Геоинформационное образование в России:
проблемы, направления и возможности развития

Симонов А.В.

Геоинформационные (ГИС) технологии, предлагая новые эффективные подходы к анализу и решению территориальных проблем, продолжают завоевывать все большую популярность и официальное признание в нашей стране, а цифровая гео-пространственная информация начинает играть все более важную роль в задачах социально-экономического, политического и экологического развития и управления природным, производственным и трудовым потенциалом в национальных интересах.

Вместе с тем, многие ведомства и организации все чаще вынуждены признать, что они не обладают квалифицированными кадрами, знающими как использовать ГИС-технологии, какие данные могут потребоваться для исследований или принятия решений. Они также не владеют современными аппаратно-программными средствами работы с цифровыми геопространственными данными, не знают как эффективно их поддерживать или архивировать.

С подобной проблемой не так давно, 5-7 лет назад, после принятия и развертывания комплексных национальных программ по информатизации, столкнулись и развитые в геоинформационном отношении страны. Поэтому ее нельзя считать субъективной, "чисто российской", проблемой. Однако, в целом эффективно наверстывая упущенное время с точки зрения аппаратно-программного переоснащения отечественной геоинформатики, разработки крупных отраслевых и региональных геоинформационных проектов, мы все больше и больше осознаем несоизмеримость масштабов задач по освоению и использованию ГИС-технологий в нашей стране и сложившегося уровня развития профессионального геоинформационного образования и обучения.

Можно с уверенностью сказать, что если еще несколько лет назад уровень и темпы развития ГИС и геоинформатики в России определялись наличием и доступностью современных аппаратно-программных средств, то сейчас, в условиях быстро формирующегося цивилизованного рынка ГИС-технологий, это развитие будет зависеть от наличия и доступности образовательных программ в области геоинформатики и ГИС.

Разумеется, постановка высокоэффективного ГИС-образования - не единственное условие дальнейшего прогресса в этой области. Недостаточно координированная, а порою просто невнятная, организационная работа на государственном уровне, отсутствие единой системы производства, обновления, распространения и использования цифровых геопространственных данных - эти проблемы являются не менее важными и актуальными. Но совершенно очевидно, что и эти проблемы могут успешно решаться только профессиональными кадрами, владеющими современными геоинформационными знаниями и навыками.

Помимо кардинального повышения уровня профессионального геоинформационного образования среди специалистов, занятых разработкой, созданием и использованием ГИС, не менее острой проблемой остается геоинформационное просвещение и повышение уровня геоинформационной грамотности среди лиц, принимающих решения на различных уровнях административного или отраслевого управления. Последняя проблема является более субъективной, поскольку возникла на фоне продолжавшегося многие годы в целом крайне низкого уровня развития информатизации общества в бывшем СССР, и, по некоторым оценкам, может оказаться и более сложной для решения.

Поэтому следует подчеркнуть, что отсутствие или недостаточный уровень геоинформационных знаний, в равной степени болезненно сказывается на деятельности и результатах работы как профессиональных специалистов, активно интересующихся геоинформатикой и вовлекаемых в процесс создания или использования ГИС, так и той части специалистов и руководителей различного ранга, от которых зависит принятие решений о выполнении программ и проектов развития или освоения ГИС. В крайних ситуациях отсутствие таких знаний может привести (и приводит) к своеобразным "геоинформационным заболеваниям".

В первом случае это способствует развитию "ГИСомании", когда за любым дисплейным изображением электронной карты специалисту видится ("мерещится") геоинформационная система, ее породившая, и все его профессиональные усилия по разработке ГИС сводятся порою к навязчивой идее самостоятельно получить такую карту на экране любыми средствами.

В случае с лицами, принимающими решения, это, наоборот, приводит к развитию, на наш взгляд, еще более "опасной" болезни - своеобразной "ГИСофобии". Для нее характерно состяние, при котором геоинформационные системы представляются чем-то настолько сложным, непонятным и дорогостоящим, а люди, занимающиеся геоинформатикой - такими узкопрофессиональными и оторванными от реальных проблем специалистами, что в совокупности вызывает острое неприятие и нежелание даже обсуждать геоинформационную тематику.

