Тема 3.1. Организационно-правовые формы садоводческих хозяйств

Повышение заинтересованности сельскохозяйственного производства в результатах своего труда, рациональном использовании производственных ресурсов путём передачи в их собственность земли и других средств производства является основной целью аграрной реформы. Совершенствование земельных отношений - основной механизм достижения этой цели.

Аграрные преобразования 90-х гг. привели к возникновению новых организационно-правовых форм хозяйствования, соответствующих рыночным отношениям и не характерных для существовавшего ранее планового народного хозяйства. Совокупность экономических, политических и правовых условий предопределили эволюцию форм собственности и ведения хозяйственной деятельности.

Чтобы уяснить сущность организационных форм предприятий, нужно исходить из сути научной категории <форма> и понятий <производство>, <хозяйство>, <хозяйствующий субъект>, <предприятие>.

В научной литературе форма понимается как способ существования и выражения какого-либо содержания, представляющее единство элементов, свойств, процессов и связей объекта.

Производство - это процесс получения продукции (оказания услуг), осуществляемый на основе организационно-технологического взаимодействия природных факторов, рабочей силы, средств и предметов труда.

Хозяйство - деятельность людей по производству и реализации продукции, распределению и использованию дохода. Если хозяйственная деятельность организуется в единое целое за счёт непосредственных действий определённой личности (группы лиц, государственного органа), образуется хозяйствующий субъект соответствующей формы.

Предприятие представляет имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и в качестве такового представляющий собой недвижимость. Предприятие может быть объектом купли-продажи, залога, аренды или других сделок, связанных с установлением, изменением или прекращением вещных сделок [53].

Организационно-правовую форму сельскохозяйственного производства можно рассматривать как закреплённую в законодательстве и наделённую правоспособностью самостоятельную форму хозяйствования в виде юридического лица либо иной предпринимательской структуры без права юридического лица, но с чётко очерченной гражданской правосубъективностью [56]. Производство и переработка продукции садоводства в Алтайском крае представлено предприятиями различных организационно-правовых форм хозяйствования.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО <Юнифарм>) - организация, созданная учредителями, с разделённым на доли уставным капиталом, величина которого отражена в учредительных документах. Участники общества по его обязательствам не отвечают лично принадлежащим им имуществом, а риск убытков несут в пределах стоимости внесённого вклада. Создание общества предполагает наличие Учредительного договора и утверждение Устава общества. Уставный капитал составляется из вкладов его участников. Управление строится на следующих принципах.

Высший орган - общее собрание его участников, которое создаёт исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство и подотчётный общему собранию. Принципиальные вопросы (изменение устава общества, размеров уставного капитала, утверждение годовых отчётов, распределение прибыли и убытков) решаются общим собранием и относятся к его исключительной компетенции. Решение о реорганизации или ликвидации общества также правомочно принимать только общее собрание. Вопросы, отнесённые к исключительной компетенции общего собрания, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества. Этим обеспечивается демократический характер управления делами ООО. Структура <Юнифарма> включает в себя: дирекцию во главе с генеральным директором, финансовую группу, производственно-технический отдел, фармацевтический отдел, медицинский отдел, юридическую службу, складское хозяйство (Барнаул, Бийск, Славгород), транспортный отдел, рекламно-информационное бюро, розничную сеть. Основное направление деятельности - производство медикаментов, оптовая и розничная продажа медикаментов. Численность работающих - 130 человек.

Акционерные общества представлены предприятиями закрытого (ЗАО <Мичуринец>, ЗАО <Сибирское>) и открытого типа (ОАО <Янтарное>). Привлекательность такой организационно-правовой формы определяется возможностью быстрого проведения разгосударствления предприятий, распределения имущества между учредителями обществ, эффективным контролем за деятельностью управленческого персонала. Деятельность АО регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации (часть I ) и Федеральным законом <Об акционерных обществах>. Уставный капитал обществ поделён на равные доли и оформлен акциями. Отличия открытых обществ от закрытых сводятся к четырём моментам:

1. способ размещения акций - ОАО вправе проводить открытую и закрытую подписку на акции, ЗАО - только закрытую (распределение их среди учредителей);

2. процедура переуступки акций на вторичном рынке. Участник ОАО может во всех случаях отчуждать свои акции, не оповещая об этом других акционеров. Участник ЗАО обязан известить остальных акционеров и выждать срок, в течение которого общество могут воспользоваться правом преимущественного приобретения продаваемых акций;

3. в ОАО число акционеров не ограничено, в закрытом оно не превышает 50;

4. характер ведения дел. Открытое общество в отличие от закрытого обязано вести дела публично, с допуском заинтересованных лиц к некоторым документам.

