4. Урок повторения пройденного

Цель этих занятий - лучше усвоить изученное обычно по теме, реже - по какому-то вопросу. Чтобы повторение привлекло внимание учащихся, оно должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем было поставлено первоначальное рассмотрение, ибо простое воспроизведение пройденного материала (определений, формул, текста учебника, законов и т. д.), как это доказано школьной практикой, возбудить у ученика желание заниматься не может.

Организация повторительного урока <Физика и игрушка>. Это занятие уместно и в конце VII и VIII классов.

Такой урок проводят с неизменным успехом в течение многих лет как последнее занятие в году. О том, что он состоится, сообщают семиклассникам еще на первом в их жизни уроке физики. В начале IV четверти вновь напоминают о нем и предлагают подыскивать игрушки, которые могут быть связаны с пройденным материалом (либо действие их основано на изученных физических явлениях, либо с их помощью можно проиллюстрировать рассмотренные законы и т. д.). За месяц до урока начинают <регистрацию> игрушек: беседуют с каждым учеником наедине; выясняют, какую игрушку он собирается принести, в какой теме он хочет ее использовать и что продемонстрировать, что намерен о ней рассказать; помогаю составить физические вопросы, которые можно в связи с этой игрушкой задать товарищам. Такая <регистрация> исключает элемент стихийности при ведении урока, делает занятие целенаправленным и позволяет повторить с помощью игрушек все темы курса физики VII класса. Перед уроком ставят помимо повторения материала следующие цели: развитие интереса учащихся к предмету, тренировка их в обнаружении известных физических явлений в нестандартных ситуациях. К уроку класс выпускает стенгазету <Физика и игрушка>. Преподаватель готовит специальное праздничное оформление класса, афишу и с помощью родителей - большие плакаты, на которых красивым шрифтом красным выписаны из программы по физике названия пройденных тем и синим - кратко их содержание. Плакаты вывешивают на доску. На преподавательском столе - игрушки, которые приготовила к уроку я сама, а на каждом месте ученика - учебник физики и его игрушка.

Урок начинают вступительным словом и объяснением цели предстоящего занятия. Далее исполняется песня <В чем секрет?>, сочиненная учащимися на мотив музыкальной телезаставки <Спят усталые игрушки...>. Она создает настрой на нестандартный характер занятия. Вот два куплета из этой песни:

Всех не сосчитать игрушек у детей:

Погремушек, неваляшек и мячей.

Скачет маленький цыпленок,

Едет танк, бежит слоненок.

Быстро дай ответ: в чем секрет?

Заводя ключом игрушку, должен знать,

Что при этом ты пружинку должен сжать,

А потом при выпрямленье

Механизм придет в движенье -

Вот и весь ответ и секрет.

Можно классу дать задание: сочинить к уроку свою песню о физике и игрушках.

После этого детям предлагаю открыть оглавление учебника и ответить на вопросы: какие темы мы изучили в VII классе? Какие вопросы рассматривались во введении? С какими понятиями познакомились мы в первой теме? второй? и т.д. Как можно назвать игрушки, пользуясь терминологией физики? Какие физические явления, изучаемые в курсе физики VII класса, можно продемонстрировать с помощью выставленных здесь игрушек? Выслушиваю ответы. При разборе последнего вопроса учащиеся подходят к демонстрационному столу, где мною расставлены электрический светофор, металлофон, заводной и инерционный автомобили, магнитное лото и т. д., называют физическое явление и показывают его с помощью игрушки.

Затем проводят повторение темы <Первоначальные сведения о строении вещества>. Задают ученикам вопросы: что мы знаем о строении вещества? Какие физические свойства вещества использованы при создании резиновых или пластмассовых игрушек? Почему из глины или пластилина предметы либо игрушки не распадаются на части?

По теме <Взаимодействие тел>, придерживаясь последовательности вопросов внутри ее, учащиеся выступают сами, показывая свои игрушки. Происходит это примерно так. Первый ученик демонстрирует механическое движение с помощью заводного самосвала, рассказывает, как определить вид движения. Второй показывает движение электромеханического автомобиля <Москвич>, предлагает товарищам определить скорость этого движения, записывает формулу скорости, дает секундомер, необходимый для измерения времени, напоминает, как им пользоваться, и вызывает кого-то для проведения измерений. Третий ученик демонстрирует действие инерционных игрушек - гоночного автомобиля, божьей коровки и др. - и поясняет его. Четвертый показывает игрушечные весы, рассказывает, как с их помощью определяют массу тела, называет единицы массы, определяет цену деления шкалы весов, производит взвешивание. Пятый ученик играет шариком, подвешенным на резиновом шнуре; при этом шнур растягивается, шарик <скачет>, а ученик задает вопрос: почему? (отвечают другие). Шестой показывает игрушки, действие которых связано с трением; это: а) игрушка - наклонная доска, по которой легковой автомобильчик взбирается на <эстакаду>; б) грузовая машина с рифлеными колесами; в) робот, движущийся по шероховатой поверхности и не могущий передвигаться по гладкому столу.

При повторении темы <Давление твердых тел, жидкостей и газов> учащиеся по очереди показывают принесенные ими игрушки (планетоход, детский совочек, грузовой автомобиль с двойными задними колесами, надувной шарик, лейка, игрушечные паром и лодочка, надувной круг и т. д.) и задают вопросы классу: зачем у планетохода сделаны широкие гусеницы? Почему у совочка ручка шероховатая, а нижняя часть тонкая? Почему у грузового автомобиля задние колеса двойные? Отчего надувной шарик после наполнения его воздухом принимает форму шара? Почему у лейки носик выше, чем сам резервуар? Почему игрушечный паром с грузом плавает на воде, а маленькая лодочка с таким же грузом тонет? Почему при обучении плаванию малышей используют надувные игрушки?

При повторении темы <Работа и мощность. Энергия> ребятам демонстрирую действие игрушечного подъемного крана и даю задания: назвать простые механизмы, используемые в конструкции крана; показать блоки и объяснить их назначение; показать рычаги и объяснить их роль; назвать, какие тела действуют на поднимаемый груз; указать вид траектории движения крана при подъеме груза вертикально вверх и при перемещении груза в сторону. Затем ребятам предлагаю показать те игрушки, которыми можно продемонстрировать превращение одного вида энергии в другой (пистолет, пушка, паровозик, уточка, цыпленок, робот, заводные автомобили, водяная мельница и т.д.), проманипулировать каждой игрушкой и объяснить, какие преобразования энергии в ней происходят.

В конце урока для настроя на изучение физики в VIII классе показывают различные электромеханические игрушки: автомобили, танк, трактор, железную дорогу, детский миксер - и сообщают, что тема <Электричество> будет изучаться в следующем году.

В своем заключительном слове преподаватель подводит итоги урока. Обращает внимание на то, какие оригинальные игрушки можно создать, зная физику. Подчеркивает, что в каждую игрушку вложен труд многих людей. Задает вопрос классу: людям каких профессий приходится иметь дело с игрушками в течение всего рабочего дня? Выслушав ответы, показывает книгу <Воспитатель детского сада>; немного рассказываю об этой профессии и о важности понимания устройства игрушек и их действия для людей, имеющих эту специальность: только обладая знаниями, воспитатель сможет играть с детьми творчески, с пользой для них.