1.1. Общенаучные понятия системности. Методы исследования

При выборе методов исследования мы руководствовались тем, что одной из основных предпосылок успешного решения любых научно-исследовательских задач является глубокое знание и понимание диалектико-материалистической методологии научных исследований.

Под методологией обычно понимают учение о методе научного познания и практического преобразования действительности. Метод науки - это совокупность средств и приёмов исследования. Методология включает анализ таких проблем, как цель исследования, содержание эмпирической и теоретической ступеней познания, проверка истинности знаний, моделирование и пр. Важной задачей методологии является изучение закономерностей развития средств и приёмов исследования, их взаимного переплетения, дифференциации, субординации.

Методология исследования включает общефилософские, диалектико-материалистические принципы и категории, общенаучные категории и методы (анализ и синтез, индукция и дедукция и т.д.), категории и законы формальной логики, и частные или специфические приёмы и методы исследования (эксперимент, моделирование, обобщение и другие).

Методология и метод научного исследования тесно взаимосвязаны со своим предметом исследования (связь между <что> и <как>). Неправильно подобранный метод приводит к ошибочному представлению о предмете исследования. В каждой частной науке (предмете исследования) на основе философских и общенаучных принципов складывается своя методология, своя <малая логика>, которая разрабатывает логические основания построения самой науки и соответствующие им средства, приёмы и методы исследования.

Методология и метод исследования объективны, они определяются содержанием и структурой познаваемого объекта. Одновременно они содержат и субъективный момент, поскольку представляют собой целенаправленное орудие, которое сознательно используется исследователем.

Исследования разных предметов познания находятся на различных ступенях абстракции. Соответственно и методология познания отличается по степени опосредованности. То есть методология познания, как и предмет познания в целом, имеет иерархическую структуру [97].

Предметом исследования настоящей работы является ресурсный потенциал, производственные и экономические показатели функционирования системы садоводства в Алтайском крае.

Возникновение и развитие системы садоводства неразрывно связано с развитием производительных сил и производственных отношений. В основе садоводческого производства лежит продукционный процесс в культурах, конечной целью которого является производство продукции садоводства.

В садоводстве, в отличие от других производственных систем, не только в качестве условия производства, но и в качестве основного средства производства выступают солнце, земля. Как производственная, система садоводства подчиняется действию экономических законов [45, 51, 61, 90, 97].

Для изучения садоводства необходимо сочетание разнообразных методов исследования, адекватное его сложности, потому что познание - столь же диалектический процесс, как и процесс развития любой вещи, любого явления. К познанию применимы все принципы, законы и категории диалектики, присущие природе и обществу. Поэтому основными принципами, законами и категориями диалектической логики выступают принципы, законы и категории диалектического и исторического материализма. Эти принципы, законы и категории положены нами в основу рассмотрения форм теоретического мышления, в основу обобщения фактов. Формулируя научные понятия, мы имели в виду, что все они находятся во взаимосвязи и развитии, подчинены законам перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания; имеют форму и содержание, соотносятся как всеобщее, особенное и единичное и т.д.

Принцип взаимосвязи естественно-научных и экономических понятий реализуется в системном подходе к анализу реальной действительности. Содержание системного подхода в исследованиях заключается в комплексном, взаимосвязанном рассмотрении и решении стоящих проблем, в использовании для этого всех необходимых научных методов, технических средств и организационных мер. Изучение садоводства как сложной биолого-экономической системы тем более обязывает к системным методам.

Системный подход благодаря расчленению системы на элементы позволяет свести процесс решения большой комплексной задачи к взаимоувязанному процессу поэтапного решения менее сложных проблем, но зато с большей степенью детализации принимаемых решений.

Так как объектом нашего исследования является система садоводства, в настоящем разделе необходимо сформулировать общее представление о системе, системности как общенаучной категории. В современной науке и жизни термины <система>, <системность> употребляются в разных значениях, содержат целый ряд понятий в разных областях знаний, но и имеют нечто общее.

В переводе с древнегреческого <система> - это целое, составленное из частей. В современной науке - это 1) порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определённой связи; 2) совокупность принципов, служащих основанием для какого-либо учения; 3) форма общественного устройства, и т.д.[92, т.4, с. 99].

Однако единого определения этого общенаучного термина применительно к сельхозпроизводству ещё нет. Методологически под системностью в аграрном секторе экономики понимается упорядоченность, сочетание, совокупность, комплексность процессов и явлений, нацеленная на решение определённых задач. Для определения понятия <система> применительно к садоводству, необходимо также выяснить в общенаучном плане, что общего и какие различия между понятиями <система> и <комплекс>. С терминологической точки зрения система и комплекс относятся к совокупности взаимосвязанных объектов, процессов. Обоим сочетаниям характерные для составляющих элементов взаимосвязи придают новое качество - качество целостности. Для обоих сочетаний характерна связь с внешней средой, которая в силу того же качества целостности отличается от связей со средой отдельных составляющих элементов. Обоим сочетаниям свойственна иерархичность.

