В последние годы в Алтайском крае получило развитие лечебного садоводства. Этот вид садоводства относится к промышленному, хотя структура насаждений садов и получаемая в них продукция предназначена для выпуска лекарственных препаратов. Выращивание лекарственного сырья сочетает прогрессивные технологии возделывания с глубокой и безотходной его переработкой. Здесь возделываются различные садовые (облепиха, рябина черноплодная, шиповник) культуры и лекарственные травы (однолетние и многолетние), а также плантации редких растений. Экономическое состояние лечебного садоводства за последнее десятилетие основательно упрочилось за счёт дальнейшей интеграции с фармацевтическими фирмами, обеспечивающими глубокую переработку, а переход на преимущественное использование лекарственных средств, полученных из растительного сырья, усилил конкуренцию, способствовал развитию их производства. В основе этого не только ценовой механизм, но и высокая эффективность лечебных природных препаратов. Об этом свидетельствует создание появление новых и расширение ранее созданных фирм. В этом направлении работают фирмы: <Катунь Олеум> в Советском районе, <Юнифарм> в Барнауле, <Алтайвитамины> в Бийске.
Производство плодов облепихи отличается наибольшей стабильностью, однако реализация их в свежем виде слабо способствует экономическому оздоровлению экономики (табл. 30). Недостаточно эффективна переработка облепихи на консервные изделия. Для повышения консервного производства необходимо значительную долю изделий из облепихи выпускать в мелкой таре, в том числе купажного типа. Эффективным является производство концентрата облепихового масла (КОМ), особенно без применения химических экстрагентов (новая технология) с использованием сортов алтайской селекции, отличающихся повышенным накоплением каротиноидов стойкого типа. Экономическая привлекательность зарубежного рынка облепихового масла несравненно превосходит внутренний. Тем не менее КОМ является все-таки не конечным продуктом, а всего лишь ценным сырьевым ресурсом. Дальнейшей задачей НИИСС им. М.А. Лисавенко является разработка на основе КОМ различных лекарственных, парфюмерных и косметических препаратов. Необходимо исследовать также перспективы использования плодов жимолости в деле производства высококачественных БАД, консервных изделий. Высокая окупаемость проявляется, когда урожай облепихи и жимолости направляют для изготовления коктейлей. Может быть также расширен спектр продуктов, получаемых из рябины черноплодной, включая марочные и раритетные вина.
Таблица 30
Экономическая эффективность использования плодов облепихи
(по данным ОПХ <Барнаульское>)
Показатели |
Свежая продукция |
Консервные изделия |
Концентрат облепихового масла |
||
старая технология |
новая технология |
поставки за рубеж |
|||
Объём производства в натуральном выражении, т |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Затраты на производство, тыс. руб. |
800 |
2867 |
963 |
920 |
520 |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
1200 |
4000 |
2138 |
2673 |
6156 |
Финансовый результат: прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. |
+150 |
+466 |
+1175 |
+1753 |
+5236 |
Уровень рентабельности, % |
22 |
16 |
122 |
191 |
569 |
Развитие промышленного садоводства в Алтайском крае необходимо осуществлять за счёт интенсивных факторов развития, в основе которых лежит инновационная деятельность. Такой подход позволит увеличить до необходимого количества валовой сбор высококачественных плодов и ягод и тем самым обеспечить загрузку производственных мощностей перерабатывающих предприятий.
Активизация инновационной деятельности в промышленном садоводстве возможна только при условии поступления инвестиций. С начала реформ инвестиции совершенно обоснованно рассматривались в качестве основного инструмента для развития страны. За последние годы Алтайскому краю удаётся привлекать в свою экономику около 5 млрд. руб. инвестиций ежегодно. Вместе с тем, капитальные вложения на душу населения по Алтайскому краю в 3-4 раза ниже, чем по стране. В структуре инвестиций в основной капитал экономики края сохраняется тенденция к уменьшению доли средств, выделяемых на инвестиционные цели из федерального бюджета, с 13% в 1999 г до 10,3% в 2001 г. В то же время удельный вес общей финансовой помощи из федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета края вырос с 27,6 % в 1992 г до 56,6% в 2001 г. К концу 2000 г общий объём инвестиций в основной капитал сельского хозяйства края составил 898 млн. руб. В 2001 г привлечено кредитных ресурсов банков на развитие предприятий сельского хозяйства 45 млн. руб., направлено предприятиям сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности для закупки сельскохозяйственной продукции 152,9 млн. руб. В 2002 г из 80 регионов страны Алтайский край занимает 48 место по объёму инвестиций, 7 место - по объёму сельскохозяйственного производства.
