1. Урок-лекция

Лекция - один из видов преподавания, суть которой в том, что изучаемый материал в виде последовательного связного рассказа излагает педагог-лектор.

Лекция - это метод сообщения новых знаний; ее отличает высокая целенаправленность и большая информативность. Лекция обладает способностью показать личностное отношение педагога к учебному материалу. Ее воздействие на ученика осуществляется двояко: содержанием и эмоциональной выразительностью речи. В ходе лекции педагог не только передает новую научную информацию в систематическом целостном виде, но и может вскрыть многие связи - с другими предметами, проблемами и практикой. Он учит мыслить, анализировать, доказывать, делать обобщения и выводы; в этом смысле лекция для учащихся- образец рассказа. Монологическое изложение позволяет учителю развивать внимание школьников, умение выделять главное, а эти качества важны и для последующего самообразования, и для любой профессии.

Условно все школьные лекции можно разделить на обзорные, учебные, обобщающие. Как правило, первые выполняют логико-методологическую функцию, вторые - информационно-познавательную, третьи - мировоззренческую.

Перед учителем всегда возникает вопрос: какой учебный материал излагать лекционно? Считаю целесообразным выносить на лекции рассмотрение фундаментальных законов, теорий, многоплановых практических приложений, исторических обзоров, мировоззренческих проблем, например: <Закон всемирного тяготения>, <Механика и механизация производства> ( IX класс); <Основное уравнение молекулярно-кинетической теории>, <Законы термодинамики и их техническое использование>, <Основные положения электронной теории> ( X класс); <Развитие средств связи>, <Развитие взглядов на природу света> ( XI класс).

Работа учащихся на лекции тем эффективнее, чем теснее деловой контакт с преподавателем; последний, видя реакцию школьников, может регулировать темп рассказа: усложнить или упростить изложение, сократить один раздел и усилить другой, что-то повторить, подчеркнуть, разъяснить. Учащихся нужно готовить к предстоящей лекции, а для этого им надо разъяснить, как слушать и записывать, как работать с лекционным материалом. Важно объявить цели и задачи, сообщить структуру изложения и, конечно, определить цепь приемов активизации познавательной деятельности учеников и меры обратной связи с аудиторией (контроля за вниманием, пониманием и т.д.).

Темой выступления может быть <Рождение квантовой оптики>. Вначале дают общую установку: проследить за логикой изложения материала, записать его содержание в виде тезисов, ответить на вопросы (перечислить их). Затем раскрыть цель лекции: выяснить необходимость квантовой физики, суть гипотезы Планка и ее обоснование А. Эйнштейном. После рассказа, на который ушло 22 мин, преподаватель просит учащихся повторить основные положения своего сообщения. Вызванная ученица сделала это, затратив б мин. Учительница предлагает изложить материал более кратко. Тогда ученик дает план лекции: 1) М.Планк об излучении света порциями; 2) развитие А.Эйнштейном этой идеи; 3) введение в науку понятия о фотоне; 4) свойства фотона; 5) обоснование А. Эйнштейном исходя из представления о фотонах явления фотоэффекта (это заняло 2 мин). Затем были ответы на вопросы.

Лекцию-обзор практикуют перед изучением большой темы. Фактически этим дают учащимся представление о дальнейшей работе и ее содержании. В конце некоторых вопросов излагают дополнительный материал - это перечень литературы, которую желательно прочитать. Опережая события, указывают названия лабораторных работ, которые предстоит сделать, говорят об их целях, возможных путях выполнения, предлагают подумать и дать свой вариант их осуществления. Иногда сверх программных работ рекомендую выполнить, домашние эксперименты; для этого адресуют ребят к статьям журнала <Квант>, книгам. Заключает лекцию раздел <Задачи>; в нем даю информацию о типовых задачах по теме, о расчетных задачах из дополнительных задачников (записываю номера задач, которые предлагаю). При этом поясняют, сколько и какой степени сложности задач нужно прорешать, чтобы умения можно было оценить на <удовлетворительно>, <хорошо>, <отлично>. Ученики не конспектируют материал, а только слушают и делают краткие записи: названия вопросов и пунктов к ним, простейшие рисунки (Р), схемы (С) и значки (3). Все записи ведутся на одной стороне открытого листа тетради, а другая остается чистой, но тетрадный разворот превращают в таблицу с двумя графами - <Записи> и <Открытый лист учета>. Как выглядят фрагменты записей в первой графе, показано в таблице 16; лекция посвящена теме <Электромагнитные волны>.

