2. Урок-семинар

Семинара - одна из форм учебных занятий. Непременное требование к нему - активное участие каждого учащегося.

На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем это имеет место на лекции. Они отличаются и тем, что требуют от учеников серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой: чтение нового источника, сравнение материалов, выбор интересных фактов. Особенности имеет и руководство учителя учебной деятельностью учащихся на семинаре: оно сводится к разъяснению цели и плана занятия, выдаче заданий, проведению консультаций. При составлении заданий первостепенное значение приобретает дифференциация. На семинарах обычно делают мировоззренческие выводы; их ценность в том, что они опираются на большое число фактов - тех, о которых говорили на занятии ученики, поэтому выводы убедительны и усваиваются сознательно. На семинарах нетрудно связать изучаемый материал с последними достижениями науки и техники, и это придает интерес. Семинар - коллективная работа класса, опирающаяся на работу индивидуальную, т.е. каждого ученика.

Семинарское занятие в старших классах проводят в течение 45 мин, отведя на него один урок. При этом каждый ученик получает объективную оценку своим знаниям, умению их преподнести, а также своей деятельности в ходе занятия. Предпочитают на семинар выносить вопросы из одного раздела курса, например <Основы молекулярно-кинетической теории>, <Свойства паров, жидкостей и твердых тел>, <Электрический ток в различных средах> ( X класс).

План семинара, его тему, список литературы и дату объявляю заранее, в начале изучения раздела. Как показала практика, в план занятия целесообразно включать не более трех пунктов (вопросов): это способствует лучшей систематизации материала.

Первый формулируют таким образом, чтобы, излагая его на семинаре, школьники всесторонне и полно осветили основы теории. Например, дают темы <Законы и понятия молекулярно-кинетической теории и термодинамики> ( X класс), <Элементы теории колебательных процессов> ( XI класс).

Второй вопрос ставят так, чтобы, раскрывая его, учащиеся вели речь об экспериментальной проверке фактов и гипотез, показали знание устройства и действия учебного оборудования, навыки обращения с ним. Вот примеры таких вопросов: <Физический эксперимент, подтверждающий основные положения и законы молекулярно-кинетической теории и термодинамики>, <Приборы, помогающие увидеть мир атомов и изучить его качественные и количественные характеристики>.

Третий пункт обычно посвящают рассмотрению практического применения знаний из данного раздела и подробному описанию полезных и вредных для человека и окружающей природы явлений и технологий. Например, он сформулирован так: <Использование тепловых явлений в жизни человека; методы борьбы с их вредными последствиями, способствующие улучшению экологической обстановки>.

Порядок проведения семинарского занятия таков: объявляю содержание первого рассматриваемого пункта. Ученики по желанию выступают, стремясь говорить ясно и лаконично. После того как главные аспекты его раскрыты, даю сигнал прекратить обсуждение. Переходим ко второму вопросу, процедура повторяется.

Есть ряд правил, регламентирующих структуру, порядок и темп нашей работы; они-то и придают уроку четкость. Вот эти правила. В ходе семинара учитель говорит, только формулируя вопрос, подлежащий рассмотрению, объявляя оценки (<отлично>, <хорошо>) и ситуации - <было>, <стоп>, <десятисекундная готовность> и т.д.; остальное время принадлежит учащимся. Для ответа никто пофамильно не вызывается; отвечает тот, кто первым встал, первым вышел к кафедре. На доске готовятся одновременно 3-4 человека, которые молча выходят к ней добровольно, не отвлекая внимания других; если одновременно встает отвечать несколько человек, учитель не вмешивается (воспитательный момент), ибо ученики разберутся сами. Ответ школьника никогда не перебивают, наводящие вопросы не задают (в целях экономии времени и развития самостоятельности); повторный или близкий по содержанию ответ на уже рассмотренный подвопрос не учитывают и речь ученика приостанавливают словом <было>. В семинаре принимает участие каждый ученик. По результатам занятия оценку выставляют в журнал. Тот, кто был пассивен, т. е. не предложил ни одного ответа или существенного дополнения по ходу работы, получает оценку <плохо>. Оценку <отлично> ставят ученику, представившему 2 ответа на различные вопросы из плана семинара, либо использовавшему для одного ответа дополнительный внепрограммный материал, либо предложившему свой оригинальный пример или метод, установку, прибор, опыт, поясняющий или подтверждающий теорию, имеющий практическую ценность. Ученику, сделавшему существенное (даже краткое) дополнение к предыдущему ответу, автоматически засчитывается работа предшественника. Учащийся, давший более двух ответов, получает за активность дополнительно 1 балл к оценке (это является хорошим стимулом к работе и средством, позволяющим учитывать слабые и неполные ответы). Мотивированное опровержение речи предыдущего ученика учитывается как ответ. Если учащийся допускает грубую ошибку, учитель останавливает его и объявляет <десятисекундную готовность>- это значит: ответы по другим вопросам не принимаются, и если в течение 10 с не поступит правильное толкование вопроса, то всем, получившим к этому моменту оценку, она будет снижена на 1 балл. Аналогично <десятисекундная готовность> может быть введена еще в двух случаях: 1) если ответы по данному пункту плана прекратились, а учитель считает, что план еще не полностью раскрыт; 2) если педагог хочет предложить важный нестандартный вопрос или задачу, чтобы заострить внимание на пробелах в теоретических знаниях и практических навыках; пользоваться этим средством желательно не более двух раз. Если по прошествии 10 с ответ не поступает, учитель разъясняет, как устранить пробелы в знаниях, и продолжает семинар. Ученик, которому в ходе семинара объявлена оценка, в дальнейшем не должен давать ответы, но учитель после <десятисекундной готовности> имеет право <поднять> его и предложить решить проблему (1 раз для данного ученика за семинар). Если вызванный не дал ответа, ранее объявленная ему оценка снижается на 1 балл (это правило позволяет поддерживать внимание сильных учащихся). В ходе работы разрешается обращаться к учебнику, конспекту, дополнительному материалу. Ответы с использованием учебника оцениваются отметкой не выше <3>. Если в ходе ответа учитель сказал <стоп>, значит ученику уже зачтен ответ по данному пункту плана, но его мысль должны продолжить другие (выполнение этого пункта стимулирует внимание к ответам товарищей). Право излагать дополнительный материал имеют только те, у которых текущие оценки по физике к моменту семинара <5>: это поощряет хорошую учебу в течение четверти.