7. Урок-соревнование

Уроки данного типа - это тоже прием введения в учебные занятия по физике элементов игры. Они основаны, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом: ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением. Уроки-соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации; разной может быть и их роль в учебном процессе. Об этих уроках рассказывает ряд педагогов.

Урок-соревнование провожу при повторении темы, например Тепловые явления в VIII классе, и включаю в него разные по характеру задания. Ребят заранее делю на две команды, примерно равные по силам. Каждая выбирает себе капитана, консультантов, которые занимаются со слабыми. Учеба становится для всех интересной, поглощает мысли и чувства, всем хочется добиться хороших результатов. Это о подготовке.

Сам урок состоит из нескольких конкурсов. Заранее ребятам сообщаю, что будет учитываться активность каждого и всей команды в целом. Готовлю ведомость, в которую жюри (или учитель) должно вносить оценки за каждый ответ каждому учащемуся. В итоге побеждает команда, набравшая больше баллов.

I . Конкурс <Знаешь ли ты формулы?>. На большом кубике написаны формулы, относящиеся к разделу <Теплота>: Q = cm ( t 2 - t 1 ); Q = hm ; Q = Lm ; Q = qm ; m = ? V . Представители команд выходят и бросают кубик; выпавшую формулу записывают на доске, поясняют ее назначение и физический смысл каждой входящей в нее величины. Затем члены команды-соперницы задают вопросы, относящиеся к этой формуле, используя таблицы учебника. Например: как ты понимаешь, что удельная теплоемкость вещества с=230Дж/(кг°С)?

II . <Конкурс смекалистых>. Он посвящается решению качественных задач на сообразительность. Задачи с рисунками записаны на карточках (6-8 шт.). Представители команд вытаскивают эти карточки-билеты и отвечают на поставленный там вопрос. Если не могут ответить, просят помощи у команды; не справляется команда, помогает команда-соперница, но первая команда баллы теряет.

Вопросы включены такого типа: <На чашки уравновешенных рычажных весов поставили два одинаковых стакана с горячим и холодным чаем. Вначале весы были в равновесии, но оно быстро нарушилось. Почему?>

III . Конкурс <Соревнование любителей кроссвордов>. Вопросы записаны на доске. Сетка кроссворда нарисована на карточках, которые раздают каждому ученику. Под карточку подкладывают копирку и белый лист бумаги. Кроссворд нужно решить, вписав ответы в карточку, а затем карточки сдать. По листу делают самопроверку. Сетка кроссворда (лесенки) и вопросы приведены ниже (рис. 30).

Рис. 30

По горизонтали : 1. Как называется хаотическое движение молекул в теле? 2. Вид теплопередачи. 3. Тепловой двигатель, в котором пар или газ вращает вал без помощи поршня, шатуна и кривошипа. 4. Сосуд, хранящий пищу горячей. 5. Вид теплопередачи, в котором энергия переносится струями газа или жидкости. 6. Прибор, состоящий из двух сосудов, разделенных воздушным промежутком. 7. Вид теплопередачи, осуществимый и в вакууме. 8. Энергия, определяемая движением и взаимодействием молекул в теле. 9. Процесс, обратный плавлению. Указание : если вы верно ответили, то в выделенном столбце получится название прибора, без которого нельзя изучать тепловые явления.

IV . Конкурс Понимаешь ли ты графики?. Учащиеся каждой команды берут по карточке, на которой стоит номер графика. Графиков приготовлено несколько. Сделаны они на больших пронумерованных листах. Рядом с каждым - вопросы; на них нужно ответить. Графики подобраны такого типа, который показан на рисунке 31; вопросы к нему: какой процесс изображает график? Для какого вещества? Что происходит на участках ...?

V . Конкурс <Найди ошибки>. Небольшой рассказ с физическими ошибками записан на магнитную ленту. Включают запись, все ее слушают и отмечают неточности. Побеждает та команда, которая их найдет больше.

Я использовала следующий текст: Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на восемь утра договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег весь уже стаял, и только на крышах домов он еще лежал мохнатыми шапками. Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул-по всему телу разлилось тепло. Покушав, я выбежал на улицу. Толя был уже там. Вот погодка сегодня!-вместо приветствия восхищенно произнес он.- Солнце-то какое, а температура с утра минус 2 градуса по Цельсию. Нет, минус 4,-возразил я. Мы заспорили, потом Толя сообразил, в чем дело. У меня термометр на ветру висит,-сказал он, - а у тебя - в укромном месте, поэтому и показывает больше.