В настоящее время в крае ведётся разработка стратегии инвестиционной деятельности и мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного климата, о чем свидетельствуют ежегодно утверждаемые в крае инвестиционные программы. В стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2010 г цель инвестиционной политики определена как <: существенное улучшение инвестиционного климата, создающего условия экономической деятельности, стимулирующего развитие предпринимательской инициативы и расширяющего приток инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики>. Были поставлены следующие задачи:
- обеспечение всесторонней поддержки перспективных на внутреннем и внешнем рынках производств как основы для формирования новой эффективной структуры экономики края;
- определение <точек роста> и приоритетных направлений развития экономики края на долгосрочную перспективу;
- создание развитой инфраструктуры инвестиционной деятельности, включающей сеть кредитных организаций, рынок ценных бумаг, рынок страховых услуг, сеть консалтинговых фирм;
- формирование и внедрение механизмов мобилизации накоплений предприятий частных отечественных и иностранных инвесторов, сбережений населения на инвестиционные цели.
Одним из источников инвестирования промышленного садоводства в крае являются агроориентированные фармацевтические предприятия, производящие лекарственные средства и БАДы на основе растительного сырья, производимого на Алтае. Наиболее крупными в крае являются ООО <Юнифарм> и ЗАО <Алтайвитамины> (табл. 31). Последнее выпускает более 100 наименований продукции, по отдельным видам являясь единственным производителем (аэрозоли на основе облепихового масла, защитный крем для рук с маслом из листьев облепихи и ряд других).
Таблица 31
Продукция агроориентированных фармацевтических предприятий Алтайского края
Предприятие |
Ассортимент продукции |
|
агрофармсырьё |
химсырьё |
|
ЗАО <Алтайвитамины>, г. Бийск |
Настойки, сиропы, масло облепиховое |
Витаминная продукция, аэрозоли, мази, таблетки |
ООО <Юнифарм>, г. Барнаул |
Экстракты, сиропы, настойки, травы фасованные, масло облепиховое |
Спиртовые растворы |
ЗАО <Эвалар>, г. Бийск |
Таблетированные травы, пантокрин, эликсиры, пищевые добавки |
|
ОАО <Бальзам>, г. Бийск |
Таблетированные сборы трав, пищевые добавки |
|
ООО <Янтарное>, с. Шульгинка |
Масло облепиховое |
|
ООО <Катунь-Олеум>, с. Советское |
Масло облепиховое, настойки |
|
Фармацевтическая фабрика, г. Барнаул |
Настойки, экстракты, травы фасованные |
Спиртовые растворы, мази |
ООО <Алтайский букет>, г. Барнаул |
Бальзамы |
|
ООО <Хелми>, г. Барнаул |
Травы фасованные, лекарственные сборы |
|
ООО <Лекра-Сет>, г. Барнаул |
Травы фасованные, лекарственные сборы |
|
ООО <Юнифарм>, образованное в 1988 г выпускает 50 наименований лекарственной и парафармацевтической продукции, уникальной продукцией выступает облепиховое масло, мумиё в капсулах. Хотя доля выпускаемой продукции фармацевтических предприятий в отраслевой структуре промышленности края невелика - 1,8%, наблюдается тенденция развития этой отрасли. За 1995-2001 гг. наблюдался рост объёмов производства агроориентированных фармацевтических предприятий (от 400 до 700 млн. руб.). Особенный рост наблюдался в 1998-1999 гг., что связано со стабилизацией политической и экономической ситуации.
Деятельность не всех агроориентированных фармацевтических предприятий построена на принципах устойчивого развития. Приоритет в отрасли определяет конкурентное преимущество и сфера конкуренции (широта цели, на которую ориентируется предприятие в отрасли) [89].
