5.2. Перспектива развития лечебного садоводства.

В последние годы в Алтайском крае получило развитие лечебного садоводства. Этот вид садоводства относится к промышленному, хотя структура насаждений садов и получаемая в них продукция предназначена для выпуска лекарственных препаратов. Выращивание лекарственного сырья сочетает прогрессивные технологии возделывания с глубокой и безотходной его переработкой. Здесь возделываются различные садовые (облепиха, рябина черноплодная, шиповник) культуры и лекарственные травы (однолетние и многолетние), а также плантации редких растений. Экономическое состояние лечебного садоводства за последнее десятилетие основательно упрочилось за счёт дальнейшей интеграции с фармацевтическими фирмами, обеспечивающими глубокую переработку, а переход на преимущественное использование лекарственных средств, полученных из растительного сырья, усилил конкуренцию, способствовал развитию их производства. В основе этого не только ценовой механизм, но и высокая эффективность лечебных природных препаратов. Об этом свидетельствует создание появление новых и расширение ранее созданных фирм. В этом направлении работают фирмы: <Катунь Олеум> в Советском районе, <Юнифарм> в Барнауле, <Алтайвитамины> в Бийске.

Производство плодов облепихи отличается наибольшей стабильностью, однако реализация их в свежем виде слабо способствует экономическому оздоровлению экономики (табл. 30). Недостаточно эффективна переработка облепихи на консервные изделия. Для повышения консервного производства необходимо значительную долю изделий из облепихи выпускать в мелкой таре, в том числе купажного типа. Эффективным является производство концентрата облепихового масла (КОМ), особенно без применения химических экстрагентов (новая технология) с использованием сортов алтайской селекции, отличающихся повышенным накоплением каротиноидов стойкого типа. Экономическая привлекательность зарубежного рынка облепихового масла несравненно превосходит внутренний. Тем не менее КОМ является все-таки не конечным продуктом, а всего лишь ценным сырьевым ресурсом. Дальнейшей задачей НИИСС им. М.А. Лисавенко является разработка на основе КОМ различных лекарственных, парфюмерных и косметических препаратов. Необходимо исследовать также перспективы использования плодов жимолости в деле производства высококачественных БАД, консервных изделий. Высокая окупаемость проявляется, когда урожай облепихи и жимолости направляют для изготовления коктейлей. Может быть также расширен спектр продуктов, получаемых из рябины черноплодной, включая марочные и раритетные вина.

Таблица 30

Экономическая эффективность использования плодов облепихи

(по данным ОПХ <Барнаульское>)

Показатели

Свежая продукция

Консервные изделия

Концентрат облепихового масла

старая технология

новая технология

поставки за рубеж

Объём производства в натуральном выражении, т

100

100

100

100

100

Затраты на производство,

тыс. руб.

800

2867

963

920

520

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

1200

4000

2138

2673

6156

Финансовый результат: прибыль (+), убыток (-), тыс. руб.

+150

+466

+1175

+1753

+5236

Уровень рентабельности, %

22

16

122

191

569

 

Развитие промышленного садоводства в Алтайском крае необходимо осуществлять за счёт интенсивных факторов развития, в основе которых лежит инновационная деятельность. Такой подход позволит увеличить до необходимого количества валовой сбор высококачественных плодов и ягод и тем самым обеспечить загрузку производственных мощностей перерабатывающих предприятий.

Активизация инновационной деятельности в промышленном садоводстве возможна только при условии поступления инвестиций. С начала реформ инвестиции совершенно обоснованно рассматривались в качестве основного инструмента для развития страны. За последние годы Алтайскому краю удаётся привлекать в свою экономику около 5 млрд. руб. инвестиций ежегодно. Вместе с тем, капитальные вложения на душу населения по Алтайскому краю в 3-4 раза ниже, чем по стране. В структуре инвестиций в основной капитал экономики края сохраняется тенденция к уменьшению доли средств, выделяемых на инвестиционные цели из федерального бюджета, с 13% в 1999 г до 10,3% в 2001 г. В то же время удельный вес общей финансовой помощи из федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета края вырос с 27,6 % в 1992 г до 56,6% в 2001 г. К концу 2000 г общий объём инвестиций в основной капитал сельского хозяйства края составил 898 млн. руб. В 2001 г привлечено кредитных ресурсов банков на развитие предприятий сельского хозяйства 45 млн. руб., направлено предприятиям сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности для закупки сельскохозяйственной продукции 152,9 млн. руб. В 2002 г из 80 регионов страны Алтайский край занимает 48 место по объёму инвестиций, 7 место - по объёму сельскохозяйственного производства.