К счастью, такие ситуации редки, но даже только проявление симптомов подобных "заболеваний", вызванных недостатками геоинформационного образования и просвещения, существенно сдерживают развитие ГИС-технологий и становление цивилизованного рынка геоинформационных услуг в нашей стране, приводит к чрезмерным затратам труда, материальных и финансовых средств при достаточно скромных конечных результатах.

Обобщая сложившуюся ситуацию в области геоинформационного образования и обучения и обсуждая пути и возможности его дальнейшего становления и развития в общенациональных интересах, следует с сожалением констатировать, что количество образованного и обученного персонала, уровень которого в состоянии обеспечить профессиональное освоение и использование ГИС-технологий и цифровых геопространственных данных, по общему признанию не соответствует существующим потребностям. В свою очередь, потребность в профессиональных кадрах в области геоинформатики и ГИС увеличивается гораздо быстрее, чем растут бюджетные ассигнования на развитие геоинформационного образования и обучения.

Однако недостаточный уровень бюджетного финансирования - не единственная и, рискнем предположить, не главная причина, сдерживающая развитие геоинформационного образования. Сложившаяся острая ситуация с финансированием характерна для всей высшей школы, но уровни развития новых для российского высшего образования направлений подготовки кадров, как известно, существенно разнятся между собой.

У геоинформационного образования, безусловно, есть много специфических черт, которые отличают его от иных направлений подготовки. Это и междисциплинарный характер, и весомая инженерно-технологическая составляющая, и широкий спектр приложений, и высокая информационная насыщенность и т.д. Эти и другие черты объективно создают в совокупности целый перечень проблем, которые сдерживают его развитие. Более того, эти проблемы в настоящее время, несмотря на очевидные успехи в освоении и распространении ГИС-технологий на всех уровнях, по ряду причин еще более обострились, вызывая у некоторых специалистов пессимизм и неверие в возможность их скорого решения.

Однако нынешний этап развития геоинформатики и ГИС в России, совпавший с коренными преобразованиями общества, тем и интересен, что, обостряя проблемы динамичного развития геоинформационного образования, он предоставляет ему и новые возможности, учет, оценка и грамотное использование которых становится приоритетным направлением координированных действий всего нашего геоинформационного сообщества (таблица 1).

Таблица 1

Проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие геоинформационного образования в России

Новые возможности и тенденции, способствующие дальнейшему развитию геоинформационного образования в России

Отсутствие координированных действий в области развития геоинформатики на государственном уровне, учитывающих интересы всех организаций и лиц, занятых производством, накоплением, распространением и использованием цифровых геоданных, сдерживает поток вложений в ГИС-образование, не позволяет достичь приемлемого уровня информационного обеспечения разнообразных учебно -образовательных задач в области ГИС.

Новая государственная политика в области информатизации поставила ГИС в число приоритетных информацион ных технологий, оказывая, тем самым, государственную поддержку развитию геоинформатики в стране во всех звеньях государственного, общественного и предпринимательского сектора и стимулируя открытый обмен геопространственными данными в различных сферах управления, науки и образования.

Различный уровень, интересы, возможности и технологическая политика развития ГИС-технологий в отраслевых министерствах и ведомствах приводит к формированию ведомственных (отраслевых) требований к подготовке специалистов, затрудняя, тем самым, разработку и стандартизацию единой базовой системы непрерывного и профессионального геоинформационного образования.

Новая региональная политика, базирующаяся на интегрированном подходе к учету, оценке и управлению природопользованием, производственным потенциалом и трудовыми ресурсами территорий повысила интерес к ГИС-специалистам как самостоятельной группе профессий, имеющей геоинформационную подготовку, основанную на проблемном подходе к формированию базового образовательного уровня.

Разрыв в аппаратно-программном оснащении образовательных учреждений, занимающихся геоинформационной тематикой, по сравнению с организациями иных сфер деятельности, связанных с ГИС-технологиями (управление, производство, наука и др.), из-за отсутствия целевых средств, направляемых на ГИС-образование, еще более увеличился.

Формирование цивилизованного рынка аппаратно-программных средств в области ГИС-технологий должно привести, в конечном итоге, к принятому в развитых странах особому (спонсорскому) отношению фирм-производителей и крупных пользователей к проблеме ГИС-образования и его материального обеспечения.