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров, которое формирует исполнительный орган (правление или директор). Прибыль общества направляется на формирование фондов общества и выплату дивидендов. В обязательном порядке формируется резервный фонд в размере 15% уставного капитала - для покрытия убытков и выкупа акций общества. Чистая прибыль после формирования фондов направляется на выплату дивидендов акционерам.

Практика показала, что данная организационно-правовая форма зарекомендовала себя в крупномасштабном производстве, имеющем значительное число инвесторов, из которых владельцами крупных пакетов акций являются юридические лица, вложившие в капитал предприятия значительные средства.

Государственные сельскохозяйственные предприятия - создаваемые государством и органами местного самоуправления коммерческие организации, не наделённые правом собственности на закреплённое за ними имущество (КГУП АФ <Цветы Алтая>, ГНУ НИИСС им. М.А. Лисавенко) . Имущество предприятий принадлежит им на праве <хозяйственного ведения>. Задачи, объём закреплённого имущества, полномочия хозяйственного ведения определяются в уставе предприятия. Органом управления является руководитель, назначаемый собственником.

Деятельность государственных предприятий построена на коммерческих принципах. По всем своим обязательствам предприятия отвечают всем принадлежащим им имуществом. Собственник имущества предприятия не отвечает по обязательствам предприятия.

Учредителем ГНУ НИИСС им. М.А. Лисавенко является Российская академия сельскохозяйственных наук. Основными задачами хозяйства являются:

- создание новых высокопродуктивных сортов плодовых и ягодных культур с высоким уровнем адаптивности и пригодных к промышленной переработке;

- совершенствование технологий производства посадочного материала перспективных сортов;

- разработка и совершенствование средств защиты растений;

- разработка научно-технической документации и ассортимента для производства новых видов консервированной продукции;

- разработка и внедрение в производство технологических машин и оборудования для производства и переработки продукции садоводства;

- внедрение в садоводство нетрадиционных культур;

научно-методическая и практическая помощь хозяйствам в закладке новых садов и реконструкции старых.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с ежегодно разрабатываемым производственно-финансовым планом. Хозяйство самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией, полученной прибылью.

Источниками формирования имущества предприятия являются: прибыль от выполнения работ, услуг, реализация продукции, кредиты банков, добровольные взносы организаций.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30.01.92 г ©84 Российской академии сельскохозяйственных наук переданы в бессрочное бесплатное пользование ранее переданные земли, которая делегировала НИИСС право землепользования.

Высшим должностным лицом хозяйства является директор, назначенный по согласованию с Президиумом Сибирского отделения Россельхозакадемии. Взаимоотношения трудового коллектива, охрана труда, социальное развитие, участие работников в распределении прибыли хозяйства регулируется законодательством РФ, Уставом и коллективным договором. Предприятие обеспечивает своим работникам нормальные условия труда и отдыха, технику безопасности.

Хозяйство строит свои отношения с другими предприятиями на основе хозяйственных договоров и контрактов. Контроль за производственной и финансовой деятельностью НИИСС осуществляет Сибирское отделение Россельхозакадемии путём создания ревизионной комиссии.

Сельскохозяйственный производственный кооператив - коммерческая организация, созданная гражданами для совместной деятельности по производству, переработке сельскохозяйственной продукции, основанной на личном трудовом участии основных членов кооператива в хозяйственной деятельности (СПК <Айский>, СПК <Прогресс>). Кооператив создаётся на основе добровольного членства. Основными членами кооператива являются физические и юридические лица, внёсшие паевой взнос в установленном размере и принятые в кооператив с правом голоса. Вкладчиками являются физические или юридические лица, внёсшие паевой взнос, по которому они получают дивиденды, но не имеют право голоса.

Кооперативы основаны на объединении имущественных паевых взносов основных и ассоциированных членов. Обязательный паевой взнос основного члена кооператива вносится им в обязательном порядке и даёт право участия в деятельности кооператива. Дополнительный паевой взнос вносится им по желанию и даёт право на получение дивидендов в размере, установленном уставом кооператива. Ассоциированные члены вносят паи в имущество кооператива в порядке, установленном уставом и получают на свои паи дивиденды.

