ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 1. (2ч.)
Тема: Состав фитоценозов.
Цель: Сформировать представление о фитоценозе как части биогеоценоза, научить студентов проводить его разносторонний анализ.
Методические рекомендации:
Изучить следующие источники:
Прокопьев Е.П. Введение в геоботанику. - Томск, 1997. - С. 63-83.
Воронов А.Г. Геоботаника. - М., 1973. - С. 15-26, 37-70.
Работнов Т.А. Фитоценология. - МГУ, 1983. - С. 4-12, 109-124.
Вопросы и задания по теме:
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 2. (4 ч.)
Тема: Анализ флоры и состава фитоценозов
Цель: Продолжить знакомство с составом фитоценозов. Сформировать умения проводить анализ таксономического, экологического, эколого-фитоценотического, географического состава флоры.
Методические рекомендации:
Изучить следующие источники:
Миркин и др. Современная наука о растительности. - М., 2001. - С. 16-32.
Прокопьев Е.П. Введение в геоботанику. - Томск, 1997. - С. 84-90.
Воронов А.Г. Геоботаника. - М., 1973. - С. 37-47.
Куминова А.В. Растительный покров Алтая. - Новосибирск, 1960. - С. 111-150.
Вопросы и задания для контроля:
Таблица 1
Сравнительный анализ флоры лесного и послелесного лугового фитоценоза.
Соотношение групп | Фитоценозы | |||
  | Осиново-пихтовый лес | Разнотравно-ежовый луг | ||
  | Количество видов | Процент от общего числа | Количество видов | Процент от общего числа |
Экологических: |   |   |   |   |
Эколого-фитоценотических |   |   |   |   |
Географических |   |   |   |   |
Всего |   |   |   |   |
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 3 (4 ч.)
Тема: Изучение структуры лесных фитоценозов.
Цель: Познакомить студентов с пространственной структурой лесных фитоценозов, методикой их изучения. Рассмотреть вопрос о значении лесов в природе и жизни человека.
Методические рекомендации:
Изучить следующие источники:
Миркин Б.М. и др. Современная наука о растительности. - М, 2001. - С. 99-107.
Прокопьев Е.П. Введение в геоботанику. - Томск, 1997. - С. 102-115.
Работнов Т.А. Фитоценология. - Изд-во МГУ, 1983. - С. 145-165.
Воронов А.Г. Геоботаника. - М., 1973. - С. 115-140.
Вопросы и задания по теме:
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 4 (4 час.).
Тема: Изучение структуры травянистого фитоценоза (на примере луга).
Цель: Изучить особенности структуры травянистых сообществ (на примере наиболее распространенных луговых сообществ).
Методические рекомендации:
Изучить следующие источники:
Миркин Б.М. и др., 2002. - С. 99-107. - С. 99-107.
Прокопьев Е.П., 1997. - С. 102-115.
Работнов Т.А., 1974. - С. 211-251.
Вопросы и задания:
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 5 (4 час.).
Тема: Ценопопуляции
Цель: Сформировать понятие о ценопопуляции. Изучить состав ценопопуляции на конкретном примере.
Методические рекомендации:
Изучить следующие источники:
Миркин Б.М. и др. Современная наука о растительности. - М., 2002. - С. 49-64.
Работнов Т.А. Фитоценология. - МГУ, 1983.- С. 125-144.
Работнов Т.А. Луговедение. - МГУ, 1974. - С. 186-210.
Воронов А.Г. Геоботаника. - М., 1973. - С. 47-54.
Прокопьев Е.П. Введение в геоботанику. - Томск, 1993. - С. 68-77.
Вопросы и задания:
Таблица 2
Периодизация онтогенеза цветковых растений
Период | Возрастное состояние растений | Условные обозначения |
  |   |   |
  |   |   |
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 6 (6 час.).
Тема: Методы изучения растительных сообществ.
Цель: Познакомить студентов с методикой геоботанических описаний, методами количественного учета соотношений между видами (обилие, покрытие, встречаемость), урожая, продуктивности.
Методические рекомендации:
Изучить следующие источники:
Миркин Б.М. и др. Современная наука о растительности. - М., 2002. - С. 213-218.
Работнов Т.А. Фитоценология. - МГУ, 1983. -С. 196-203.
Воронов А.Г. Геоботаника. - М., 1973. - С. 71-110.
Раменский Л.Г. Проблемы и методы изучения растительного покрова. - Л., 1971. - С. 59-106.
Старостенкова М.М. и др. Учебно-полевая практика по ботанике. - М., 1977. - С. 22, 33-51, 153-155.
Курнишкова Т.В., Старостенкова М.М . Полевая учебная практика по географии растений с основами ботаники. - М., 1982. - С. 38, 74-77.
Вопросы и задания: