8. Урок-КВН

Этот урок тоже относится к урокам-соревнованиям, но выделен нами отдельно из-за того, что похож на широко известную и любимую зрителями телевизионную передачу. Его особенность: наряду с серьезными заданиями, командам предлагают и юмористические.

 

Уроки в форме КВН можно провести как повторительно-обобщающие. Включаю в них разные виды работ (на воспроизведение материала, решение задач, экспериментальные задания и т. п.) и разной степени сложности - от репродуктивных до творческих; конечно, все стараюсь дать в занимательной форме. Это общее правило. Соревнующиеся команды формирую из учащихся, сидящих в одном ряду. Оценивает работу жюри, избираемое из ребят в начале урока; оно ведет на доске счет набранных очков.

В форме КВН проводится в VII классе повторение темы <Первоначальные сведения о строении вещества>. Урок состоит из девяти этапов.

I . Разминка. Составить коллективный рассказ по пройденной теме, выбирая из нее наиболее важное. Можно фактам придать шутливую интерпретацию. Один ученик из команды начинает говорить, второй продолжает, и так до конца ряда. Затем наступает очередь второй команды. Оценке подлежат: качество рассказа, плавность его течения, наличие новых примеров, юмора.

П. Проверка домашнего задания. Нужно изобразить (сыграть) текст тех параграфов учебника, где изложены основные положения молекулярно-кинетической теории.

III . Выполнение индивидуальной работы. Задания беру из <Дидактических материалов>.

IV . Конкурс <Угадай>. Ученика-добровольца из первой команды просят выйти за дверь, а все оставшиеся договариваются, о чем из пройденной темы будут ему намеками рассказывать, приводя примеры; он же должен угадать, о каком физическом понятии или явлении, положении идет речь. Затем за дверь выходит представитель второй команды, потом - третьей. Для загадывания можно брать физические термины: <физическое тело>, <молекула>, <диффузия> и т. д., а также утверждения: <между молекулами существуют промежутки>, <газы не имеют постоянного объема> и т.д. Хорошо использовать для рассказа придуманные тут же ребятами стихотворные тексты или загадки, например:

Это лампа и кровать,

Это стол и подоконник,

Это я и автомат,

Это ты и облака,

Это море и земля.

Что это такое? (Физическое тело.)

V . Конкурс мастеров искусств. Участвуют по 3 человека от каждой команды: художник, демонстратор, артист. Художник уходит за дверь; демонстратор показывает физический опыт (например, диффузию воды и медного купороса или сцепление смоченных водой стеклянных пластинок) и объясняет его. Приглашают ушедшего войти; артист пантомимой изображает эксперимент, художник должен угадать опыт, найти на демонстрационном столе использованные для его постановки приборы и зарисовать установку на доске.

VI . Конкурс рассказчиков. Он заключается в составлении рассказа по картинке. Через кодоскоп на экран проецирую изображение: явление природы, опыт, прибор, макет, модель (например, рисунок 1, показанный на цветной вклейке III ). Нужно рассказать о нем. Какая команда это сделает лучше?

VII . Решение занимательных задач. Предлагаю интересные задачи, например, такие:

<В учебнике приводится сравнение: <Молекула во столько же раз меньше яблока среднего размера, во сколько раз яблоко меньше земного шара>. Попробуйте подсчитать, каков примерно диаметр молекулы. Диаметр земного шара примите равным 12 800 км, а яблока - 6 см>.

<1 см 3 комнатного воздуха содержит 2,7-10 19 молекул. Считая, что диаметр молекулы газа равен 0,00000003 см, вычислите, какой длины получились бы бусы, если все молекулы можно было плотно нанизать на тончайшую нить>.

VIII . Конкурс капитанов. Здесь нужно, во-первых, быстро решить экспериментальную задачу. Во-вторых, требуется соотнести текст и рисунок. Для этого зачитывается литературный отрывок, где говорится о физическом явлении, а через кодоскоп проецируется несколько картинок с изображением физических опытов; нужно выбрать ту картинку, которая имеет отношение к описанному в отрывке явлению.

Например, читаю фрагмент из повести <Трое в лодке, не считая собаки>: <Это был изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью в 200 лошадиных сил действовал в радиусе 3 миль и валил человека с ног на расстоянии 200 ярдов>. Демонстрирую серию изображений, показанных на рисунке 2 цветной вклейки III . Ученик должен выбрать рисунок.

IX . Подведение итогов. Хочется отметить, что ученики VII и VIII классов всегда с интересом участвуют в уроке-КВН, который привлекает их необычной формой и разными, в том числе творческими, видами деятельности. Нравится ребятам и непринужденная, теплая, доверительная обстановка урока, создать которую помогают музыкальные вставки, а также стихотворные заставки и подбадривания учителя, например:

Пусть кипит работа,

Сильней соревнованье.

Успех решает не судьба,

А ваше знанье!