Лабораторные занятия, их содержание и объем в часах (24 час.).

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 1. (2ч.)

Тема: Состав фитоценозов.

Цель: Сформировать представление о фитоценозе как части биогеоценоза, научить студентов проводить его разносторонний анализ.

Методические рекомендации:

Изучить следующие источники:
Прокопьев Е.П. Введение в геоботанику. - Томск, 1997. - С. 63-83.
Воронов А.Г. Геоботаника. - М., 1973. - С. 15-26, 37-70.
Работнов Т.А. Фитоценология. - МГУ, 1983. - С. 4-12, 109-124.

Вопросы и задания по теме:

  1. Дайте определение фитоценоза, биогеоценоза.
  2. Каковы причины неполночленности фитоценоза? Какое это имеет значение?
  3. Дайте характеристику экобиоморфного состава фитоценоза.
  4. В чем выражаются различия ценотической значимости видов в фитоценозе?
  5. Занесите в тетрадь схему классификации жизненных форм растений по К. Раункиеру, И.Г. Серебрякову.
  6. По имеющимся бланкам описаний выявите флористический состав, видовую насыщенность, состав жизненных форм видов. Проведите расчет их участия.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 2. (4 ч.)

Тема: Анализ флоры и состава фитоценозов

Цель: Продолжить знакомство с составом фитоценозов. Сформировать умения проводить анализ таксономического, экологического, эколого-фитоценотического, географического состава флоры.

Методические рекомендации:

Изучить следующие источники:
Миркин и др. Современная наука о растительности. - М., 2001. - С. 16-32.
Прокопьев Е.П. Введение в геоботанику. - Томск, 1997. - С. 84-90.
Воронов А.Г. Геоботаника. - М., 1973. - С. 37-47.
Куминова А.В. Растительный покров Алтая. - Новосибирск, 1960. - С. 111-150.

Вопросы и задания для контроля:

  1. Назовите экологические и эколого-фитоценотические группы растений. Дайте определение. Запишите.
  2. Дайте определение ареалу. Какие группы ареалов вам известны?
  3. По готовым бланкам описаний проведите таксономический, экологический, эколого-ценотический, географический анализ флоры лесного и лугового фитоценоза в сравнении. Данные внесите в таблицу 1 и сделайте вывод.

Таблица 1

Сравнительный анализ флоры лесного и послелесного лугового фитоценоза.


Соотношение групп Фитоценозы
  Осиново-пихтовый лес Разнотравно-ежовый луг
  Количество видов Процент от общего числа Количество видов Процент от общего числа
Экологических:        
Эколого-фитоценотических        
Географических        
Всего        

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 3 (4 ч.)

Тема: Изучение структуры лесных фитоценозов.

Цель: Познакомить студентов с пространственной структурой лесных фитоценозов, методикой их изучения. Рассмотреть вопрос о значении лесов в природе и жизни человека.

Методические рекомендации:

Изучить следующие источники:
Миркин Б.М. и др. Современная наука о растительности. - М, 2001. - С. 99-107.
Прокопьев Е.П. Введение в геоботанику. - Томск, 1997. - С. 102-115.
Работнов Т.А. Фитоценология. - Изд-во МГУ, 1983. - С. 145-165. Воронов А.Г. Геоботаника. - М., 1973. - С. 115-140.

Вопросы и задания по теме:

  1. В чем выражается ярусность, фитоценотический горизонт?
  2. Какие ярусы выделяются в лесном фитоценозе? Какие породы их формируют?
  3. Дайте определение понятиям "Полог", "Подлесок", "Подрост". Какие растения их формируют?

  4. Зарисуйте схему вертикальной структуры лесного фитоценоза, обозначьте ярусы, подъярусы, полог, подрост, фитоценотические горизонты
  5. В чем выражается горизонтальная структура фитоценоза?
  6. Дайте определение терминам: "Мозаичность", "Микроценоз", "Микрогруппировка".
  7. Зарисуйте схемы регулярного, случайного, контагиозного распределения растений.
  8. Какое значение для фитоценоза имеет вертикальное и горизонтальное расчленение фитоценоза?

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 4 (4 час.).

Тема: Изучение структуры травянистого фитоценоза (на примере луга).

Цель: Изучить особенности структуры травянистых сообществ (на примере наиболее распространенных луговых сообществ).

Методические рекомендации:

Изучить следующие источники:
Миркин Б.М. и др., 2002. - С. 99-107. - С. 99-107.
Прокопьев Е.П., 1997. - С. 102-115.
Работнов Т.А., 1974. - С. 211-251.

Вопросы и задания:

  1. В чем проявляются особенности надземной и подземной вертикальной структуры лугового фитоценоза?
  2. Зарисуйте схему вертикального сложения исследуемого лугового сообщества.
  3. Дайте определение синузии.
  4. В чем выражается и от каких факторов зависит неравномерность горизонтального сложения фитоценоза?
  5. Проанализируйте вертикальную структуру лугового фитоценоза по готовому бланку описания.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 5 (4 час.).

Тема: Ценопопуляции

Цель: Сформировать понятие о ценопопуляции. Изучить состав ценопопуляции на конкретном примере.

Методические рекомендации:

Изучить следующие источники:
Миркин Б.М. и др. Современная наука о растительности. - М., 2002. - С. 49-64.
Работнов Т.А. Фитоценология. - МГУ, 1983.- С. 125-144.
Работнов Т.А. Луговедение. - МГУ, 1974. - С. 186-210.
Воронов А.Г. Геоботаника. - М., 1973. - С. 47-54.
Прокопьев Е.П. Введение в геоботанику. - Томск, 1993. - С. 68-77.

Вопросы и задания:

  1. Дайте опреднление ценопопуляции.
  2. Охарактеризуйте возрастные состояния растений в ценопопуляциях. Данные занесите в таблицу 2.

    Таблица 2

    Периодизация онтогенеза цветковых растений


    Период Возрастное состояние растений Условные обозначения
         
         
  3. По заданному возрастному спектру ценопопуляции какого-либо вида сделайте вывод о ее состоянии.
  4. Дайте характеристику фенологических фаз ценопопуляций. Выпишите их названия и условные обозначения.
  5. По заданным характеристикам составьте фенологический спектр одного из видов.
  6. Какое значение имеет изучение ценопопуляций?

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 6 (6 час.).

Тема: Методы изучения растительных сообществ.

Цель: Познакомить студентов с методикой геоботанических описаний, методами количественного учета соотношений между видами (обилие, покрытие, встречаемость), урожая, продуктивности.

Методические рекомендации:

Изучить следующие источники:
Миркин Б.М. и др. Современная наука о растительности. - М., 2002. - С. 213-218.
Работнов Т.А. Фитоценология. - МГУ, 1983. -С. 196-203.
Воронов А.Г. Геоботаника. - М., 1973. - С. 71-110.
Раменский Л.Г. Проблемы и методы изучения растительного покрова. - Л., 1971. - С. 59-106.
Старостенкова М.М. и др. Учебно-полевая практика по ботанике. - М., 1977. - С. 22, 33-51, 153-155.
Курнишкова Т.В., Старостенкова М.М . Полевая учебная практика по географии растений с основами ботаники. - М., 1982. - С. 38, 74-77.

Вопросы и задания:

  1. Провести геоботанические описания на лесном, луговом, болотном сообществах.
  2. Отметить обилие (по шкале Друде), покрытие, встречаемость, на луге взять пучки для характеристики ярусной структуры. Провести анализ описаний.
  3. Заложить геоботанический профиль, закартировать пробную площадку.
  4. Провести обработку данных. Сделать выводы.