В настоящее время в крае ведётся разработка стратегии инвестиционной деятельности и мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного климата, о чем свидетельствуют ежегодно утверждаемые в крае инвестиционные программы. В стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2010 г цель инвестиционной политики определена как <: существенное улучшение инвестиционного климата, создающего условия экономической деятельности, стимулирующего развитие предпринимательской инициативы и расширяющего приток инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики>. Были поставлены следующие задачи:

- обеспечение всесторонней поддержки перспективных на внутреннем и внешнем рынках производств как основы для формирования новой эффективной структуры экономики края;

- определение <точек роста> и приоритетных направлений развития экономики края на долгосрочную перспективу;

- создание развитой инфраструктуры инвестиционной деятельности, включающей сеть кредитных организаций, рынок ценных бумаг, рынок страховых услуг, сеть консалтинговых фирм;

- формирование и внедрение механизмов мобилизации накоплений предприятий частных отечественных и иностранных инвесторов, сбережений населения на инвестиционные цели.

Одним из источников инвестирования промышленного садоводства в крае являются агроориентированные фармацевтические предприятия, производящие лекарственные средства и БАДы на основе растительного сырья, производимого на Алтае. Наиболее крупными в крае являются ООО <Юнифарм> и ЗАО <Алтайвитамины> (табл. 31). Последнее выпускает более 100 наименований продукции, по отдельным видам являясь единственным производителем (аэрозоли на основе облепихового масла, защитный крем для рук с маслом из листьев облепихи и ряд других).

Таблица 31

Продукция агроориентированных фармацевтических предприятий Алтайского края

Предприятие

Ассортимент продукции

агрофармсырьё

химсырьё

ЗАО <Алтайвитамины>, г. Бийск

Настойки, сиропы, масло облепиховое

Витаминная продукция, аэрозоли, мази, таблетки

ООО <Юнифарм>, г. Барнаул

Экстракты, сиропы, настойки, травы фасованные, масло облепиховое

Спиртовые растворы

ЗАО <Эвалар>, г. Бийск

Таблетированные травы, пантокрин, эликсиры, пищевые добавки

 

ОАО <Бальзам>, г. Бийск

Таблетированные сборы трав, пищевые добавки

 

ООО <Янтарное>, с. Шульгинка

Масло облепиховое

 

ООО <Катунь-Олеум>,

с. Советское

Масло облепиховое, настойки

 

Фармацевтическая фабрика, г. Барнаул

Настойки, экстракты, травы фасованные

Спиртовые растворы, мази

ООО <Алтайский букет>,

г. Барнаул

Бальзамы

 

ООО <Хелми>, г. Барнаул

Травы фасованные, лекарственные сборы

 

ООО <Лекра-Сет>,

г. Барнаул

Травы фасованные, лекарственные сборы

 

 

ООО <Юнифарм>, образованное в 1988 г выпускает 50 наименований лекарственной и парафармацевтической продукции, уникальной продукцией выступает облепиховое масло, мумиё в капсулах. Хотя доля выпускаемой продукции фармацевтических предприятий в отраслевой структуре промышленности края невелика - 1,8%, наблюдается тенденция развития этой отрасли. За 1995-2001 гг. наблюдался рост объёмов производства агроориентированных фармацевтических предприятий (от 400 до 700 млн. руб.). Особенный рост наблюдался в 1998-1999 гг., что связано со стабилизацией политической и экономической ситуации.

Деятельность не всех агроориентированных фармацевтических предприятий построена на принципах устойчивого развития. Приоритет в отрасли определяет конкурентное преимущество и сфера конкуренции (широта цели, на которую ориентируется предприятие в отрасли) [89].