Два основных принципа функционирования кооперативов: приоритет интересов членов кооператива и демократизм управления. Первый проявляется в праве членов кооператива на первоочередное обслуживание и распределение прибыли с учётом трудового участия, второй - в независимости числа голосов от размера внесённого пая, выборности руководящих органов кооператива, принятие наиболее важных решений исключительно на общем собрании и др.

СПК <Прогресс> был образован в 2000 г путём преобразования ТОО <Прогресс> и добровольного объединения учредителей и передачи ими в паевой фонд кооператива причитающихся им земельных и имущественных паёв для ведения совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции и иной деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Члены кооператива имеют право:

- принимать участие в управлении кооперативом;

- получать дивиденды по дополнительным паевым взносам;

- получать полную и достоверную информацию по вопросам деятельности и финансового состояния кооператива;

- на получение работы в кооперативе.

Члены кооператива обязаны:

- выполнять требования Устава;

- нести ответственность по обязательствам кооператива;

- добросовестно трудиться в кооперативе;

- не разглашать конфиденциальную информацию.

В кооперативе действует контрактная форма найма, организации и оплаты труда. Управление кооперативом осуществляют Общее собрание членов кооператива, правление и председатель кооператива и наблюдательный совет.

Общее собрание кооператива является высшим органом управления кооперативом и полномочно решать любые вопросы, касающиеся деятельности предприятия, в том числе отменять или подтверждать решения председателя кооператива и правления. Общее собрание кооператива решает вопросы на своих заседаниях, допускается принятие решений и методом опроса.

Наблюдательный совет кооператива состоит из трёх человек, от осуществляет контроль за деятельностью правления. Правление кооператива является исполнительным органом, осуществляющим руководство деятельностью предприятия. Оно состоит из 11 человек и избирается общим собранием сроком на 3 года. Председатель кооператива избирается общим собранием сроком на 3 года. Он действует от имени кооператива, представляет его в органах государственной деятельности, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры в банках, осуществляет приёмы и увольнение работников.

Имущество кооператива составляют его фонды. Паевой фонд создаётся из обязательных, дополнительных паёв и паёв ассоциированных членов кооператива. Прибыль кооператива распределяется следующим образом: резервный фонд - 10%, фонд материального поощрения - 10%, фонд подготовки и переподготовки кадров - 10%, фонд развития - 50%, выплата дивидендов - 10%, кооперативные выплаты - 10%.

Крестьянское хозяйство - разновидность индивидуальной предпринимательской деятельности в сельскохозяйственном производстве без образования юридического лица (КХ <Флора>). Данный тип организации предприятия строится на следующих принципах:

1. Добровольность создания хозяйства, выбора хозяйственных партнёров и форм взаимодействия с ними. Предприятие избирает наиболее выгодную сферу деятельности, варианты организации производства, распоряжается производственными ресурсами и полученными доходами, выбирает форму взаимоотношений с предприятиями и организациями.

2. Право выбора наиболее предпочтительного варианта предоставления земельного участка: в собственность, аренду.

3. Достаточность средств с учётом предполагаемых объёмов производства.

4. Право собственности на средства производства.

5. Равноправность экономических условий функционирования - обеспечение равных с другими товаропроизводителями условий и возможности материально-технического обеспечения, получения дотаций, субсидий.

6. Полная экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности.

Перед крестьянским хозяйством стоят следующие основные задачи: производство, переработка и сбыт произведённой продукции; рациональное использование земельных угодий; обеспечение занятости населения. Для выполнения этих задач крестьянское хозяйство осуществляет следующие меры: рационально использует переданные ему в собственность сельскохозяйственные угодья; приобретает или арендует имущество, необходимое для нормального ведения производства; пользуется наравне с другими сельскохозяйственными производителями услугами организаций, осуществляющих материально-техническое обеспечение, ремонтные и агрохимические услуги; самостоятельно вступает в договорные отношения с предприятиями разных организационно-правовых форм.

Хозяйства населения, используя принадлежащие им средства производства, осуществляют производство, простейшую переработку продукции садоводства для собственного потребления. Они функционируют в формах подсобных хозяйств жителей сельской местности, садоводческих товариществ городов и районов.