Разработка и принятие государственного образовательного стандарта высшего профессионального геоинформационного образования по-прежнему является необходимым условием бюджетного финансирования подготовки специалистов в области геоинформатики и официального признания соотвествующей квалификации выпускников со стороны государственных органов, отраслей и ведомств.

Переход высшей школы России на многоступенчатую систему подготовки профессиональных кадров, принятую в развитых странах, дает возможность заинтересованным вузам быстрее и эффективнее наладить специализированное обучение в области геоинформатики в системе непрерывного образования, использовать для этого мировой образовательный потенциал, включая систему взаимозачетов, стажировок, нострификации дипломов и т.д.

Хронически слабая обеспеченность геоинформационного образования учебно-методическими материалами (учебниками, справочниками, пособиями и т.п.) стала в настоящее время критически недостаточной и, судя по мировым темпам технологического и информационного развития ГИС, может стать для нашей страны вообще непреодолимой проблемой.

Развитие телекоммуникаций и сетевых технологий в России (особенно в системе высшей школы), организация доступа и освоение образовательных геоинформационных ресурсов, накопленных и постоянно пополняемых в мировых сетях Internet, использование новых информационных образовательных технологий позволяет наладить эффективный информационный обмен учебными материалами, перейти к разработке и реализации программ дистантного геоинформационного образования, тиражированию и распространению электронных обучающих средств.

Двойственное (географическое и инженерное) начало, присущее геоинформатике, в связи с развитием и освоением ГИС-технологий стало актуальной проблемой и, как в случае с географической и инженерной картографией, требует пристального внимания, обсуждения и государственного решения применительно к образовательным стандартам и учебным программам, поскольку в противном случае может привести к неоправданной "технологизации" геоинформатики как направления подготовки и образовательной дисциплины.

Возникновение и развитие новых для России областей приложения ГИС-технологий: география бизнеса и финансов, риэлтерская деятельность, природные и городской кадастры, география катастроф, геополитика, мировой туризм и др. обогащают геоинформатику новыми идеями, методическими подходами и технологическими решениями, усиляя проблемно-предметную составляющую геоинформатики за счет, в первую очередь, социально-экономических дисциплин и укрепляя, в конечном итоге, ее географическое (содержательное) начало.

После знакомства с приведенными положениями (перечень и содержание которых может и, по-видимому, должен быть дополнен и детализирован) становится очевидным, что без расширения и укрепления образовательной деятельности в области геоинформатики на всех уровнях, без развития междисциплинарного (проблемного) подхода к составлению учебных программ и материалов, без координации усилий, средств и интеллектуального потенциала всего российского ГИС-сообщества на создание системы подготовки профессиональных геоинформационных кадров, высшая школа не сможет в ближайшем будущем и, тем более, в перспективе, удовлетворить потребности рынка труда в этой области. Важным звеном остается решение проблем геоинформационного воспитания и просвещения, которые также входят в круг образовательных задач: общественное признание ГИС и геоинформатики, этичное использование и организация доступа к географической информации и т.д.

Одним из условий решения перечисленных проблем являются коодинированные действия со стороны профильных учебно-методических объединений (УМО), которые объединяют интеллектуальный образовательный потенциал вузов и заняты вопросами разработки, стандартизации и государственного признания образовательных программ по профилю своей специализации. По-видимому, целесообразно изучить возможности формирования межотраслевого Научно-методического Совета (НМС) по высшему геоинформационному образованию, который бы состоял из представителей заинтересованных отраслевых УМО, объединенных вокруг секции геоинформатики и картографии УМО университетов России. Подобная форма координации уже успешно используется для решения проблем экологического образования и соответствующему НМС удалось в короткие сроки организовать работу, разработать и утвердить в Госкомвузе РФ набор согласованных госстандартов по направлениям и специальностям экологического образования, учитывающих интересы различных отраслей и ведомств.