В 1995 г доля каждого предприятия в общем объёме производства по отрасли составляла: ЗАО <Алтайвитамины> - 50%, ООО <Юнифарм> - 20%, ГП Фармфабрика - 15%, прочие - 5%. К 2001 г ситуация выглядела следующим образом: ЗАО <Алтайвитамины> - 50%, ООО <Юнифарм> - 25%, ЗАО <Эвалар> - 20%, прочие - 5% [91]. Налицо преимущество двух фирм - ЗАО <Алтайвитамины> и ООО <Юнифарм>. В основе их конкурентных преимуществ лежит активизация инновационно-инвестиционной деятельности: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность агроориентированных фармацевтических предприятий выпускать сравниваемый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же цене, что и конкуренты, предприятие получает большую прибыль. Так, ЗАО <Алтайвитамины> и ООО <Юнифарм> выпускают экстракты, сиропы, настойки, масло облепиховое с низкими издержками при помощи низкооплачиваемой рабочей силы, современной технологии и оборудования. Дифференциация товара заключается в способности обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Высокие характеристики продукции позволяет ЗАО <Алтайвитамины> и ООО <Юнифарм> диктовать высокие цены при равных с конкурентами издержках. Так, за счёт наращивания технико-технологического потенциала посредством активизации инновационно-инвестиционной деятельности данные предприятия получили конкурентные преимущества на рынке фармацевтической продукции.

Рассмотреть сферу конкуренции агроориентированных фармацевтических предприятий можно на основе типовых стратегий [83] по таблице 32.

Так, ЗАО <Алтайвитамины>, ООО <Юнифарм>, ГП Фармфабрика, ЗАО <Эвалар> поставили перед собой цель конкуренции по широкому фронту, а ОАО <Бальзам>, ООО <Янтарное> и другие обслуживают один - два сектора фармацевтического рынка. Проведённая классификация агроориентированных фармацевтических предприятий по типам стратегии конкурентной борьбы [83,91] позволила выявить полную картину конкурентной борьбы между ними (таблица 33).

Патиентная стратегия типична для ЗАО <Эвалар>, ОАО <Бальзам>, ставших на путь узкой специализации. Свои товары (таблетированные сборы трав и БАДы) патиенты изготовляют для специфических рыночных сегментов, не удовлетворяющихся стандартной продукцией.

Таблица 32

Типовые стратегии агроориентированных фармацевтических

предприятий Алтайского края

 

Конкурентное преимущество

 

Сфера конкуренции

 

Меньшие издержки

Дифференциация

Широкая цель

Лидерство за счёт экономии на издержках (ЗАО <Алтайвитамины>, ООО <Юнифарм>)

Дифференциация (ЗАО <Алтайвитамины>, ООО <Юнифарм>, ГП Фармфабрика)

Узкая цель

Сосредоточение на издержках (ООО <Алтайский букет>, ООО <Янтарное>)

Сфокусированная дифференциация (ЗАО <Эвалар>, ОАО <Бальзам>, ООО <Янтарное>, ООО <Катунь-Олеум>)

 

Таблица 33

Классификация предприятий по типам стратегии конкурентной борьбы

(по М. Портеру, 1993)

Показатели

Тип стратегии

Коммутанты

Патиенты

Виоленты

Эксплеренты

Профиль производства

Универсальное мелкосерийное

Специализиро-ванное

Массовое

Эксперимен-тальное

Размеры предприятия

Мелкие

Крупные, средние, мелкие

Крупные

Средние, мелкие

Устойчивость предприятия

Низкая

Высокая

Высокая

Низкая

Расходы на НИОКР

Низкие

Средние

Высокие

Высокие

Факторы силы в конкурентной борьбе

Гибкость, многочисленность

Приспособленность к особому рынку

Высокая производительность

Опережение в нововведениях

 

Коммутантную стратегию используют фирмы, работающие на местный рынок (ООО <Янтарное>, ООО <Катунь-Олеум>, ООО <Алтайский букет>). Данные предприятия лучше приспособлены к удовлетворению небольших по объёму нужд конкретного клиента. Они используют каждую возможность для бизнеса, в отличие от прочих, строго придерживающихся своего производственного профиля предприятий.

Эксплерентная стратегия связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка (ООО <Юнифарм>). Такое предприятие опережает конкурентов во внедрении принципиальных нововведений, стремиться к созданию нового рынка и извлечению выгод из единоличного присутствия на нём.

Виолентная стратегия присуща предприятиям в сфере крупного стандартного производства фармацевтической промышленности (ЗАО <Алтайвитамины>). Виолент использует преимущества крупных научных исследований, развитой сбытовой сети и рекламных компаний. Предприятие доминирует на общем рынке, стараясь вытеснить конкурентов дешевизной и качеством своей продукции.