Хозяйствам населения свойственны следующие организационно-экономические признаки:

- нетоварная и непредпринимательская цель деятельности, предполагающая реализацию лишь той части продукции, которая остаётся у семьи после удовлетворения её потребностей;

- небольшие размеры и неспециализированный характер производства продукции с применением ручных орудий труда;

- использование в хозяйственной деятельности собственных средств производства, природных ресурсов общего пользования, а также производственных ресурсов и услуг сельскохозяйственных предприятий;

- трудовое участие в производственной деятельности всех членов семьи;

- высокая заинтересованность и стремление членов хозяйств к повышению результативности производства;

Хозяйства населения в отличие от сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств создаются без учредительных документов и не подлежат государственной регистрации, а лишь учитываются местными администрациями в качестве хозяйственных единиц с целью охвата их системой государственного статистического учёта и налогообложения.

Материальную основу хозяйств населения составляют выделенный для этих целей земельный участок, постройки на нём и иное имущество, принадлежащие членам семьи на праве общей совместной собственности. Как собственники недвижимости хозяйства населения платят земельный налог и налог на имущество.

Развитие хозяйств населения имеет объективные закономерности. Минимальное число семей, имеющих подсобное хозяйство, и нижняя граница размеров хозяйств определяется уровнем самообеспечения населения продуктами питания, находящимся в обратной зависимости от социально-экономического состояния общества, для отдельной семьи - от величины дохода.

По состоянию на 1.01.2003 г в крае насчитывалось 496 садоводческих товариществ (приложение 2). Всего садовыми участками было наделено 221802 семьи на общей площади 21002,44 га, в среднем на одну семью приходится 9,5 сотки земли. Наибольшее количество садоводческих товариществ приходится на Первомайский район, а также на сельские земли города Барнаула и пригород (3446, 3049, 3267 га соответственно). Следует отметить также Павловский район (1473 га, 11269 семей), город Бийск (1523 га, 21387 семей), город Рубцовск (1902 га, 19793 семей). Из этого следует, что коллективное садоводство Алтайского края тяготеет к крупным городам. Это также связано с тем, что основная часть населения Алтайского края проживает в городах, причём половина сосредоточена в 3 городах (Барнауле, Бийске, Рубцовске).

Интенсивный отвод земли под коллективные сады в предшествующие годы позволил удовлетворить спрос на индивидуальные участки той части населения, для которой сад служит не только в целях удовлетворения своих потребностей в плодах и ягодах, но и как источник дополнительных доходов. Для реализации излишков продукции на всех рынках садоводам-любителям отведены специальные места. Плоды и ягоды, выращенные в местных условиях, имеют более привлекательный вид и, главное, высокое содержание биологически активных веществ, чему способствуют и особенности сибирских сортов, и погодные условия лета. Плоды пользуются большим спросом у той части населения, которая предпочитает не выращивать, а покупать готовые плоды. Общая площадь садов на 1.01.2003 г составляла 0,3% от общей площади пахотных земель в крае.

Кроме земельных участков, садоводческие некоммерческие объединения имеют разветвлённую сеть водоснабжения, электрификацию, телефонизацию, разного рода подстанции, внутренние дороги, подъездные площадки и другие материальные ресурсы, без которых невозможно ведения коллективного садоводства.

Администрация края, Алтайский краевой Совет народных депутатов, органы местного самоуправления ежегодно оказывают помощь садоводческим товариществам, в тои числе в виде освобождения от земельного налога, предоставления льгот на проезд к садовым участкам, организации охраны имущества. Вместе с тем в садоводствах очень много проблем, требующих решения на государственном уровне.

Развитие коллективного садоводства в районах края позволяет увеличить потребление плодов и ягод на душу населения, а оно пока низкое. Потребность в свежих фруктах особенно важно удовлетворять в районах с длительным холодным периодом. Так, по медицинским нормам каждый житель Сибири должен иметь в своём рационе не менее 125 кг плодов и ягод, выращенных в условиях данного климата, что обосновывается не только пищевой, энергетической ценностью, но и биохимическим составом [104]. Для обеспечения этой нормы Алтайский край, с численностью населения 2607 тыс. чел. (данные 2002 г), должен производить 325,8 тыс. т плодов и ягод. В 2003 г произведено в среднем 19,2 тыс. т, или 7,4 кг на душу населения, то есть 5,9% требуемого. Даже с учётом завоза потребление плодов и ягод на душу населения в Алтайском крае в среднем за 1996-2000 г составило 28,5 кг, или 22,8% от нормы (рис 3).