В 1995 г доля каждого предприятия в общем объёме производства по отрасли составляла: ЗАО <Алтайвитамины> - 50%, ООО <Юнифарм> - 20%, ГП Фармфабрика - 15%, прочие - 5%. К 2001 г ситуация выглядела следующим образом: ЗАО <Алтайвитамины> - 50%, ООО <Юнифарм> - 25%, ЗАО <Эвалар> - 20%, прочие - 5% [91]. Налицо преимущество двух фирм - ЗАО <Алтайвитамины> и ООО <Юнифарм>. В основе их конкурентных преимуществ лежит активизация инновационно-инвестиционной деятельности: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность агроориентированных фармацевтических предприятий выпускать сравниваемый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же цене, что и конкуренты, предприятие получает большую прибыль. Так, ЗАО <Алтайвитамины> и ООО <Юнифарм> выпускают экстракты, сиропы, настойки, масло облепиховое с низкими издержками при помощи низкооплачиваемой рабочей силы, современной технологии и оборудования. Дифференциация товара заключается в способности обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Высокие характеристики продукции позволяет ЗАО <Алтайвитамины> и ООО <Юнифарм> диктовать высокие цены при равных с конкурентами издержках. Так, за счёт наращивания технико-технологического потенциала посредством активизации инновационно-инвестиционной деятельности данные предприятия получили конкурентные преимущества на рынке фармацевтической продукции.
Рассмотреть сферу конкуренции агроориентированных фармацевтических предприятий можно на основе типовых стратегий [83] по таблице 32.
Так, ЗАО <Алтайвитамины>, ООО <Юнифарм>, ГП Фармфабрика, ЗАО <Эвалар> поставили перед собой цель конкуренции по широкому фронту, а ОАО <Бальзам>, ООО <Янтарное> и другие обслуживают один - два сектора фармацевтического рынка. Проведённая классификация агроориентированных фармацевтических предприятий по типам стратегии конкурентной борьбы [83,91] позволила выявить полную картину конкурентной борьбы между ними (таблица 33).
Патиентная стратегия типична для ЗАО <Эвалар>, ОАО <Бальзам>, ставших на путь узкой специализации. Свои товары (таблетированные сборы трав и БАДы) патиенты изготовляют для специфических рыночных сегментов, не удовлетворяющихся стандартной продукцией.
Таблица 32
Типовые стратегии агроориентированных фармацевтических
предприятий Алтайского края
|
Конкурентное преимущество |
||
Сфера конкуренции |
|
Меньшие издержки |
Дифференциация |
Широкая цель |
Лидерство за счёт экономии на издержках (ЗАО <Алтайвитамины>, ООО <Юнифарм>) |
Дифференциация (ЗАО <Алтайвитамины>, ООО <Юнифарм>, ГП Фармфабрика) |
|
Узкая цель |
Сосредоточение на издержках (ООО <Алтайский букет>, ООО <Янтарное>) |
Сфокусированная дифференциация (ЗАО <Эвалар>, ОАО <Бальзам>, ООО <Янтарное>, ООО <Катунь-Олеум>) |
Таблица 33
Классификация предприятий по типам стратегии конкурентной борьбы
(по М. Портеру, 1993)
Показатели |
Тип стратегии |
|||
Коммутанты |
Патиенты |
Виоленты |
Эксплеренты |
|
Профиль производства |
Универсальное мелкосерийное |
Специализиро-ванное |
Массовое |
Эксперимен-тальное |
Размеры предприятия |
Мелкие |
Крупные, средние, мелкие |
Крупные |
Средние, мелкие |
Устойчивость предприятия |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
Низкая |
Расходы на НИОКР |
Низкие |
Средние |
Высокие |
Высокие |
Факторы силы в конкурентной борьбе |
Гибкость, многочисленность |
Приспособленность к особому рынку |
Высокая производительность |
Опережение в нововведениях |
Коммутантную стратегию используют фирмы, работающие на местный рынок (ООО <Янтарное>, ООО <Катунь-Олеум>, ООО <Алтайский букет>). Данные предприятия лучше приспособлены к удовлетворению небольших по объёму нужд конкретного клиента. Они используют каждую возможность для бизнеса, в отличие от прочих, строго придерживающихся своего производственного профиля предприятий.
Эксплерентная стратегия связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка (ООО <Юнифарм>). Такое предприятие опережает конкурентов во внедрении принципиальных нововведений, стремиться к созданию нового рынка и извлечению выгод из единоличного присутствия на нём.
Виолентная стратегия присуща предприятиям в сфере крупного стандартного производства фармацевтической промышленности (ЗАО <Алтайвитамины>). Виолент использует преимущества крупных научных исследований, развитой сбытовой сети и рекламных компаний. Предприятие доминирует на общем рынке, стараясь вытеснить конкурентов дешевизной и качеством своей продукции.
Следовательно, в Алтайском крае действующие агроориентированные фармацевтические предприятия по-разному подходят к проблемам конкуренции. В силу их неодинаковой приспособленности к деятельности в различных условиях, они работают на тех сегментах рынка, где сильнее конкурентов. В данном случае раздел рынков основан не на монополистическом сговоре, а на дифференциации ниш.
За последние 10 лет ЗАО <Алтайвитамины>, ООО <Юнифарм> выступают ведущими в отрасли, причём позиции последней усилились. За данный период были упущены позиции ГП Фармфабрика. Так, в частности, руководством данного предприятия была совершена стратегическая ошибка использовать все конкурентные стратегии одновременно. Это свело на нет позиции ГП Фармфабрика. Зато ЗАО <Эвалар> с 1991по 2001 гг. значительно упрочил свою позицию в отрасли. Выбор неадекватной экономической ситуации конкурентной стратегии объясняет низкую долю рынка у ООО <Янтарное>, ООО <Катунь-Олеум>, ОАО <Бальзам>. Низкая инновационная активность объясняет в целом низкий уровень конкурентоспособности большинства агроориентированных фармацевтических предприятий.
ООО <Юнифарм> развивается как производственное предприятие по выпуску лекарственной и парафармацевтической продукции из экологически чистого растительного и животного сырья. Деятельность предприятия включает 3 направления: производство фармацевтической продукции, оптовая продажа медикаментов, собственная сеть аптек. Производственная мощность предприятия по переработке растительного сырья и полуфабрикатов:
- плоды облепихи до 1000 т в год с получением 15-20 т концентрата облепихового масла или 30-50 т облепихового масла различной концентрации;
- сухое лекарственное сырьё (травы, корни, побеги) до 60 т в год.
Мощность предприятия по фасовке: 10,5 млн. ед. в год жидких лекарственных форм и 792 тыс. ед. сухих лекарственных трав и сборов.
Из 30 видов закупаемого для производства лекарственного растительного сырья до 20 видов (около 70%) удовлетворяют местные поставщики. Плоды облепихи поставляют: ОПХ <Барнаульское> - до 300т, ЗАО <Благовещенское> (р.п. Благовещенка) - 70 т, КГУП <Приобье> - до 100 т, КГУП АФ <Цветы Алтая> - до 70 т, ЗАО <Волчихинское> - до 50 т, ОАО <Янтарное> - до 50 т, лесхоз <Мамонтовский> (с. Мамонтово) - до 50 т, КХ <Пришвин> (г. Барнаул) - до 20 т, СПК <Ягодный> - до 20 т. Поставщиками лекарственных растений выступают лесхозы Алтайского края - Бобровский, Большереченский, Залесовский, Инской, Ларичихинский, Шипуновский, Благовещенский, фирмы Новосибирской области и Республики Алтай.
Часть сырья завозится из Кемеровской области, Красноярского края, Дальнего Востока и стран СНГ (Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан). Доля импортного сырья составляет 10-15% (химические субстанции, реактивы, твердые желатиновые капсулы).
Из таблицы 34 видно, что в 1999-2001 гг. мощности были загружены на 50% из-за недопоставки облепихи и одно- и двухлетних лекарственных трав местными производителями. Проблемы недопоставки были связаны с несвоевременным обновлением садов, потерями урожая из-за несвоевременной обработки садов от вредителей и плохой организациии сбора ягод, недостатком оборотных средств, оттоком специалистов. Но, несмотря на проблемы с поставкой сырья и полуфабрикатов, уровень рентабельности на все виды выпускаемой продукции составлял 20-100% в зависимости от ситуации на рынке и стоимости сырья. Выпуск продукции ООО <Юнифарм> показан на рис. 11.
В 1995 г продукция компании награждена медалью международной выставки <Человек. Экология. Здоровье>. В 1999 г администрацией города за достижения в области здравоохранения и развитие фармацевтического производства предприятие было награждено дипломом <Лучшая компания Барнаула>.
Подготовка кадров ООО <Юнифарм> осуществляется в АГМУ по специальностям провизор-технолог, провизор-аналитик, провизор-организатор фармацевтической деятельности. Специализация подтверждается сертификатом специалиста один раз в пять лет. Общая численность работников - 130 человек, из них 24 - составляют руководящий состав и специалистов среднего звена. Из числа специалистов 20 человек имеют высшее образование, 4 - среднее специальное. Из 106 человек рабочих 8 имеют высшее образование, 73 - среднее специальное или начально-профессиональное.