VI . Конкурс <Поиск>. Это проверка домашнего задания. Группы заранее получили поручение - найти в журналах, книгах и газетах материал о практическом применении тепловых явлений и подготовить об этом небольшое сообщение (на 2-3 мин).

После этого конкурса жюри подвело общий итог уроку. Самые активные участники получили грамоты с памятной надписью.

Кроме того, я провожу уроки-турниры. Их цель - повторение и обобщение изученного. Замысел : диалог-соревнование между двумя параллельными классами, выявляющий качество усвоения материала. Урок двойной: длится 90 мин. Столы ставят так, чтобы классы сидели лицом друг к другу.

Один такой урок предназначен для X класса и темы <Электрическое поле>. За 7-10 дней вывешивается плакат с вопросами по теме. В классах создаются группы учащихся, которые получают разные задания. Консультанты готовят слабых учеников, проводят консультации для нуждающихся; эрудиты делают сообщения на предложенные темы (один класс - по истории науки, другой - о ее практическом значении); аналитики решают задачи повышенной трудности (их перечень дается); экспериментаторы ставят предложенные демонстрационные опыты.

Готовлю также карточки-задания для малых инициативных групп (МИГов), переносные доски с творческими заданиями, самодельный плакат <Летопись изучения электрических явлений>, реферат <Польза и вред статического электричества>.

Основные этапы урока . Первый час. I - организационный момент. Объявление цели и хода соревнования. Постановка проблемного задания: <На занятии найти материал, который можно использовать при экологической пропаганде>. Выбор жюри. II - фронтальный опрос по предложенным вопросам (отвечают поочередно ученики обоих классов). III - в это же время аналитики у доски решают задачи из задачника А. П. Рымкевича. Затем классы обсуждают решения и оценивают работу аналитиков. IV - мини-диктант на знание электростатических формул. К доске приглашаю по два ученика от каждого класса. Жюри - все остальные. V - выступление <экспериментаторов>. Они демонстрируют электризацию тел, поведение проводников и диэлектриков в электрическом поле. Например, показывают такой опыт: поведение легких металлических шариков, подвешенных на нити, - заряженного и незаряженного, а также стеклянной палочки, укрепленной за середину; палочка и шарики помещены между пластинами заряженного конденсатора. Учащиеся классов по очереди объясняют опыты.

Второй час. I - слово эрудитов. Заслушиваются подготовленные сообщения (по одному от класса). II - решение творческих задач. В работу включаются группы учеников от каждого класса. В это время другие, объединенные в МИГи, работают над выполнением заданий, предложенных в карточках (например, нарисовать картину силовых линий электрического поля плоского конденсатора, внутри которого находится металлический шарик, и объяснить эту картину). III - обсуждение проблемного задания и подведение итогов.

Можно провести физическую спартакиаду - очень удобный способ проведения повторительно-обобщающих занятий.

В физкабинете появляется для учащихся выпускного класса объявление (рис. 32):

<Физическая спартакиада>

Рис.32

Назначается физический матч 9а-96. Его девиз - Мы все-одна семья!, тема - Электрический ток в различных средах. В ходе игры каждый имеет право задать любой вопрос ученику параллельного класса, но с условием, что ответ на него может быть найден в учебнике. Если тебе трудно придумать свой вопрос, то можешь взять любой из приводимых ниже ориентировочных, но знай, что это облегчает задачу твоему сопернику. Имей в виду: ответ на вопрос должен длиться не более 1 мин. Кому отвечать на твой вопрос и чей вопрос достанется тебе, определит жребий. Индивидуальных оценок, выставляемых в журнал и дневник, не будет. Если твой ответ будет оценен на пять, команда получит 5 очков, за <четверку> - 4 очка, за <тройку> - 3 очка. Отрицательные оценки очков не дают. Победит класс, набравший наибольшую сумму очков. Матч состоится 10 апреля. Пусть победит сильнейший! Желаем удачи!>

Обычно после такого объявления начинаются поиски вопросов; все чувствуют себя <знатоками>. Вместе с тем каждый понимает, что он - и ответчик: ведь мало найти интересный вопрос - нужно быть готовым самому во всеоружии встретить вопрос соперника и хорошо на него ответить. А так как не все уверенно чувствуют себя в обеих ролях, то начинаются чтения, взаимные консультации, взаимоучеба.

Когда наступает день спартакиады, у всех приподнятое настроение. Авторитетная комиссия из учителей физики школ города ставит за вопросы и ответы баллы. Наблюдается всеобщая заинтересованность, нет равнодушных, а есть увлекательное общее дело. Отсутствие страха перед оценкой, замена ее коллективной ответственностью, необычная форма занятий оказываются сильнейшими стимулами к учебе. И все это осуществляется при сравнительно небольших затратах труда учителя.