Следовательно, в Алтайском крае действующие агроориентированные фармацевтические предприятия по-разному подходят к проблемам конкуренции. В силу их неодинаковой приспособленности к деятельности в различных условиях, они работают на тех сегментах рынка, где сильнее конкурентов. В данном случае раздел рынков основан не на монополистическом сговоре, а на дифференциации ниш.

За последние 10 лет ЗАО <Алтайвитамины>, ООО <Юнифарм> выступают ведущими в отрасли, причём позиции последней усилились. За данный период были упущены позиции ГП Фармфабрика. Так, в частности, руководством данного предприятия была совершена стратегическая ошибка использовать все конкурентные стратегии одновременно. Это свело на нет позиции ГП Фармфабрика. Зато ЗАО <Эвалар> с 1991по 2001 гг. значительно упрочил свою позицию в отрасли. Выбор неадекватной экономической ситуации конкурентной стратегии объясняет низкую долю рынка у ООО <Янтарное>, ООО <Катунь-Олеум>, ОАО <Бальзам>. Низкая инновационная активность объясняет в целом низкий уровень конкурентоспособности большинства агроориентированных фармацевтических предприятий.

ООО <Юнифарм> развивается как производственное предприятие по выпуску лекарственной и парафармацевтической продукции из экологически чистого растительного и животного сырья. Деятельность предприятия включает 3 направления: производство фармацевтической продукции, оптовая продажа медикаментов, собственная сеть аптек. Производственная мощность предприятия по переработке растительного сырья и полуфабрикатов:

- плоды облепихи до 1000 т в год с получением 15-20 т концентрата облепихового масла или 30-50 т облепихового масла различной концентрации;

- сухое лекарственное сырьё (травы, корни, побеги) до 60 т в год.

Мощность предприятия по фасовке: 10,5 млн. ед. в год жидких лекарственных форм и 792 тыс. ед. сухих лекарственных трав и сборов.

Из 30 видов закупаемого для производства лекарственного растительного сырья до 20 видов (около 70%) удовлетворяют местные поставщики. Плоды облепихи поставляют: ОПХ <Барнаульское> - до 300т, ЗАО <Благовещенское> (р.п. Благовещенка) - 70 т, КГУП <Приобье> - до 100 т, КГУП АФ <Цветы Алтая> - до 70 т, ЗАО <Волчихинское> - до 50 т, ОАО <Янтарное> - до 50 т, лесхоз <Мамонтовский> (с. Мамонтово) - до 50 т, КХ <Пришвин> (г. Барнаул) - до 20 т, СПК <Ягодный> - до 20 т. Поставщиками лекарственных растений выступают лесхозы Алтайского края - Бобровский, Большереченский, Залесовский, Инской, Ларичихинский, Шипуновский, Благовещенский, фирмы Новосибирской области и Республики Алтай.

Часть сырья завозится из Кемеровской области, Красноярского края, Дальнего Востока и стран СНГ (Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан). Доля импортного сырья составляет 10-15% (химические субстанции, реактивы, твердые желатиновые капсулы).

Из таблицы 34 видно, что в 1999-2001 гг. мощности были загружены на 50% из-за недопоставки облепихи и одно- и двухлетних лекарственных трав местными производителями. Проблемы недопоставки были связаны с несвоевременным обновлением садов, потерями урожая из-за несвоевременной обработки садов от вредителей и плохой организациии сбора ягод, недостатком оборотных средств, оттоком специалистов. Но, несмотря на проблемы с поставкой сырья и полуфабрикатов, уровень рентабельности на все виды выпускаемой продукции составлял 20-100% в зависимости от ситуации на рынке и стоимости сырья. Выпуск продукции ООО <Юнифарм> показан на рис. 11.

В 1995 г продукция компании награждена медалью международной выставки <Человек. Экология. Здоровье>. В 1999 г администрацией города за достижения в области здравоохранения и развитие фармацевтического производства предприятие было награждено дипломом <Лучшая компания Барнаула>.

Подготовка кадров ООО <Юнифарм> осуществляется в АГМУ по специальностям провизор-технолог, провизор-аналитик, провизор-организатор фармацевтической деятельности. Специализация подтверждается сертификатом специалиста один раз в пять лет. Общая численность работников - 130 человек, из них 24 - составляют руководящий состав и специалистов среднего звена. Из числа специалистов 20 человек имеют высшее образование, 4 - среднее специальное. Из 106 человек рабочих 8 имеют высшее образование, 73 - среднее специальное или начально-профессиональное.