Еще более масштабные координационные задачи, на наш взгляд, должны стоять перед Комитетом по геоинформационному образованию, созданному в рамках ГИС-Ассоциации . Имея опыт привлечения к совместной деятельности организаций и лиц, представляющих различные - государственные, общественные, коммерческие - интересы в области геоинформатики и ГИС на разных административных и территориальных уровнях, ГИС-Ассоциация способна организовать работу Комитета таким образом, чтобы стимулировать координацию образовательной деятельности в рамках всего геоинформационного сообщества, найти новые формы массового привлечения средств на образовательные нужды, способствовать развитию геоинформационного рынка труда.

Частичный переход на рыночные отношения в сфере профессионального образования неизбежен. Более того, он уже сейчас является одним из приоритетных направлений реформирования высшей школы и наиболее ярко проявляется в тех сферах подготовки, которые связаны со скорейшим развитием нового информационного мышления, регионализацией, экологизацией и интегрированными технологиями, т.е. теми проблемными областями, в которых могут успешно работать геоинформатика и ГИС . С этих позиций деятельность Комитета по образованию, по нашему мнению, может рассчитывать на поддержку со стороны Госкомвуза РФ, отраслевых министерств и ведомств, а также региональных и местных администраций.

Задачи и программа действий Комитета по геоинформационному образованию будут уточняться, однако очевидно, что он должен рассматривать приоритетные проблемы геоинформационного образования и обучения, а также общественного признания ГИС и геоинформатики, включая рекомендации по стратегии, концепциям, способам, методам их решения, предоставляемым в ГИС-Ассоциацию и его членам для реализации на локальном, региональном, федеральном и международном уровнях.

Среди этих проблем особое место занимает анализ тенденций в потребностях и адекватного соответствия предлагаемого и имеющегося числа дипломированных специалистов и их навыков потребностям рынка труда в области ГИС и геоинформатики.

Как показывает мировой опыт, развитие ГИС-технологий и цифровых геопространственных данных, расширение области их применения приводят к формированию особого рода общественной деятельности и образованию самостоятельную отрасль производства и потребления, так называемой геоинформационной (ГИС) индустрии. В развитых в геоинформационном отношении странах, равно как и в ряде международных организаций геоинформационного направления это находит отражение в формировании программ создания и развития геоинформационной инфраструктуры (ГИИ), являющейся, по сути дела, материальной основой становления и функционирования ГИС-индустрии. В состав ГИИ и, соответственно, в сферу интересов государства, заинтересованного в скорейшем формировании ГИС-индустрии, входят и интеллектуальные (трудовые) геоинформационные ресурсы.

В контексте определения направлений и содержания профессиональной подготовки геоинформационных кадров, следует отметить, что в ГИС-индустрии в настоящее время трудятся или намерены трудиться специалисты, занятые следующими видами професиональной деятельности:

  • накоплением, обновлением и распространением исходных цифровых геопространственных данных;

  • проектированием баз геопространственных данных;

  • проектированием географических информационных систем;

  • планированием, управлением и администрированием геоинформационных проектов;

  • разработкой, эксплуатацией и развитием ГИС;

  • маркетингом и распространением геоинформационных услуг;

  • профессиональным геоинформационным образованием и обучением ГИС- технологиям.

По мере дальнейшего развития ГИС-индустрии и ГИИ перечень видов и содержание профессиональной геоинформационной деятельности будет расширяться и детализироваться. Вместе с тем, за рубежом перечисленные виды деятельности уже сейчас формируют определенные требования к рынку специалистов в области геоинформатики и ГИС со стороны организаций и учреждений, влияя, тем самым, на систему геоинфоромационного образования и обучения. К сожалению, серьезных исследований в области геоинформационного рынка труда, в отличие от рынка геопространственных данных и, особенно, рынка аппаратно-программных программных средств, пока не проводилось. Появляющиеся в ведущих геоинформационных журналах статьи, затрагивающие эту тему, вспыхивающие время от времени на электронных форумах в сети Internet острые дискуссии и обсуждения возможностей трудоустройства среди геоинформационных специалистов, как правило, фрагментарны и излишне конкретизированы применительно к тем или иным фирмам и организациям, получаемой специальности, оплате труда и т.п.

Тем не менее, в геоинформационной, особенно электронной, среде наметился существенный рост объявлений о доступных вакансиях по геоинформационным специальностям и переход от аскетических и "телеграфных" форм подачи материала к более развернутому и детальному изложению предъявляемых требований. должностных обязанностей и т.д.