Для сравнения: мировое производство фруктов в 1990-1996 гг. удовлетворило потребность населения в среднем на 59-63% от медицинской нормы. В России потребление фруктов на душу населения снизилось с 40 кг в середине 80-х до 25 кг в середине 90-х гг. [102]. По состоянию на 2003 г садоводческими хозяйствами населения было произведено 81% валового сбора семечковых, 98% - косточковых, 80% - ягодников от общего по краю.

В Алтайском крае в коллективных садах ягодные культуры занимают 68%, плодовые 32% (из них семечковые - 22%, косточковые - 10%) от общей площади садов. В промышленных садах же ягодные культуры занимают 75%, плодовые - 25% (в т.ч. семечковые - 20%, косточковые - 5%) общей площади садов.

В промышленных садах из плодовых пород выращивают яблоню полукультурную и крупноплодную (в стелющейся форме), сливу, вишню. Из ягодных культур преобладает облепиха, площади под которой имеют в настоящее время тенденцию к увеличению.

На основе проведённого выше анализа в крае налицо формирование частного сектора и значительное снижение доли государственного. Причём это можно видеть не только в садоводстве, но и в целом по аграрному сектору края (прил. 3). В итоге это должно было привести к повышению эффективности сельскохозяйственного производства. Но при рассмотрении организационно-правовой структуры сельского хозяйства с точки зрения сложившихся в разных формах хозяйствования способов организации производства, труда, управления, размеров предприятий, мотивации труда выделяются три сектора хозяйствования: традиционно коллективный (госпредприятия, хозяйственные товарищества, общества, кооперативы и т.д.), личный (хозяйства населения, садоводы, огородники) и сформировавшийся в годы реформ фермерский. Если же смотреть только с точки зрения мотивации труда, фактически частный сектор формируется из фермеров и личных хозяйств населения, из которых собственное хозяйство давно превратилось из дополнительного источника дохода в основной, а работа в сельхозпредприятии стала источником легального и нелегального приобретения необходимых ресурсов.

Следовательно, вкупе с общими проблемами функционирования сельского хозяйства (диспаритетом цен, отсутствием долгосрочного кредита для большинства коллективных и фермерских хозяйств и пр.) в каждом из трёх секторов существуют внутренние проблемы, определяющие их эффективность. Несмотря на то, что наиболее устойчивой формой ведения сельскохозяйственного производства являются хозяйства населения, в динамике же урожайность и продуктивность там меняется слабо, поскольку технология производства не совершенствуется десятилетиями. Кроме того, частный сектор хоть и решает проблемы занятости населения сельского населения, но его развитие носит экстенсивный характер. Поэтому рассчитывать на значительный прирост производства (15-20%) в этой категории не стоит. Производительность труда в личных подсобных хозяйствах гораздо ниже, чем в других формах хозяйствования, так как производство основано на применении ручного труда. Производство плодово-ягодной продукции в садово-огородных товариществах в пригородной зоне и на приусадебных участках в сельской местности уже достаточно устоялось. Задача органов управления - всемерно содействовать их развитию и не развалить эту форму землепользования непродуманными решениями и дейст- виями

Исправить ситуацию могла бы программа государственной поддержки частного сектора, включающая в частности:

- формирование торгово-закупочных кооперативов, способствующих организации системы закупок сельскохозяйственной продукции в личном секторе, упрощению доступа личных хозяйств на рынок;

- развитие кооперации с коллективными и фермерскими хозяйствами в области материально-технического снабжения средствами производства.

Весьма перспективным направлением государственной поддержки должна стать система мер по развитию семейных крестьянских хозяйств, особенно специализирующихся на производстве плодово-ягодной продукции. Льготное целевое кредитование под бизнес-планы лич-ных подсобных хозяйств и коммерческих предприятий по сбору, пере- работке и реализации плодово-ягодной продукции у сельского населения; заключение долгосрочных договоров на закупку продукции из кресть-янских подворий явятся мощным стимулом развития семейных крестьянских хозяйств.