Включив в свой арсенал активных методов обучения проведение урока-соревнования, можно использовать их для ознакомления с практическим применением изученного материала и развития творчества учащихся. Например, игру-соревнование в VII классе можно посвятить использованию сообщающихся сосудов. На предыдущем уроке предлагается ученикам дома продумать вопросы и задания по теме, говоря, что эти задания и вопросы могут носить как теоретический, так и практический характер, основываться на местном материале. Класс разбивается на две команды. Каждая команда свою работу <держит в секрете>, но сдает лаборанту заявки на оборудование.

Урок начинается вступительным словом, далее - подготовительный этап. Каждая команда в течение 10 мин должна обсудить и окончательно сформулировать 5 вопросов или заданий для команды соперников и при этом знать на них ответы, придумать название команды, выбрать двух представителей в жюри. (Жюри оценивает вопросы и ответы, объявляет счет после каждого этапа и контролирует время подготовки и выполнения заданий.) Чтобы решить, какая команда начинает игру, капитаны тянут жребий или играют в демонстрационное физическое домино (рис. 33); победитель приносит своей команде право начать игру.

Привожу примеры предлагавшихся заданий и вопросов: 1) Имея штативы, сосуд с водой, стеклянные и резиновые трубочки, воронку, сделайте нам здесь фонтан и объясните принцип его действия. 2) Почему у нас в селе водонапорная башня выше, чем здания, в которые она подает воду? 3) Как работают шлюзы на Каховской ГЭС? 4) Объясните принцип действия указателя объема топлива в баке самоходного комбайна (на доску вывешивают плакат-рисунок 34).

Рис.34

Урок-соревнование в VIII классе может быть проведен по теме <Тепловые явления> и тоже посвящен практическому использованию знаний.

Три группы, на которые делю класс, готовятся по своим темам.

Одна - <Тепловые явления в сельском хозяйстве>, вторая - <Тепловые явления на транспорте>, третья - <Тепловые явления в строительстве>. Каждой группе нужно отразить следующие физические явления: конвекцию, излучение, теплопроводность, подготовив вопросы для команд-соперников. Порядок такой: первая группа задает вопросы второй и третьей, вторая - первой и третьей, третья - первой и второй. За правильный ответ дают 2 очка, за предложенный вопрос - 1 очко. После ответов идет их обобщение. Заканчивается урок опытами, которые демонстрируют сами ученики. В конце подводятся итоги и выявляется команда-победительница.

Для подготовки к уроку учащимся рекомендовано обратиться к <Книге для чтения по физике> (для 6-7 классов), <Занимательной физике> Я. И. Перельмана, <Качественным задачам по физике в 6-7 классах> М. Е. Тульчинского, научно-популярным журналам.

Вот некоторые вопросы, подготовленные учениками к уроку по теме <Тепловые явления в сельском хозяйстве>: почему сады не разводят в низинах (из-за каких физических явлений)? Где лучше расположить трубы с охлаждающей жидкостью в холодильнике на молочно-товарной ферме: вверху или внизу? Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые посевы от вымерзания? Почему при рыхлении почвы ее теплопроводность уменьшается и надо ли это учитывать? Почему для растений опасно их покрытие ледяной коркой? (Ответ. Теплопроводность льда в 20 раз больше, чем снега, поэтому растения быстрее вымерзают.) Для каких растений - высеянных на темных или светлых почвах-наиболее опасны весенние заморозки и почему?

Также можно провести блицтурниры, т.е. конкурсы на повторительно-завершающем уроке, на лучший рассказ о физическом явлении, законе, физической величине. Их цель - развитие устной речи, осмысленное повторение материала, накопление оценок.

Конкурс организую так. На предыдущем уроке даю образец рассказа, а время изложения ребята фиксируют и принимают за эталон. Дома учащиеся имеют право дополнить его интересными фактами, эпизодами из жизни ученых, сведениями о новинках техники, примерами применения и проявления. Это учитывается при подведении итогов прибавлением балла, но время, затраченное на его изложение, в счет не идет. Обычно к уроку с блицтурниром готовят три рассказа, например к занятию на тему <Электрический ток в различных средах>-сообщения об электрическом токе в жидкостях, газах и полупроводниках. План каждого сообщения обговаривается заранее и проецируется через кодоскоп на экран. Вот этот план к рассматриваемому уроку: характеристика среды, явления, способствующие возникновению заряженных частиц, носители электрического тока в данной среде, способы изменения концентрации заряженных частиц, вольт-амперная характеристика, основные закономерности, применение, проявления.