Хотя подобные материалы отражают потребности зарубежного, главным образом, англоязычного геоинформационного рынка труда, их анализ, тем не менее, может быть полезен для российского ГИС-сообщества при обсуждении и построении стратегии геоинформационного образования с учетом (все же хочется надеяться) скорейшего формирования отечественной ГИС-индустрии и ее выхода на общемировой уровень.

Для анализа были отобраны лишь те электронные объявления, которые позволили охарактеризовать различные стороны рынка труда: распределение геоинформационных вакансий по организациям, по должностям, требованиям, обязанностям и т.д. Несмотря на сравнительно небольшую выборку - 59 объявлений, опубликованных в ряде геоинформационных телекоференций (GIS-L, CONSGIS-L, GIS-JOBS) - полученные результаты, на наш взгляд, отражают основные тенденции развития геоинформационного рынка труда.

Наибольшее число предлагаемых вакансий приходится на фирмы, занятые в сфере геоинформационных услуг: консультирование, разработка и выполнение ГИС-проектов, производство и распространение цифровых геопространисвенных данных (см.рис.1).

Активность фирм легко объяснима переходом ведущих стран (США, Канада, Англия) с начала 90-х годов к так называемому "пользовательскому" (после "пионерного", "государственного" и "коммерческого") этапу развития ГИС-технологий. В условиях сложившегося достаточно широкого рынка программных средств, продолжающегося первичного накопления и обновления геоданных, повсеместного перехода к "геоинформационному мышлению" при решении территориальных задач на разных уровнях, фирмы занимают нишу т.н. Value-Added Resellers (VAR) - "Продавцов (товара) с Добавочной Стоимостью". Потенциальные пользователи ГИС в целом недостаточно хорошо ориентируются в разнообразных аппаратно-программных средствах, доступных цифровых геоданных, не имеют опыта проектирования ГИС и их эксплуатации. Поэтому эти проблемы берут на себя специализированные геоинформационные фирмы.

Формируя и обслуживая рынок геоинформационных услуг, фирмы, тем самым, активно влияют на формирование рынка геоинформационных профессий, предпочитая приглашать специалистов, владеющих теми из них, которые можно назвать "чисто геоинформационными профессиями". К ним относятся ГИС-специалисты, ГИС-аналитики, ГИС-программисты, ГИС-техники и, наконец, ГИС-менеджеры (рис.2).

Появление устойчивого спроса на подобные геоинформационные профессии характерно для всех участников рынка труда. В целом по всем организациям их доля составляет около 57 процентов, а по фирмам - 66.

Активно нацелены на приобретение таких специалистов и федеральные научные и отраслевые центры. Хотя их потребности в специалистах , по сравнению с другими организациями, в целом невелики (12%), во всех объявлениях идет речь исключительно о "чистых" геоинформационных профессиях.

Из рисунка 2 видно на кого преимущественно ориентированы специализированные геоинформационные фирмы. Это - местные и региональные управления или агенства, занятые отраслевым или территориальным администрированием. Именно они создают в настоящее время массовую картину освоения и использованию ГИС-технологий и цифровых геоданных в развитых странах. Проектируя и создавая для них ГИС различного назначения, помогая в их эксплуатации и развитии, фирмы освобождают подобные агенства от необходимости содержать штат специалистов, необходимых для осуществления подобной работы (ГИС-программистов, ГИС-специалистов, ГИС-менеджеров), что позволяет этим агенствам накапливать интеллектуальный потенциал преимущественно в области использования ГИС (ГИС-аналитики, географы, картографы).

Любопытно, что фирмы, в свою очередь, отказываются от услуг ГИС-техников, которые обычно отвечают за технологическое обеспечение ГИС-проектов, предпочитая, по-видимому, использовать по мере возможностей для подобной работы квалифицированных ГИС-программистов, расширяя их обязанности и экономя на затратах.

Если попытаться построить "схему функционального взаимодействия" между различными ГИС-профессиями в пределах какой-либо идеальной организации, то может быть предложена следующая расстановка (рис.3.)

