывать продукцию на крупных перерабатывающих предприятиях, здесь меньше себестоимость, выше качество и ассортимент. Созданные на агрофирмах мелкие цеха по переработке плодовой продукции, не являясь государственными, часто имеют долги в бюджеты разных уровней.

Вторая группа организационно-экономических направлений повышения эффективности садоводства включает мероприятия, проводимые самими хозяйствами. Но вследствие длительно продолжающегося диспаритета цен они не обладают достаточными финансовыми ресурсами и нуждаются в государственной поддержке. Чаще всего к этим мероприятиям относят: 1. кредиты банков, компенсация затрат на проценты за использование кредитов; 2. лизинг на покупку новой техники, субсидирование части затрат на её приобретение.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что существуют объективные (не зависящие от хозяйств) факторы, способствующие росту эффективности садоводства как базовой отрасли:

-меры государственного регулирования сельхозпроизводства;

-выработка аграрной политики, направленной на повышение эффективности отечественного производства;

-использование принципов коммерческого расчёта во взаимоотношениях государства и предприятий;

-объединение хозяйств, занимающихся производством продукции садоводства в кооперативы;

-определение параметров рентабельности по каждому виду продукции.

К субъективным факторам роста эффективности садоводства относятся:

-интенсификация производства;

-оптимизация структуры плодовых насаждений;

-внедрение и освоение новых площадей и сортов;

-усиление процессов диверсификации и интеграции производства;

-возможность манёвра производственными ресурсами в соответствии с конъюнктурой рынка;

-совершенствование специализации и повышение концентрации производства.

Таким образом, необходимо комплексное решение проблем для эффективного и стабильного развития садоводства на государственном уровне и на уровне предприятий, что обеспечит производство и сбыт продукции хозяйствами по ценам, позволяющим с учётом общественно-необходимых издержек вести расширенное воспроизводство.

Несмотря на сложные экономические условия, коллективное и промышленное садоводство в крае должно получить дальнейшее развитие. В последние годы наметилась некоторая стабилизация отрасли. Специализированные хозяйства постепенно обновляют посадки, прекратилось сокращение площадей, наметилась тенденция к улучшению финансовой поддержки отрасли из федерального бюджета в виде субсидий. С целью обеспечения краевого рынка плодово-ягодной продукцией местного производства и финансовой поддержки садоводческих хозяйств, на уровне администрации Алтайского края была разработана целевая программа <Сады Алтая> на 2003-2010 гг. Программа предусматривает развитие, прежде всего, крупных специализированных садоводческих хозяйств, расположенных в наиболее благоприятных почвенно-климатических зонах. Сюда включён комплекс научно-технических, организационно-хозяйственных, агротехнических, технологических, технических и экономических мероприятий по двум направлениям: развитие промышленного и коллективного садоводства в крае [53].

Основной путь в решении проблемы обеспечения перерабатывающей промышленности конкурентоспособным плодово-ягодным сырьём - организация закладки интенсивных садов. В целях повышения экономической эффективности промышленного садоводства необходимо внести коррективы в сложившуюся ранее структуру породного состава насаждений, которая недостаточно учитывала природно-климатические особенности мест их возделывания, что негативно сказалось на итоговых результатах работы. Экономический успех отрасли можно существенно повысить путём перехода на новые структуры садовых пород в насаждениях природных зон Алтайского края. В качестве базовых насаждений промышленных садов следует иметь лишь реально устойчивые по плодоношению и только такие культуры, продукция которых соответствует конъюнктурным требованиям рынка, а индексы котировки цен на их продукцию имеют положительную динамику, обеспечивая расширенное развитие продукта в ближайшей перспективе. Предлагается следующая структура промышленных садов (табл. 35).

По мере удаления от горных систем Северного Алтая уменьшается доля плодовых культур, а также земляники, смородины и рябины черноплодной в структуре садов, зато существенно возрастает площадь под облепихой и жимолостью. Предложенные доли в насаждениях можно корректировать с учётом объёмов производства, наличием мощностей для переработки сырья, рынков сбыта.

Таблица 35

Породный состав промышленных насаждений природных зон Алтайского края

(по данным ГНУ НИИСС им. М.А. Лисавенко), %

Культура

Низкогорье

Предгорье

Подзоны лесостепи

южная

центральная

северная

Яблоня

30

25

5

15

-

Груша

20

-

-

-

-

Облепиха

-

40

80

65

85

Рябина черноплодная

15

15

5

5

10

Жимолость

5

4

3

5

1

Смородина

25

15

5

9

4

Земляника

5

1

2

1

-

 

По предложенной методике с учётом вышеуказанных поправок, в течение 2003-2010 гг. будет проведена закладка интенсивных садов в садоводческих хозяйствах края на площади 4410 га, общую площадь садов планируется довести до 5195 га. Ежегодная посадка новых многолетних насаждений составит 470-500 га (прил. 11). Используя новые сорта интенсивного типа и соблюдая все элементы технологии, валовое производство плодов и ягод к 2010 г планируется довести до 13,5 тыс.т.

Для освоения комплексной механизации в садах специализированных хозяйств края предусмотрено пополнение парка тракторов и специальных машин и обеспечение их поставки по лизингу в 2003-2010 гг. на общую сумму 49490 тыс. руб. Потребность в удобрениях и средствах защиты растений составит:

- удобрений - азотных 176 тонн д.в., фосфорных 315 тонн д.в., калийных 246 тонн д.в., органических 395 тыс. т;

- средств защиты - инсектициды и фунгициды 26 тыс. л, гербициды 5,8 тыс. л, биопрепараты 13,9 тыс. л.

Научное обеспечение программы осуществляет ГНУ НИИСС им. М.А. Лисавенко, занимающееся вопросами разработки и освоения технологий и систем ведения садоводства на принципах усиления биологизации интенсификационных процессов, энерго- и ресурсосбережения. Объём научно-исследовательских работ составит за весь период 12,9 млн. руб.

Источниками финансирования программы являются средства федерального и краевого бюджетов. Статьи затрат и потребность в денежных средствах отражены в таблице 36.

Таблица 36

Финансирование промышленного садоводства по программе <Сады Алтая>, млн. руб.

Источники финансирования

Год

2003-2005 гг.

2006-2010 гг.

Всего

Федеральный бюджет

39,2

79,5

118,7

в т.ч. субсидии на поддержку садоводства (закладка и уход)

37,1

75,0

112,1

компенсации на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений

2,1

4,5

6,6

Краевой бюджет

15,0

30,0

45,0

в т.ч. мелиоративное строительство (раскорчёвка старовозрастных насаждений)

5,0

12,5

17,5

школьные сады

1,0

2,5

3,5

научное обеспечение

4,4

8,5

12,9

авансирование на удешевление посадочного материала

3,1

6,5

9,6

реконструкция цеха переработки НИИСС им. М.А. Лисавенко

1,5

 

1,5

ВСЕГО

54,2

109,5

163,7

 

В результате реализации программы производство плодов и ягод в специализированных хозяйствах увеличится в 5,4 раза, потребление продукции садоводства возрастёт до 12-14 кг в год, будет создана устойчивая сырьевая база для перерабатывающих предприятий края. Освоение промышленных технологий производства и переработки плодово-ягодной продукции создаст дополнительно не менее 1400 постоянных и 7000 сезонных рабочих мест. Объём производства плодов и ягод в специализированных хозяйствах в стоимостном выражении составит 270 млн. руб. (в ценах 2003 г), а продукции переработки пищевой и фармацевтической промышленностью - 450 млн. руб.