8. Урок-консультация

Консультация - это совет сведущего лица и одновременно помощь нуждающемуся. Исходя из определения цель уроков-консультаций - оказание учебной помощи ученикам. Известно, что таких категорий учеников несколько: одни недостаточно хорошо усвоили теоретический материал, другие не научились решать типовые задачи по теме, третьи пропустили лабораторные работы и не освоили приемы обращения с физическими приборами, четвертые нуждаются в совете по подготовке доклада и реферата, пятые хотят углубить свои умения решать задачи повышенной трудности и т. д. Известно также, что время учителя весьма ограничено, а занятия принесут пользу только тогда, когда будут систематическими (а не эпизодическими). Поэтому и возникла потребность в создании особой методики проведения консультаций, такой, которая обеспечит удовлетворение интересов всех групп учеников, даст возможность проводить занятия регулярно и планомерно, укладываться в оптимальное время и достигать хорошего педагогического эффекта.

Если консультативные занятия вести систематически, то они становятся стабильной формой учебного процесса и позволяют решать помимо основных (названных выше) еще целый ряд учебно-воспитательных задач, в частности активизировать школьное самоуправление, расширять и углублять индивидуальные контакты учителя с учеником, лучше узнавать каждого из ребят, оперативнее управлять учебной деятельностью.

Урок-консультацию проводится для каждой параллели классов один раз в неделю. Он предусматривается общешкольным расписанием: для этого выделяется седьмой урок (оплата труда учителя осуществляется за счет ставки воспитателя группы продленного дня).

На уроке, предшествующем уроку-консультации, информирую учеников класса о вопросах, которые будут рассматриваться на нем, приглашаю прийти всех желающих и определяю тех, чье присутствие на консультации особенно желательно (это ученики, пропустившие ^роки или получившие неудовлетворительные оценки). Зная индивидуальные особенности и возможности каждого ученика, я целенаправленно влияю на формирование групп. Состав их от занятия к занятию меняется. Ученик выслушивает рекомендации учителя и затем сам определяет, в какой группе он будет работать сегодня.

Для обеспечения эффективности занятия заранее планирую групповые и индивидуальные задания, прогнозирую время, отводимое на работу каждой группе, подбираю ребят-консультантов, раздаточный материал и инструкции для проведения опытов и лабораторных работ, а также оборудование и литературу, на доске записываю информацию для разных групп, где указаны план их деятельности и время, отводимое каждой группе на различные виды работ.

Организация урока-консультации, проводимого одновременно для нескольких групп учащихся (слабых, имеющих случайные локальные пробелы в знаниях, сильных и т. д.), требует рационального использования* каждой минуты занятия, четкой временной регламентации работы учителя и учеников, дисциплинированности. Поэтому многое зависит от наличия структурного плана. Этот план я обычно оформляю в виде специальной таблицы, в которой отмечены виды деятельности групп школьников, время,: отводимое на выполнение заданий, содержание работы (например, условия или номера задач, параграфы учебника, вопросы, на которые требуется ответить, опыты, которые предлагается поставить, и т. д.). Как выглядит такой план-таблица для урока-консультации на тему <Импульс. Закон сохранения импульса>, показано в таблице 22. Номера параграфов и упражнений в ней указаны по учебнику И. К. Кикоина, А. К. Кикоина <Физика-8> (М., 1986), а номера задач-по <Сборнику задач по физике> для средней школы А. П. Рымкевича, П. А. Рымкевича (М., 1984). На этом занятии ученики, плохо усвоившие теоретический материал, составляют группу I ; учащиеся, не овладевшие навыками решения задач,-труппу II ; ребята, не получившие достаточных умений выполнять экспериментальные задания,-группу III , а ученики, решившие углубить свои знания и поработать с дополнительной литературой, чтобы подготовить доклады,:- группу IV .

Заканчивая консультацию, обычно подвожу итоги работы, проделанной на ней, а ряду учеников выставляю оценки.