7. Урок-экскурсия

Уроки этого типа прежде всего призваны показать учащимся практическое применение знаний, полученных при изучении темы или раздела курса физики. Ныне все большую популярность у учителей получает активная методика проведения экскурсий, суть которой в том, что учащиеся по ходу экскурсии собирают материал для выполнения определенных заданий. Эта методика приходит на смену пассивной, заключающейся лишь в созерцании, осмотре предприятия и ознакомлении с его оборудованием и технологическим циклом.

Эффективность урока-экскурсии во многом зависит от умения педагога привлечь учащихся к активной деятельности. Проиллюстрируем это на примере обобщающей экскурсии по разделу <Электрические явления> в VIII классе. Ее цель - показать применение постоянного тока, электрических и электромагнитных явлений на производстве; объект экскурсии - цех завода или фабрики.

Ко времени проведения экскурсии ( IV четверть) объем информации, которую получили учащиеся, достаточен для того, чтобы каждый смог подробно вникнуть в суть вопросов: где, почему, зачем и как применяют на заводе электричество? Урок строится как поиск-поход за ответами на эти вопросы. Класс разбиваем на 5 бригад, каждая получает свое задание.

Задание 1 . Значение электричества для развития данного предприятия. Выяснить, как облегчился труд рабочих в связи с применением электричества, как повысилась производительность труда, каковы перспективы роста использования электричества на предприятии, какие рационализаторские предложения, связанные с электричеством, были внедрены, что они дали, как предприятие намерено экономить электроэнергию.

Задание 2 . Электрические цепи и схемы: электрическая схема предприятия в целом (примерно), ее основные части и узлы; электрическая цепь отдельного станка ... (следует его название).

Задание 3 . Электричество- источник света и тепла: электрическое освещение в цехе, применение электрического нагрева на производстве, электросварка и электроплавильные печи на заводе, электросистемы для сушки изделий или лакокрасочных покрытии.

Задание 4 . Электричество помогает, управляет, контролирует, защищает: электромагнитные подъемные краны, электромагниты-укладчики гвоздей и металлической стружки, электрическая искра вместо резца и сверла, электросвязь на заводе, дистанционное управление агрегатами, электричество и станки-автоматы, реле.

Задание 5 . Электродвигатели на производстве: их роль (функции), технические особенности и параметры.

Каждая бригада имеет в своем составе три рабочие группы: теоретическую, инженерную и практическую. Члены первой выясняют принципы действия приборов, машин и цепей, о которых они узнали на экскурсии; члены второй подробно разбираются в устройстве этого оборудования, а членов третьей интересует область использования на производстве этих приборов и установок, а также возможности их совершенствования. Все учащиеся вначале осматривают объект в целом, а затем побригадно подробно знакомятся с тем оборудованием, которое имеет отношение к полученному заданию. Поэтому вначале путь осмотра един, а затем (во второй части экскурсии) он разделяется на пять самостоятельных маршрутов.

На уроке, завершающем экскурсию, проходит конференция: бригады делают сообщения о выполнении заданий. Кроме того, могут быть заслушаны ученические выступления на темы <Завод завтрашнего дня>, <Лучшие люди завода>; материал для последнего дают интервью с передовиками производства. В ходе обсуждения материалов конференции подводятся итоги и определяется лучшая бригада. Все ученики получают оценки.

Специфика урока-экскурсии в электроцех предприятия, которым я завершаю в X классе тему <Законы постоянного тока>, такова: в его подготовке и проведении принимают участие ИТР и рабочие электроцеха, а также рационализаторы и руководитель конструкторской группы предприятия; класс разбиваю на группы, и каждая получает индивидуальное творческое задание; используется групповое выполнение этих заданий, основанное на применении имеющихся теоретических знаний к конкретным техническим установкам на производстве; наряду с пассивным ознакомлением, работой над творческими заданиями учащиеся могут оказать еще помощь электроцеху, решив для него несколько вопросов. Это укрепляет веру в свои силы и могущество знаний.

Организация урока делится на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

I . Подготовительная работа с учащимися состоит в следующем. Учащиеся получают домашнее задание: повторить из курса физики VIII класса материал о работе и мощности тока, о тепловом действии тока; составить на основе курса X класса обобщающую таблицу по теме <Законы постоянного тока>. Класс разбивают на группы, которые возглавляют консультанты. Каждой группе вручают <личное> производственное задание, например: определить мощность потребителя... (следует его название), вычислить работу электрического тока и стоимость израсходованной ... (дается название установки) электроэнергии за заданный промежуток времени... (указывается какой), рассчитать длину провода, пошедшего на намотку спирали электропечи, и т.д.

Подготовительная работа на предприятии заключается в том, что педагог совместно с главным энергетиком и мастером электроцеха подбирает объекты для ознакомления учащихся-различного рода потребители тока (калориферы, осветительные лампы, электродвигатели котельной и насосной станций), выясняет их технические характеристики, собирает техническую документацию. Каждой группе выделяют из числа специалистов экскурсовода-консультанта. Намечаются маршруты движения групп по объектам. Инженеры продумывают свои технические задания ребятам, диктуемые нуждами предприятия.

II. Основной этап экскурсии приходится на конец учебного дня; на урок выделяется 2 ч. На первый час класс приходит в красный уголок электроцеха с программируемыми калькуляторами, тетрадями для записей. После краткой беседы о правилах безопасного труда, проводимой мастером электроцеха, группы знакомятся с экскурсоводами. Еще раз педагог формулирует задания, после чего группы отправляются по своим маршрутам, производят осмотр предприятия и техники, узнают и записывают нужные сведения. К началу второго часа группы вновь приходят в красный уголок: они решают поставленные перед ними задачи, производя вычисления на микрокалькуляторах.

III . На заключительном этапе экскурсии группы отчитываются о проделанном, сообщают полученные результаты. В качестве рецензентов работ выступают инженеры и техники предприятия: они оценивают реальность полученных данных, задают вопросы. Ученик-консультант тоже оценивает ответ каждого учитывая его активность и мнение рецензента. После этого выступает один из рационализаторов цеха: он рассказывает о рационализаторской работе, внедрении рацпредложений, их экономическом эффекте. Один из руководителей предприятия предлагает всем желающим учащимся свои задания на разработку простых приборов и усовершенствований, а также на создание программ для технических расчетов на бытовом компьютере БК-00-10. Завершает занятие беседа главного энергетика, которая посвящается расходу электроэнергии, необходимости ее экономии и разработке разных мер для этого.