Таблица 16

Записъ лекции в тетрадь

 

 

На <Открытом листе учета> фиксируется выполнение работ, ставятся оценки, ведутся учет доработки материала, решения задач и т. д. (подробно мы здесь на этом не останавливаемся).

Лекция-обзор - это первый шаг в реализации идеи преподавания физики крупными блоками. Сделанная запись - это <опора>, многократно повторяемая на этом и последующих уроках. Начиная каждое занятие, прошу учащихся ответить, пользуясь записями, что из основных вопросов мы уже изучили и о чем пойдет речь сегодня на уроке (отвечают кратко, без деталей).

Учащимся эти уроки нравятся. Вот что пишут они в ответах на анкетный вопрос: <Что дает урок-обзор?>: <Прекрасная ориентировка в материале, много раз повторяешь его, хочешь не хочешь - запомнишь>, <Урок-обзор дает возможность рассчитать силы, придает уверенность, что все осилишь>, <Открытый лист учета> помогает держать себя под контролем, по блок-схеме знаешь, где пробел>.

Цель лекции-<парадокса> - повторение пройденного, развитие критического мышления и проверка знаний учащихся. Для такой лекции в основном беру материал из истории физики, касающийся изучаемой темы, но включаю в него и сведения, содержащие планируемые ошибки. Задача учащихся: выявить их. Обычно в лекции допускаю 6-12 ошибок; их число зависит от уровня подготовки учеников и сложности темы.

Для активизации работы учащихся во время лекции и возможности проверить эту работу они выполняют следующее: составляют план лекции или краткий ее конспект, фиксируют все допущенные мною ошибки, дают краткие ответы на вопросы, которые я ставлю по ходу рассказа или в его начале. Как правило, задания даю перед началом занятия, причем не всегда предлагаю набор из трех заданий; в зависимости от сложности темы даю различные их комбинации, например первое и второе, или второе и третье, или только второе и т.д. Все записи ученики заносят в заранее вычерченную таблицу, имеющую три колонки: <План лекции>, <Ошибки>, <Задание> (вверху пишут тему лекции). Работу выполняют в двух экземплярах - на контрольном листке и под копирку в тетради. По окончании лекции контрольный листок сдают мне на проверку, а по тетрадям работают дальше над материалом. Происходит это так: один из ребят называет первую обнаруженную им ошибку, я читаю фрагмент лекции с ней, учащиеся должны объяснить, что неверно; затем процедура повторяется со второй ошибкой, потом с третьей и т. д. В том случае, когда ошибка не обнаружена, я читаю фрагмент лекции с этой неточностью и наводящими вопросами добиваюсь, чтобы ученики ее заметили и объяснили. После выявления всех ошибок проверяю, если это предусмотрено заданиями, правильность ответов на поставленные вопросы, а затем составленный учащимися план лекции. Оцениваю каждое задание и выставляю итоговую оценку каждому с учетом его устных ответов.

Лекции-<парадоксы> практикуют в X - XI классах. Как правило, их продолжительность 25-30 мин, остальное время урока отводят на обсуждение и оценку проделанной учениками работы.

Вот как выглядит фрагмент лекции с ошибкой: <Около года чертил Э. Резерфорд схемы для объяснения результатов опытов. Около двух лет делал бесконечные и утомительные вычисления, выдвигал самые невероятные и смелые предположения, пока не пришел к выводу, против которого не смог найти никаких возражений: атом содержит центральный положительный заряд, распределенный в очень малом объеме, вокруг него находятся электроны. Идея была революционной. Она отвергала представления Томсона об атоме, согласно которым электроны сосредоточены в центре атома>.

Лекции-<парадоксы> позволяют успешно знакомить учащихся с новым для них историческим материалом, быстро проверять знания каждого по пройденному в теме, совершенствовать навыки в составлении плана, развивать внимание, умения сосредоточиваться и критически мыслить; кроме того, такая лекция разнообразит учебный процесс.