9. Урок-путешествие

Этот урок - познавательная игра. Он может проходить в нескольких вариантах.

Расскажем об одном из них. В ходе урока учащиеся совершают с помощью книг экспедиции в разные страны мира и в разные эпохи. Цель экспедиции - узнать о том вкладе, который внесли ученые этих стран в развитие какого-то раздела физической науки. Уроки этого типа (их методика разработана Э. М. Браверман, г. Москва) целесообразны как вводно-обзорные по теме или заключительные, их посвящают истории становления научных знаний. Основой служит самостоятельная деятельность учащихся по нахождению и обработке нужных сведений из истории физики и техники.

Рассмотрим урок для VIII класса по разделу <Электричество>. На классной доске - географическая карта мира, над ней написана цель занятия - <В страны и века: узнать историю учения об электричестве>. Объявляется, что сейчас из класса будут сформированы экспедиции (по 3 человека), которые отправятся в разные государства и в разные столетия для того, чтобы поработать в архивах, изучить литературу, документы и установить, что сделали ученые этих государств для познания электричества или его практического применения, Требуется ознакомиться с материалами и подготовить краткую информацию о своем исследовании.

Начинается первый, подготовительный, этап экспедиции - определение стран для путешествий и фамилий ученых. Предлагается всем ребятам открыть учебник физики и, листая его, называть и выписывать в столбик фамилии ученых и изобретателей, внесших значительный вклад в учение об электричестве, и к какой стране они принадлежат. Получается такой перечень: А. Ф. Иоффе (советский физик), Р. Милликен (американский), Э. Резерфорд (английский), А. М. Ампер (французский), А. Вольта (итальянский). Г. Ом (немецкий), Д. П. Джоуль (английский), Э. X . Ленд (русский). А. Н. Лодыгин (русский инженер), Г. X . Эрстед (датский ученый). Т. А. Эдисон (американский изобретатель), Б. С. Якоби (русский ученый), М. Фарадей (английский). Список может быть дополнен фамилией М. В. Ломоносова. Подводя итог работы на этом этапе, педагог говорит: <Итак, нужно собрать материалы минимум о 14 ученых, охватив исследованием 7 стран: Россию, Америку, Англию, Францию, Италию, Германию, СССР>.

Формируются по желанию составы экспедиций. Каждая выбирает себе страну посещения (в Англию и дореволюционную Россию можно снарядить по две экспедиции). Все группы получают снаряжение: литературу (по одной книге иу приведенного ниже списка); белый бумажный флажок, который нужно раскрасить (желательно в цвета флага страны) или написать на нем название государства, где побывала экспедиция; вымпел, на котором пишется фамилия ученого и годы его жизни; гильзу (картонная трубка с пробками), в которую будет вложена <записка потомкам> о результатах изысканий; листы белой и цветной бумаги, фломастеры, клей, альбомные листы, калька (чтобы перерисовать схемы опытов и приборов). Формулируется задача для экспедиций: найти материал и подготовить о нем краткий (не более чем на 4 мин) научный доклад. Доклад представляется на международную конференцию, которая состоится во второй половине урока. Приводится дополнительная информация: сообщения об Ампере, Вольте, Оме, Джоуле, Ленце, Фара-дее, Эрстеде будут заслушиваться в виде выступлений, а об остальных ученых и изобретателях войдут в экспресс-бюллетень, поэтому они представляются в письменном виде (будут приклеены к большому листу белой чертежной бумаги с названием <Экспресс-выпуск>). Подготовка занимает 5-6 мин.

Начинается творческая работа групп. На нее выделяется 15-17 мин. В группе действие разворачивается либо по ее усмотрению, либо в соответствии со специальностями ее членов: разведчик находит в книге нужный материал, научный работник читает его громким шепотом и выбирает главные факты, литературный сотрудник пишет текст сообщения; в состав группы может быть включен еще оформитель. По окончании работы должны быть подготовлены флаг, вымпел (и укреплены в соответствующие места на карте), гильза и текст обращения (в устном или письменном виде).

Завершающая часть урока - творческий отчет экспедиций на международной конференции. Руководители части групп делают краткие сообщения о результатах своих работ, начинающиеся примерно так: <Наша экспедиция побывала во Франции. Мы работали в Парижской Академии наук, в том отделе, где собраны документы о начале XIX в., и узнали...>. В перерыве происходит знакомство с экспресс-бюллетенем. Подводя итог конференции, подчеркивают интернациональный характер науки. Экспедиция, представившая лучший доклад и лучше всех его оформившая, получает диплом I степени.

Литература

Энциклопедический словарь юного физика.- М.: Педагогика, 1984.

Энциклопедический словарь юного техника.-М.: Педагогика, 1987.

Храмов Ю. А. Физики: Биограф, справочник.- М.: Наука, 1983.

Хрестоматия по физике: Учеб. пособие для учащихся/Под ред. Б. И. Спасского.-М.: Просвещение, 1982. (Раздел III <Электродинамика>).

Спасский Б. И. Физика в ее развитии: Пособие для учащихся.-М.: Просвещение, 1979. (Гл. III <Развитие учения об электричестве>).

Кудрявцев П. С. Курс истории физики.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1982.- С. 146-156, 172-180.

Булатова Е. Наша гордость- М. В. Ломоносов//Физика в школе.- 1986.-N 4.

Желательно на урок-путешествие выделить 2 ч, тогда все смогут обстоятельно рассказать о своих находках. Если такой возможности нет, то нужно вынести 4-5 докладов.

Урок-путешествие описанного типа может быть проведен во всех классах и по всем разделам физики: механике, молекулярной физике, оптике, атомной физике и т. д. В старших классах можно не давать списка ученых, но снабдить каждую экспедицию биографическим справочником <Физики>, где собран исчерпывающий материал о физиках всех стран.