1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цель и задачи преподавания дисциплины.

Фитоценология - учение о фитоценозах (растительных сообществах). Это основная дисциплина среди всех дисциплин, изучающих растительный покров с разных сторон.

Фитоценозы - часть более сложных систем - биогеоценозов. Эта наука является преемственной после изучения курса систематики растений. Курс фитоценологии имеет важное значение для подготовки специалистов-биологов, работающих в областях геоботаники, флористики, систематики растений, луговедения, лесоведения, экологии.

Объясняется это тем, что растения, изучаемые ботаниками с разных точек зрения, в природе существуют не изолированно друг от друга, а закономерно сочетаясь, образуют растительные сообщества (фитоценозы), которые и являются основным объектом фитоценологии.

Знание особенностей конкретных фитоценозов позволяет правильнее интегрировать результаты изучения произрастающих в них растений.


Цель курса:

  1. Сформировать у будущих специалистов целостное представление о растительном покрове.
  2. Через лекции и лабораторные занятия воспитывать чувство патриотизма и бережного отношения к природе. На примерах уникальности растительного покрова региона, вклада сибирских исследователей в его изучение развивать чувство патриотизма.

Задачи:

  1. Дать основные понятия о фитоценозах как части биогеоценозов.
  2. Формировать представление и систему знаний о составе, структуре, экологии, динамике фитоценозов.
  3. Познакомить студентов с закономерностями территориального распределения растительных сообществ и растительного покрова.
  4. Научить с методами полевых геоботанических исследований, что дает возможность каждому студенту самостоятельно собирать материал о растительных сообществах и использовать его для выполнения курсовых, дипломных работ, подготовки научных докладов.4. Научить с методами полевых геоботанических исследований, что дает возможность каждому студенту самостоятельно собирать материал о растительных сообществах и использовать его для выполнения курсовых, дипломных работ, подготовки научных докладов.
  5. Рассмотреть вопросы влияния человека на растительность, охраны ценофонда и ценоразнообразия.

Место дисциплины в учебном процессе

Курс "Фитоценология" органично связан с другими дисциплинами биологического цикла - "Флористика", "Систематика растений", "Ботаническая география", "Экология растений", "Луговедение".