Таблица 34
Выпуск продукции ООО <Юнифарм>
Вид продукции |
Среднегодовая мощность, т |
Выпуск готовой продукции, т |
Использование среднегодовой мощности, % |
||||||
1999 г |
2000 г |
2001 г |
1999 г |
2000 г |
2001 г |
1999 г |
2000 г |
2001 г |
|
Сиропы |
70 |
70 |
70 |
30 |
40 |
50 |
43 |
57 |
70 |
Масло |
100 |
100 |
100 |
70 |
60 |
50 |
70 |
60 |
50 |
Настойки |
25 |
25 |
30 |
20 |
20 |
20 |
80 |
80 |
67 |
Экстракты |
25 |
25 |
30 |
20 |
20 |
20 |
80 |
80 |
67 |
Спиртовые растворы |
25 |
25 |
30 |
20 |
20 |
20 |
80 |
80 |
67 |
Водные растворы |
40 |
50 |
50 |
30 |
30 |
30 |
75 |
60 |
60 |
Лекарственные травы |
20 |
40 |
40 |
12 |
20 |
20 |
60 |
50 |
50 |
Лекарственные сборы |
15 |
30 |
30 |
7 |
15 |
15 |
50 |
50 |
50 |
Капиталовложения от полученной прибыли направляются на техническое оснащение производства, позволяющее улучшить качество выпускаемой продукции. В 2002 г на закупку нового оборудования было затрачено 3650 тыс. руб. Также ведётся финансирование строительства новых складских и производственных помещений в связи с ростом выпуска продукции через увеличение поступающих заказов. К 2007 г планируется переход на систему международного стандарта по производству фармацевтических препаратов GMP .
С 1992 г продукция предприятия реализуется через вертикальную маркетинговую систему сбыта - интегрированную сеть, включающую ООО <Юнифарм> и посредников ООО <Фарммаркет> и ООО <ТД Юнифарм>. Маркетинговая система образована на основе договорных отношений между компаниями, права и обязанности определены юридически оформленными соглашениями.
В целях повышения деятельности предприятия и основных поставщиков сырья, указанных выше, руководством фирмы было предложено создание интегрированного агропромышленного образования по типу смешанного холдинга, владеющего контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним контроля и управления [91].
Участниками холдинга выступили сельскохозяйственные предприятия (ОПХ <Барнаульское>, ЗАО <Благовещенское>, КГУП <Приобье>, КГУП АФ <Цветы Алтая>, ЗАО <Волчихинское>, ОАО <Янтарное>, лесхоз <Мамонтовский>, КХ <Пришвин>, СПК <Ягодный>), торговые посредники (ООО <Фарммаркет>, ООО <ТД Юнифарм>), коммерческий банк и администрация Алтайского края.
В качестве коммерческого банка было предложено использовать филиал московского банка ОАО <Автобанк>. С целью разработки и внедрения новейших технологий в производство сырьевых ресурсов в состав ОАО <Юнифарм-агрохолдинг> вошёл Алтайский аграрный научно-образовательный комплекс (ААНОК).
Для ведения дел холдинга была создана Центральная компания (ЦК) в форме юридического лица. Уставный капитал общества составлялся из номинальной стоимости акций <ЦК Юнифарм-агрохолдинг>, приобретённых учредителями.
Структура предложенного холдинга представлена на рисунке 12. Так, администрация края, заинтересованная в получении лекарств по фиксированным ценам на социальные нужды, предоставляет через ОАО <ЦК Юнифарм-агрохолдинг> товарный кредит сельскохозяйственным предприятиям - поставщикам сырья. Те в свою очередь предоставляют по фиксированным ценам сырье на ООО <Юнифарм> (20% от общего объёма производственных мощностей).
Рис. 12. Структура интегрированного агропромышленного образования ОАО <ЦК Юнифарм-агрохолдинг>
30% производственных мощностей загружается при использовании заёмных средств коммерческого банка, идущих на закупку сырья у сельхозпроизводителей края. Оставшиеся 50% производственных мощностей загружаются за счёт оборотных средств ООО <Юнифарм>.
Преимущества ОАО <Юнифарм-агрохолдинг> перед другими фармацевтическими предприятиями: возможность создания замкнутых технологических цепочек от производства агрофармацевтического сырья до выпуска готовой продукции и доведения её до потребителя, экономия на торговых, маркетинговых услугах, единая налоговая и кредитно-финансовая политика, возможность варьирования финансовыми и инвестиционными ресурсами в рамках холдинга.
Поставки облепихи от сельскохозяйственных предприятий составили 690 т. вместо 330 т. в 2001 г. Производство продукции ОАО <Юнифарм-агрохолдинг> увеличилось в 2,1-3,9 раза, в зависимости от плана выпуска продукции. Прибыль компании составила 15,9-28,2 млн. руб.