Рис.3. Схема должностного взаимодействия между различными геоинформационными профессиями при реализации ГИС-проектов

Согласно схеме ключевыми фигурами в геоинформационной деятельности следует считать ГИС-менеджера и ГИС-специалиста, которые должны обладать системными знаниями и навыками работы в области проектирования, создания и эксплуатации и развития ГИС.

Попробуем представить себе обобщенный профессиональный портрет ГИС-менеджера высокой квалификации, своеобразный идеал и "голубую мечту" руководителей различного ранга, для которых развитие и использование ГИС-технологий уже стало или скоро станет одним из приоритетных направлений собственной деятельности.

Безусловно, это должен быть всесторонне развитый специалист, способный:

  • разработать концептуальную геоинформационную модель возникшей проблемы с учетом ее предметной и территориальной специфики;

  • оценить перспективы ее реализации с помощью современных ГИС-технологий (источники, характер и качество геоданных, методы, аппаратно-программные средства, исполнители и т.д.) с учетом существующих мировых стандартов и тенденций;

  • обосновать набор принципов, методов, приемов и проч., необходимых для организации информационного обеспечения ГИС-проекта, оценить возможные затраты и альтернативные решения;

  • разработать аван-проект, бизнес-план, программу работ и иную документацию, регламентирующую реализацию ГИС-проекта;

  • организовать и управлять разработкой и созданием ГИС, обеспечить, при необходимости, разработку новых методик и прикладного программного обеспечения;

  • организовать обучение персонала и вести эксплуатацию ГИС, анализировать и обобщать опыт ее использования, предлагать пути и средства дальнейшего развития и совершенствования как в плане стремления к разумной унификации и открытости ГИС, так и с учетом ее дальнейшей "настройки" и адаптации к территориальной и предметной специфике решаемых задач.

"Выучить на ГИС-менеджера", обладающего таким профессиональным портретом, по-видимому, невозможно - им становятся по мере накопления практического опыта. "Выучить на ГИС-специалиста", переориентированного с предметного (дисциплинарного) подхода к своей профессии, приобретаемым знаниям и навыкам на проблемный (междисциплинарный и интегрированный) подход - не только можно, но и нужно: без него прикладная геоинформатика и ГИС вряд ли когда-нибудь займут должное положение в обществе.

В настоящее время более легкой, по сравнению с другими геоинформационными профессиями, представляется задача подготовки ГИС-аналитиков и ГИС-программистов. Для этого обычно достаточно включения в учебные планы предметной (естественно-научной или гуманитарной) или инженерно-технологической подготовки соответствующего набора геоинформационных курсов и дисциплин. Такой подход широко принят за рубежом, его в последнее время пытаются использовать в российской высшей школе. Однако говорить о каком-либо положительном опыте обучения пока рано. Более того, этот процесс нуждается в серьезном осмыслении и, по-видимому, корректировке с позиций единого взгляда на геоинформатику как самостоятельную область знаний, разработки базового учебного "ядра" дисциплины и т.д.

Гораздо сложнее и объемнее представляется задача подготовки ГИС-специалиста. В настоящее время не выработалось даже рабочее название этой профессии. Как ни непривычно это будет звучать, но, по-видимому, в интересах скорейшего государственного признания, открывающего перспективы бюджетной поддержки ГИС-образования, придется соглашаться называть подобного специалиста, по аналогии с родственной инженерной специальностью, "геоинформациоником". Хотя, хочется надеяться на возможные перемены в настроениях руководителей отечественной высшей школы, которые бы позволили шире использовать возможности русского языка при стандартизации новых профессий и специальностей.

Пока же, при условии, что основы геоинформатики заложены в базовый курс подготовки, ГИС-специалист, каким он может потребоваться на геоинформационном рынке труда, может быть "получен" двумя путями:

  • доучиванием дипломированного специалиста из проблемной области, за счет овладения дополнительными "ГИС-инженерными знаниями и навыками";

  • доучиванием дипломированного инженера из области компьютерных наук, за счет овладения "ГИС-проблемными знаниями и навыками".

Разумеется, наполнение "ГИС-инженерных или ГИС-проблемных знаний" нуждаются в серьезном обсуждении в научно-образовательных кругах.