Таблица 34

Выпуск продукции ООО <Юнифарм>

 

Вид продукции

Среднегодовая мощность, т

Выпуск готовой продукции, т

Использование среднегодовой мощности, %

1999 г

2000 г

2001 г

1999 г

2000 г

2001 г

1999 г

2000 г

2001 г

Сиропы

70

70

70

30

40

50

43

57

70

Масло

100

100

100

70

60

50

70

60

50

Настойки

25

25

30

20

20

20

80

80

67

Экстракты

25

25

30

20

20

20

80

80

67

Спиртовые растворы

25

25

30

20

20

20

80

80

67

Водные растворы

40

50

50

30

30

30

75

60

60

Лекарственные травы

20

40

40

12

20

20

60

50

50

Лекарственные сборы

15

30

30

7

15

15

50

50

50

 

Капиталовложения от полученной прибыли направляются на техническое оснащение производства, позволяющее улучшить качество выпускаемой продукции. В 2002 г на закупку нового оборудования было затрачено 3650 тыс. руб. Также ведётся финансирование строительства новых складских и производственных помещений в связи с ростом выпуска продукции через увеличение поступающих заказов. К 2007 г планируется переход на систему международного стандарта по производству фармацевтических препаратов GMP .

С 1992 г продукция предприятия реализуется через вертикальную маркетинговую систему сбыта - интегрированную сеть, включающую ООО <Юнифарм> и посредников ООО <Фарммаркет> и ООО <ТД Юнифарм>. Маркетинговая система образована на основе договорных отношений между компаниями, права и обязанности определены юридически оформленными соглашениями.

В целях повышения деятельности предприятия и основных поставщиков сырья, указанных выше, руководством фирмы было предложено создание интегрированного агропромышленного образования по типу смешанного холдинга, владеющего контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним контроля и управления [91].

Участниками холдинга выступили сельскохозяйственные предприятия (ОПХ <Барнаульское>, ЗАО <Благовещенское>, КГУП <Приобье>, КГУП АФ <Цветы Алтая>, ЗАО <Волчихинское>, ОАО <Янтарное>, лесхоз <Мамонтовский>, КХ <Пришвин>, СПК <Ягодный>), торговые посредники (ООО <Фарммаркет>, ООО <ТД Юнифарм>), коммерческий банк и администрация Алтайского края.

В качестве коммерческого банка было предложено использовать филиал московского банка ОАО <Автобанк>. С целью разработки и внедрения новейших технологий в производство сырьевых ресурсов в состав ОАО <Юнифарм-агрохолдинг> вошёл Алтайский аграрный научно-образовательный комплекс (ААНОК).

Для ведения дел холдинга была создана Центральная компания (ЦК) в форме юридического лица. Уставный капитал общества составлялся из номинальной стоимости акций <ЦК Юнифарм-агрохолдинг>, приобретённых учредителями.

Структура предложенного холдинга представлена на рисунке 12. Так, администрация края, заинтересованная в получении лекарств по фиксированным ценам на социальные нужды, предоставляет через ОАО <ЦК Юнифарм-агрохолдинг> товарный кредит сельскохозяйственным предприятиям - поставщикам сырья. Те в свою очередь предоставляют по фиксированным ценам сырье на ООО <Юнифарм> (20% от общего объёма производственных мощностей).


 


 

 


 

 

Рис. 12. Структура интегрированного агропромышленного образования ОАО <ЦК Юнифарм-агрохолдинг>


30% производственных мощностей загружается при использовании заёмных средств коммерческого банка, идущих на закупку сырья у сельхозпроизводителей края. Оставшиеся 50% производственных мощностей загружаются за счёт оборотных средств ООО <Юнифарм>.

Преимущества ОАО <Юнифарм-агрохолдинг> перед другими фармацевтическими предприятиями: возможность создания замкнутых технологических цепочек от производства агрофармацевтического сырья до выпуска готовой продукции и доведения её до потребителя, экономия на торговых, маркетинговых услугах, единая налоговая и кредитно-финансовая политика, возможность варьирования финансовыми и инвестиционными ресурсами в рамках холдинга.

Поставки облепихи от сельскохозяйственных предприятий составили 690 т. вместо 330 т. в 2001 г. Производство продукции ОАО <Юнифарм-агрохолдинг> увеличилось в 2,1-3,9 раза, в зависимости от плана выпуска продукции. Прибыль компании составила 15,9-28,2 млн. руб.