На уроке класс делю на ряды, и каждый ряд в результате жеребьевки узнает, какую тему ему придется раскрывать. Небольшая подготовка-и турнир начинается. Открывает его первый ряд, затем-слово второму ряду и т. д. В зависимости от объема рассказа его могут вести

по очереди от пяти до десяти человек. Рассказчики либо назначаются по усмотрению учителя, либо выбираются самими учениками. Выигрывает тот ряд, который за минимальный срок дал самый качественный ответ. Работу ряда и каждого отвечавшего ученика оценивают рецензенты (ученики из другого класса). Авторов лучших ответов награждают маленькими сувенирными календариками или художественными открытками с датой и надписью: <За отличный ответ по теме ...> и с подписью учителя. Ребята дорожат этими наградами и хранят их очень долго.

Урок ценен тем, что, во-первых, поскольку заранее неизвестна конкретная тема выступления, всем приходится очень серьезно готовить все три рассказа; во-вторых, за один урок устно успевают ответить 15- 20 учащихся.

Большое познавательное значение имеют уроки-конкурсы, посвященные рассказам об ученых. Они проходят очень интересно и надолго запоминаются детям. Так, в VII классе, завершая изучение <Введения>, объявляется, что следующее занятие - урок-конкурс: будем соревноваться, какое звено больше и лучше знает о жизни и деятельности ученых-физиков. Победители - все звено без исключения - получат по <пятерке>. Указываю литературу, иногда называю примерный перечень фамилий ученых.

Конкурс начинаю с рассказа о правилах его проведения. Вот они. Желающие отвечать должны поднимать руку. Тот, кто это сделает первым, начинает рассказывать (например, про М. В. Ломоносова); другие ученики его выслушивают. Рассказ можно дополнять, сначала это право дается ребятам из этого же звена, а потом и из других звеньев. За каждый ответ начисляются баллы. Когда тема исчерпана, называется фамилия другого ученого, и все повторяется. В конце урока подводим итог и определяем лучшее звено. Все в классе всегда работают очень дружно, переживая за свое звено, а дома очень тщательно готовятся, обращаются за помощью к родителям, ходят в библиотеку, ищут книги и статьи про ученых-физиков.

В заключение замечу, что так как все ученики звена-победителя получают по <пятерке>, то это является для слабых его членов, мало участвовавших в работе, большой радостью. Эта редкая для них и в общем незаслуженная удача превращается в стимул к занятиям. Уже на следующем уроке такие дети стараются подтвердить свою оценку, например подготовив еще какой-нибудь материал об ученом-физике, хорошо выучив домашнее задание.

Уроки-соревнования можно проводить для закрепления умений решать задачи разных типов - расчетные, качественные, экспериментальные. О таком уроке ученикам сообщаю за неделю, объявляю тему и правила организации, формирую команды и жюри. Члены жюри подбирают и составляют задачи, готовят опыты для постановки экспериментальных задач, находят интересный материал по теме для кратких вставок-сообщений. Члены команд готовятся к ответам. Не желая отстать от сильных товарищей и подвести свой коллектив, все начинают повторять материал, тренироваться в решении задач, помогать друг другу.

Вот как проходит урок по теме <Электромагнитные явления>:

I . Введение. Ведущий сообщает план работы.

II . Разминка - <Понимаешь ли ты происходящее?>. Это решение качественных задач на объяснение опытов. Например, демонстратор показывает взаимодействие магнита и катушки с током; вопрос члена жюри: <Как объяснить то, что мы наблюдали?> Демонстратор подносит дугообразный магнит к картонке - магнит ее не притягивает, кладет картонку на мелкие железные опилки и вновь подносит магнит - картонка с опилками поднимается; вопрос: <Почему?> Демонстратор ставит ножками вверх дугообразный магнит и показывает, что его полюсы удерживают сбоку железные предметы, затем подносит сверху такой же магнит и ставит его на первый ножками вниз так, чтобы соприкоснулись разноименные полюсы, железные предметы отпадают; вопрос: <Почему это происходит?> На первый вопрос отвечает любой член первой команды, его ответ может быть дополнен представителями этой же команды. Если ответ дан правильно и исчерпывающе, команда получает максимальную оценку - 2 балла. За удачное дополнение ответа, сделанное членом другой команды, эта команда получает 1 балл. Второй вопрос адресуют второй команде и т. д.

III . После этого один из членов жюри рассказывает об истории создания электромагнита.