Возвращаясь к данным анализа зарубежного геоинформационного рынка труда, отметим, что некоторые организации иногда прямо указывают на возможность приема на должность "чистого" ГИС-специалиста, скажем, географа, или инженера-электроника, имеющих рабочий стаж в области ГИС, другими словами "доучившихся" в процессе работы. Однако удобнее и быстрее всего, возможно, доучивать картографа. Недаром некоторые фирмы и иные организации открывают вакансии на должность, которая так и называется "картограф", хотя, судя по описаниям должностных обязанностей, предполагается, что картограф будет работать над геоинформационным проектом.

Учитывая сложившуюся реальность развития геоинформационного образования в России, формирование самостоятельного направления подготовки ГИС-специалиста новой (проблемной, междисциплинарной) формации, по-видимому, удобнее и эффективнее всего вести за счет обновления и трансформации учебных курсов и программ по географической картографии, которые включают фундаментальную подготовку в области наук о Земле, по методологии и методам пространственного анализа.

На эту сторону подготовки обращают внимание и американские специалисты, имеющие богатый опыт преподавания геоинформационных дисциплин. Так, например, разрабатываемый обновленный базовый учебный курс по ГИС (GIS Curriculum Core) в обязательном порядке включает программы обучения, объясняющие концепции геопространственных отношений окружающего мира.

Для зарубежного геоинформационного рынка уже сейчас характерен повышенный спрос на специалистов, имеющих базовую естественно-научную, главным образом, географическую подготовку (табл.2.). Это может быть связано с проблемными областями приложения основной массы выполняемых за рубежом ГИС-проектов (комплексное природопользование, управление природными ресурсами, экологические проблемы, совершенствование среды обитания и т.д.).

Таблица 2.
Требования, предъявляемые различными организациями к базовой подготовке, опыту и навыкам работы специалистов в области ГИС

Вид требования

Фирмы

Местные и региональные управления

Университеты

Федеральные научные и отраслевые центры

Все организации

Обязательное базовое естественно-научное, гл.обр. географическое образование, в %

67

63

89

80

76

Средний минимальный стаж работы в области ГИС, лет

3,2

2,1

не указывается

6,6

2,7 (без университетов)

Обязательные профессиональные навыки работы с программными продуктами ESRI,Inc., в %

63

91

50

50

66

Географическая подготовка ценится и среди более специализированных геоинформационных профессий, появление которых связано с быстрым расширением сферы работы с цифровыми геопространственными данными. Зарубежный рынок геоданных бурно развивается благодаря как государственным, так и частным организациям. Одно из издержек такого развития связано с качеством данных, предлагаемых на рынке. Поэтому "VAR"-фирмы вынуждены принимать на работу сотрудников, специализирующихся исключительно на работе с геоданными. Этим объясняется появление таких профессий как "Приемщик и хранитель геоданных" (Geodata acquisition and archievator), а также "Корректор геоданных" (Geodata proofer).

Приведенные данные позволяют сделать вывод о продолжающемся процессе формирования особой (геоинформационной) группы профессий, соповождающим становление и развитие геоинформационной индустрии как самостоятельной междисциплинарной отрасли производства и потребления.

В России, по-видимому, острой необходимости в организации целевой широкомасштабной профессиональной геоинформационной подготовки специалистов объективно пока нет (сказывается отсутствие в стране ГИС-индустрии как таковой). Вместе с тем, организация подготовки специалистов, обладающих, если не интегрированным, то хотя бы достаточно широким набором согласованных геоинформационных знаний и практических навыков, в нынешней ситуации может оказаться весьма полезным и даже необходимым этапом именно сейчас, когда такая индустрия (хочется надеяться) все же нарождается. Более того, именно такие специалисты больше всего могут способствовать ее становлению. Для развертывания подобной работы сложились объективные условия, имеется существенный интеллектуальный потенциал, формируется хорошая технологическая база, наконец, имеется опыт межотраслевого взаимодействия в рамках ГИС-Ассоциации.

Все это дает основание надеяться на скорейшую разработку общими усилиями специальной программы работ по организации профессиональных учебных курсов "геоинформационного доучивания" дипломированных специалистов, построенного на междисциплинарном подходе, работа которых будет способствовать формированию рынка геоинформационных образовательных услуг.