Различия между понятиями <система и <комплекс> сводятся к следующему:

1. Элементами комплекса, как правило, выступают только дискретные объекты. Система в число своих элементов может включать наряду с объектами их свойства, отношения между объектами.

2. У элемента, ставшего составной частью комплекса, <внутрикомплексные> связи начинают доминировать над внешними; компоненты в комплексе в большей степени согласованы (сопряжены) между собой по обмену веществом, энергией, информацией, в силу чего элемент данного комплекса редко входит одновременно в какой-то другой комплекс. Системная ориентация исходит из предположения, что возможно широкое взаимопроникновение различных систем, пересечение множества их составляющих элементов. Комплекс более упорядочен, более экономичен в совокупных затратах энергии, но с точки зрения эволюции более консервативен. Система более энтропийна, менее экономична, но обладает большими потенциями развития, эволюции [5, с. 41-42].

Исходя из вышесказанного, определим эти понятия:

- система - это сочетание объектов, их свойств и отношений, о которых можно сказать, что взаимные связи между составляющими элементами придают ему новое качество целостности, выражающееся в относительной устойчивости, особом проявлении общих закономерностей развития всего сочетания, генерализации функций;

- комплекс - это система, отличающаяся высоким уровнем сопряжения между составляющими элементами по потокам веществ, энергии и информации и в силу этого обладающая высокой энергетической экономичностью и устойчивостью по отношению к внешней среде.

Следовательно, понятие <система> должно быть более общим, не всякую систему можно считать комплексом. Комплекс обладает свойствами системы, и системный анализ применим к комплексу. В целях повышения эффективности производственных систем первоочередными задачами управления и организации являются задачи укрепления, усиления связей взаимодействующих элементов, доведения их до уровня комплексов.

Экономика или её отрасль представляют собой сложные системы. Система - совокупность множества элементов (предприятий и отраслей), находящихся в таких отношениях между собой, которые образуют определённую целостность, единство и неразрывную связь со средой. Объединение отдельных производящих организаций в экономике формируют определённые подсистемы, построенные по иерархическому принципу, соединённые воедино прямыми и обратными связями. Например, структура материального производства: отрасль, предприятия, производственные участки. Система понимается как иерархическая упорядоченность совокупности подсистем и структурных единиц.

Система обладает следующими свойствами: объективностью, расчленённостью, связанностью, конструктивностью, организованностью, целостностью. Системный анализ, раскрывая эти свойства, обеспечивает изучение законов и закономерностей развития системы.

Внедрение системных представлений и концепций в современную науку и практику также обусловлено развитием теории связи и статистических методов исследования, возникновением кибернетики [82].

Основные понятия систем и их свойств в кибернетике полезно знать и применять при анализе экономических систем. Садоводство включает в себя биологические, экономические, социальные, природные и другие системы, но в целом является отраслью производства (является экономической категорией), определимся с понятиями, рассматриваемыми экономической кибернетикой.

<Система> в кибернетике определяется как упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих различных элементов, закономерно образующих единое целое, обладающих свойствами, отсутствующими у образующих её элементов. В экономической системе элементами будут подразделения, выполняющие заданную экономическую программу производства.

Иерархическое построение систем как методический приём в кибернетике позволяет успешно решать многие практические вопросы, связанные с совершенствованием управления в отрасли.

По обусловленности действия различают системы с детерминированным действием и системы со случайным (вероятностным, стохастическим) действием. Экономическая кибернетика изучает в основном системы вероятностные, стохастические, нуждающиеся в управлении (хозяйственные, производственные системы).

При изучении и организации управляемых систем существуют два подхода - дифференциация и интеграция систем.

Процесс дифференциации систем заключается в том, что в изучаемой системе различаются отдельные элементы (подсистемы), из которых она состоит, и их связи, а затем этим элементам придаётся самостоятельность как отдельным системам.

Процесс интеграции систем в кибернетике является процессом, обратным дифференциации. Целесообразно создавать и изучать интегрирование системы в том случае, если между отдельными системами, которые предполагается объединить в суперсистему, имеются тесные сильные связи.

Системный подход в описании производственного процесса в садоводстве даёт возможность представить происходящие процессы в наиболее общей форме, так как разбивка системы на блоки осуществляется произвольно и зависит от цели исследования. Важно лишь, чтобы выбранная система адекватно отражала происходящие в производстве процессы.

