Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цель и задачи преподавания дисциплины.

Растения играют огромную роль в становлении и существовании человека. Мир растений удивительно разнообразен и насчитывает около 500 тысяч видов.

Основной задачей систематики является классификация этого многообразия. Еще К. Линней писал, что "Нитью Ариадны в ботанике является система. Без нее хаос".

Иерархическая система систематических групп упорядочивает разнообразие, делая органический мир доступным для обозрения, изучения и практического использования. Обзор основных таксонов служит основой для самостоятельной работы студентов с использованием региональных флористических сводок и гербарных материалов, что позволяет расширить знания о биоразнообразии.

Программа предусматривает формирование у студентов представления о растительных сообществах как основных компонентов биосферы, что является подготовкой к проведению полевой практики и усвоению дисциплины "Фитоценология" на третьем курсе.

В программе учтены современные представления о разнообразии высших растений, таксономические категории, большое внимание уделено семействам, что в большей степени соответствует восприятию студентами.

Цель курса: Формирование у студентов представления о громадном разнообразии высших растений на Земле, их классификации, родственных отношениях, возможных путях эволюции, создание системы знаний об основных группах высших растений, их признаках, распространении, приуроченности к определенным типам растительности, значении в природе и жизни человека.

Задачи:

  1. Ознакомление студентов с многообразием высших растений, теоретическими основами современной систематики.
  2. Дать систематическую характеристику основных таксонов высших растений, их эволюционных связей, ареалов, зонально-поясной приуроченности с учетом региональных особенностей.
  3. Дать характеристику полезных и вредных свойств рассматриваемых представителей
  4. Обоснование необходимости охраны редких видов высших растений и внесенных в Красные книги.
  5. Особо выделить психотропные и ядовитые растения в разных таксонах, объяснить их свойства и вредное действие на организм человека.
  6. Через лекции, лабораторные занятия, подготовку докладов, курсовых работ, на примере уникальности флоры и растительности осуществлять воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к природе.

На примере красоты и совершенства изучаемых растений прививать эстетические чувства.


1.2. Место дисциплины в учебном процессе

Курс "Систематика высших растений" органично связан с другими дисциплинами биологического цикла - "Анатомия растений", "Морфология растений", "Фитоценология", "Экология растений", "Флористика", "География растений".