На данный момент администрацией края разработана программа поддержки развития садоводческих некоммерческих объединений граждан на 2004-2010 гг. Финансирование мероприятий составляет 68,9 млн. руб. ежегодно, в том числе за счёт краевого бюджета - 45 млн. руб., муниципального - 23,9 млн. руб. (табл. 9).

Развитие коллективного садоводства позволит обеспечить малоимущие слои населения садовой продукцией собственного производства, создаст занятость около 1 млн. чел. на садовых участках в летнее-осенний период, снизит уровень социальной напряжённости среди населения, решит проблемы организации отдыха и занятости подростков с родителями на садовых участках. Кроме того, садоводческие массивы приобретут черты благоустроенных поселений, что поможет в решении жилищной проблемы среди граждан, желающих проживать за городом.

Развивая коллективное садоводство не следует забывать, что западные страны давно пришли к пониманию преимущества круп- ного аграрного производства и глубокой интеграции мелких сельхозто-варопроизводителей.

Специфика сельского хозяйства такова, что рыночная конкуренция подталкивает к объединению. Ведь на земле производится часто не то, что востребовано местным рынком, а то, что может хорошо расти в данной местности. Поэтому в сельском хозяйстве, как ни в какой другой отрасли, важ на концентрация и специализация производства, иерархическое постро-ение многоукладной отраслевой и межотраслевой структур хозяйство-вания и государственного регулирования.

По нашему глубокому убеждению, властные структуры России, начиная от центра и включая региональные органы управления, должны вести более настойчивую, более планомерную и целенаправленную работу по формированию многоукладности на селе, по стимулированию интеграционных процессов структурирования производства, хранения, переработки и реализации сельхозпродукции.

Таблица 9

Мероприятия по поддержке развития садоводческих

некоммерческих объединений граждан на 2004-2010 гг.

Статьи расходов

Источники финансирования

Годовая стоимость, млн. руб.

Всего за 2004-2010 гг.

Реконструкция и ремонт автодорог общего пользования

краевой

12,00

84,00

Льготы на проезд к садовым участкам в общественном транспорте, всего

 

31,33

219,31

В т. ч. автотранспорте

муниципальный

16,20

113,40

железнодорожном

краевой

8,00

56,00

речном

краевой

7,13

49,91

Освобождение от уплаты земельного налога:

в части, зачисляемой в краевой бюджет

 

 

 

 

краевой

 

 

 

7,50

 

 

 

52,50

в части, зачисляемой в местные бюджеты

муниципальный

7,70

53,90

Содержание участковых уполномоченных и их материально-техническое обеспечение

 

10,37

72,59

Всего

 

68,90

482,30

 

краевой

45,0

315,0

 

краевой

23,9

167,3

 

Целесообразна определенная государственная поддержка и фермерского движения. Фермерские или крупные товарные крестьянские хозяйства, как показывает зарубежный и местный опыт, несут в себе существенный потенциал повышения производительности труда и эффективности производства продукции садоводства. Нуждается же эта форма землепользования, как и форма семейных хозяйств, в сервисном обеспечении: машинно-техноло- гических станциях, долговременных договорах на сбыт и в на- лаженной системе кредитования производства под бизнес-планы, залог права на землю и под ожидаемую продукцию.

Однако интеграция этих форм землепользования только с помощью рыночных механизмов невозможна. Как показывает опыт Соединенных Штатов Америки, там, благодаря сельской интеграционной политике
государства, сформировались мощные ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств товарно-производственного типа и при них мощные акционерные предприятия по сервисному обслуживанию фермерских хозяйств (включая техническое и технологическое), хранению, переработке и реализации. Государственная доля в этих акционерных пред приятиях весьма значительна.

Необходима осознанная, планомерная и целенаправленная политика государства, его краевых, областных и районных органов управления по укреплению коллективных предприятий на селе. В стране земельные ресурсы столь значительны, что ни ручным тру- дом, ни малогабаритной техникой их не обработать. Мощную высоко- производительную технику, поступающую из-за рубежа, отечественные машины нового поколения можно эффективно использовать только в условиях крупных хозяйств. Производственная база бывших колхозов и совхозов еще может служить какое-то время по прямому назначению. Единоличные и фермерские хозяйства также имеют право рассчитывать на поддержку и помощь крупных коллективных хозяйств в вопросах обеспечения кормами крестьянского подворья, технической и технологической помощи, сбыта продукции.