IV . Конкурс капитанов - решение экспериментальных задач. Задачи задают с помощью набора самодельных дидактических кубиков. Формулируются они в таком стиле: составьте из кубиков схему электрической цепи, в которой есть источник тока, лампочка, амперметр, вольтметр и ключ; на обратной стороне блока кубиков прочитайте условие задачи, например: <Соберите по полученной схеме цепь. Измерьте силу тока в ней и напряжение на лампе. Вычислите мощность, потребляемую лампой>. Набор дидактических кубиков состоит из шести штук. Кубики имеют размеры 5 х 5 х 5 см и склеены из картона учащимися. Три грани каждого кубика представляют части электрической схемы, а оставшиеся три части - часть задачи. Для удобства использования кубики помещены в коробку без крышки с прозрачным дном,

V . Пока капитаны делают свою работу и оформляют ее на доске, один из членов жюри рассказывает о принципе борьбы с магнитными минами, применявшимися в годы Великой Отечественной войны, и о размагничивании наших кораблей.

VI . Конкурс <Реши расчетную задачу>. Все учащиеся индивидуально решают на заранее приготовленных листах задачу, условие которой записано на доске: <Мощность электродвигателя 3 кВт, сила тока в нем 12 А. Определите напряжение на зажимах электродвигателя и его сопротивление>. На решение Отводится 5 мин. По истечении времени члены жюри проверяют листки и выставляют оценки по трехбалльной системе: 2, 1,0. Учащиеся записывают в тетрадях лучший вариант решения.

VII . Пока жюри подсчитывает баллы, полученные командами, третий член жюри рассказывает об электромагнитных явлениях в природе.

VIII . Конкурс <Знаешь ли ты формулы, по которым решают задачи на электричество?>. Он проводится с помощью либо самодельной электровикторины, либо игрового кубика. Электровикторина - это коробка, внутри которой собрана электрическая схема (рис. 35, а); передняя панель (рис. 35, б) имеет ряды гнезд, съемные карточки, а вверху лампочку, соединенную внутри коробки с батарейкой, от этой цепи лампочка - батарейка отходят длинные мягкие провода, оканчивающиеся штырями. Слева на панели - карточки с вопросами (например: по какой формуле вычисляют мощность тока?), справа в беспорядке, но в соответствии со схемой - ответы на них (например: N - IU ). Конкурс проходит так. Члены команд, например, первые номера, подбегают к демонстрационному столу (каждый - к своей электровикторине), вставляют один штырь в левое гнездо ? 1, читают помещенный рядом вопрос, ищут справа ответ и вставляют в его гнездо второй штырь от провода. Если ответ дан (выбран) правильно, то лампочка загорится. За верные ответы начисляются баллы, за неверные - нет. Затем к столу бегут вторые члены команд и аналогично отвечают на вопрос ? 2. Процесс повторяется.

Рис.35

IX . Подведение итогов (делает председатель жюри).

В заключение - несколько слов о достоинствах урока. Сочетание коллективной и индивидуальной форм работы разнообразит обучение, улучшает психологический климат в классе, создает ощущение свободы и одновременно здоровый дух соревнования.

 

Урок-соревнование можно организовать как второй этап повторения темы, где ученики должны применить свои знания к незнакомой ситуации (на первом этапе, проходящем на предыдущем занятии, вспоминаем определения, решаем задачи).

Звенья (по 5 человек) состязаются, кто лучше выполнит творческие задания двух типов.

1) На демонстрационном столе - репродукции художественных картин, фотографии скульптур. Каждое звено выбирает одну репродукцию и ищет в ней физику. По результатам находок составляет рассказ.

Например, глядя на картину <Бурлаки на Волге>, ребята говорят о сложении сил бурлаков, о роли трения, сравнивая движение по воде и по земле, о характере движения (скорости). Анализируя фотографию памятника Петру I в Санкт-Петербурге (<Медного всадника>), они отмечают, что памятник имеет широкий камень-опору, который уменьшает давление на почву и как следствие ее осадку.

2) Каждому звену выдается книжка со сказками. В нужном месте - закладка и пометка. Задача: прочесть название сказки, отмеченный фрагмент, найти в нем физику и объяснить событие или явление, о котором там идет речь.

Например, в русской народной сказке <Иван Быкович> отмечен отрывок: <...Иван Быкович пошел по жердочке, а царица - золотые кудри про себя и говорит: <Легче пуху лебединого пройди!> Иван Быкович прошел - и жердочка не прогнулась...> Пояснение: <Герой благодаря заклинанию царицы стал легким, поэтому он не оказал давления на жердочку и не было ее деформации>.

Все ответы оцениваются. Если в них есть неточности или сказано не все, другие учащиеся исправляют и дополняют, набирая этим очки своему звену.

Чем хорош такой урок? Тем, что здесь ученикам все ново, что есть связь учебного материала с искусством, что ребята могут высказать свое мнение и свои доказательства.