Системный подход к изучению такого сложного экономического явления, как производство продукции садоводства, предопределяет всесторонний анализ связей - технологических, организационных, экономических, правовых [72]. Технологические связи обеспечивают последовательность операций при производстве продукта. Организационные связи находят свое выражение в планировании, кооперации и интеграции производства. Экономические связи принимают форму обмена и цен, осуществления экономических отношений и других рычагов, составляющих экономический механизм хозяйствования. Правовые связи находят отражение в юридических актах и документах.

Система садоводства как производственная система отличается динамичностью.

Системы иерархичны, каждая имеет систему порядком выше - надсистему и порядком ниже - подсистему. Если сельское хозяйство принять за систему, то агропромышленный комплекс является надсистемой, садоводство - подсистемой, плодовый сад - подсистемой более низкого порядка и т.д.

Система садоводства представляет собой сложную совокупность экономических явлений, и связи могут быть различными: существенными и несущественными, постоянными и временными, случайными и необходимыми и пр.

Принцип взаимосвязи экономических явлений требует рассмотрения любого из них в конкретной обстановке, учёта зависимости друг от друга отдельных его сторон. Но следует отметить, что мы рассматриваем всесторонность с диалектической позиции - как учёт лишь главнейших, определяющих сторон.

Системная методология исследования экономических явлений признаёт в качестве одного из важнейших принципов принцип развития - все явления экономической действительности находятся в постоянном движении и развитии, как во времени, так и в пространстве.

Понять механизм экономических явлений можно лишь тогда, когда при анализе мы будем исходить не только из законов и категорий диалектического и исторического материализма, но и законов и категорий, установленных экономической наукой. При анализе системы садоводства мы руководствовались такими экономическими законами, как закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил, закон повышающейся производительности труда, закон стоимости и другие. Механизм использования законов в экономике складывается из системы таких экономических рычагов, как рыночное прогнозирование и планирование, ценообразование, экономические показатели и другие элементы хозяйственного руководства.

При работе над темой исследования мы учитывали, что механизм использования и механизм действия экономических законов не тождественны друг другу. Механизм действия экономических законов является объективным процессом, не зависящим от воли человека, а механизм использования устанавливается на основе механизма действия и зависит от экономической грамотности и организаторских способностей кадров, т.е. несёт на себе отпечатки субъективности.

Любое научное исследование опирается на правильно обобщённые факты. Источниками фактов в экономике являются статистические и бухгалтерские данные, экономический эксперимент. Однако источниками экономических фактов могут выступать не только количественные, но и описательные процессы. Источниками описательных фактов выступают прежде всего неорганизованные (в статистическом плане) личные наблюдения исследователя, живущего в определённой среде или участвующего в экономической деятельности. Описательные факты мы брали из газет, журналов, официальных документов.

Но факты сами по себе не гарантируют получения правильных теоретических и практических выводов. Научное исследование - это теоретическое осмысление имеющейся информации, накопленных фактов, выявление внутренних необходимых связей между ними. Мы стремились к тому, чтобы научные выводы строились на полных, сравнимых и достоверных данных и не представляли собой хаоса цифр.

Кроме законов, категорий и принципов, общих с объективным миром, у диалектической логики имеются специфические принципы и законы, действующие только в познании и мышлении. Специфические категории диалектической логики выступают общенаучными методами, находящими применение в любой области познания (сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза, метод восхождения от абстрактного к конкретному, логическое и историческое). К общенаучным методам можно отнести получившие широкое распространение методы эксперимента и моделирования (включая математическое).

Если категории диалектической логики, общие с объективным миром, преимущественно раскрывают диалектику понятий, категорий, законов экономики, то специфические категории диалектической логики отражают пути образования теоретических форм экономических наук. Очевидно, что те и другие необходимы для теоретического обобщения научных фактов по нашей теме. Изучение системы садоводства требует применения наряду с общенаучными методами специфических, таких как монографический, математического моделирования, экспертный, статистико-экономический. Их совокупность обеспечивает необходимую полноту и целостность исследования, что широко используется в нашей работе [24-29].

В качестве объекта исследования выступила система садоводства в Алтайском крае. Выбор связан с тем, что Алтайский край, как и многие другие районы страны, характеризуется сложностью хозяйственно-экономических условий. Как и в других областях, в крае ведутся разработки и внедрение ресурсосберегающих технологий производства сельскохозяйственных культур, переходу на новые формы организации и оплаты труда в садоводстве.

В крае разработкой научных основ интенсификации садоводства занимаются такие научные учреждения, как Алтайский государственный аграрный университет, НИИ садоводства Сибири, Алтайский отдел СибНИИЭСХа и другие НИУ.