6. Урок-пресс-конференция

Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.

Урок-пресс-конференция проводится с целью изучения нового материала и организуется так.

Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: физиков-теоретиков, математиков, инженеров, экспериментаторов, историков. Специалистов одного профиля может быть несколько. Возглавляют их консультанты. Далее провожу общий инструктаж консультантов, и те начинают готовить свои подгруппы. Это предопределяет самостоятельность учащихся: ведь каждый, познакомившись в ходе рассказа учителя с темой в целом, далее сам изучает по литературе детально свою часть. Например, к уроку в XI классе по теме <Фотоэффект и его применение> (2 ч) историки изучали биографию А. Г. Столетова, инженеры - применение фотоэффекта и т. д. Представители прессы тоже делятся на аналогичные специальностям профили и в соответствии с ними готовят вопросы, например по истории открытия фотоэффекта, его теории, формулам, практическому применению.

При проведении урока на столе перед каждой группой прессы ставят табличку с названием представляемой газеты. К концу конференции должен быть выпущен номер газеты, придуманы для нее название и рубрики. Можно воспользоваться рубриками одной из центральных газет, Например газеты <Правда>: <Мир восьмидесятых> (здесь поместить рассказ о новых применениях фотоэффекта), <Факт и комментарий> (здесь возможна заметка об открытии фотоэффекта и его объяснении и т, д.).

План урока

I . Выступления представителей групп: 1) экспериментаторов - с демонстрацией опыта по фотоэффекту; 2) историков - об открытии явления фотоэффекта и биографии ученого, его осуществившего; 3) теоретиков - о теории фотоэффекта (на качественном уровне); 4) математиков - о математической записи законов; 5) инженеров - об устройстве фотоэлемента и его применении.

II . Вопросы прессы выступающим (их задают после каждого сообщения).

Ш. Оформление газет в группах.

IV . Смотр-конкурс газет. Итоги пресс-конференции.

Я считаю, что урок, построенный так, учит самостоятельности мышления, вырабатывает умения выступать перед большой аудиторией, работать с литературой, дает возможность самостоятельно готовить и проводить эксперимент, воспитывает чувство ответственности и, кроме того, позволяет за малый промежуток времени изучить большой материал. Ребят привлекает это; нравится им также использование на одном занятии разнообразных по характеру материалов: теоретических, практических, исторических. Как показала практика, урок интересен всем учащимся: они работают на нем эффективно.

Уроки-пресс-конференции другого типа проводятся после изучения темы с целью повторения и обобщения материала. За несколько дней до такого урока делится класс на 5-6 рабочих групп журналистов; очень важно, чтобы они были примерно одинаковыми по уровню подготовки. Самостоятельно или вместе с учащимися выбираю специалистов, приглашаемых в пресс-центр (4-5 человек). Знакомят всех с предстоящей им работой, для чего вывешивается таблица 13.

Если в классе впервые проводится урок-пресс-конференция, то учат заранее подбирать и составлять вопросы. Каждая группа журналистов готовит вопросы самостоятельно; при этом могут использоваться сборники задач по физике, учебные пособия. Чтобы не происходило дублирования, сразу определяем область интересов отдельных групп. Например, к пресс-конференции по теме <Рентгеновские лучи> первая группа готовит вопросы об использовании рентгеновских лучей в народном хозяйстве (она представляет журнал <Наука и жизнь>), вторая группа - об их использовании в науке (она представляет журнал <Экспериментальная и теоретическая физика>), третья - о рентгеновской астрономии (представляет журнал <Земля и Вселенная>), четвертая - <Рентген - благородный рыцарь медицины> - об использовании рентгеновских лучей для диагностики заболеваний и их лечения (представляет журнал <Здоровье>), пятая - об истории открытия этих лучей (представляет журнал <Вопросы истории естествознания и техники>) и т.д.

К началу пресс-конференции кабинет физики празднично украшен: на стенах - плакаты с высказываниями великих людей, например <Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания> (И.-В. Гете).

Столы расставлены так, чтобы каждая группа журналистов могла работать самостоятельно. На каждом столе установлен на подставке флажок с названием газеты или журнала, который представляет репортер. За столом пресс-центра - ученики, играющие роль специалистов: инженера, физика-теоретика, астронома, врача-рентгенолога, историка физики (готовятся к этому заранее, читают книги, статьи).

Начинается пресс-конференция со слов приветствия в адрес участников. Далее сообщается ее тема (для гостей) и общий круг вопросов, которые будут рассмотрены. Затем - представление специалистов и прессы, информация о плане работы. План следующий: 1) ответы специалистов на вопросы представителей газет и журналов - 45 мин; 2) перерыв - 10 мин; 3) просмотр диафильма - 5 мин; 4) оформление редакционных заданий - 20 мин; 5) отчет о проделанной работе (чтение заметок) - 15 мин; 6) подведение итогов, т.е. выступление жюри - 5 мин.

Группы задают вопросы в порядке очередности. Вопрос обычно начинается словами: <Читателей нашего журнала интересует вопрос...> или <В редакцию нашего журнала пришло письмо с просьбой объяснить следующее явление...>. Отвечают на них специалисты. Журналисты выслушивают ответы и делают в своих блокнотах записи. Потом тут же в отведенное для этого время (час выполнения редакционных заданий) они должны написать статьи или заметки в свой журнал или газету, а художники их оформить. Каждый из группы занят своим делом: кто-то пишет ответ на первый вопрос, кто-то - на второй, кто-то подбирает рисунки и т. д. В распоряжении ребят находятся фломастеры, клей, белая и цветная бумага, старые журналы. Заметка, статья должна точно отразить рассматриваемую тему, правильно и в увлекательной форме передать содержание полученных ответов и, конечно же, иметь интересное название, например <Невидимые Х-лучи>. Написанные заметки зачитывают, чтобы жюри (учителя, лучшие ученики, иногда и шефы-производственники) могло оценить их. При этом обращается внимание не только на смысл, но и на оформление. Вот почему все ученики, входящие в журналистские группы, заняты делом. В этот <тихий час> специалисты готовят заглавие газеты и ее полотно. Лучшие по оценке жюри материалы прикрепляют булавками к листу - получается экспресс-выпуск интересной и красивой газеты. Подразумевается, что вторые экземпляры своих статей журналисты вышлют в пославшие их редакции.

Подобные уроки-пресс-конференции мы уже проводили по темам <Свойства жидкостей>, <Применение и учет деформаций> и т. д.

При всей эффективности уроков-пресс-конференций их следует проводить не чаще чем 4 раза в учебном году и стараться разнообразить.

Иногда мы проводим их так, как рассмотрено выше: журналисты пишут заметки по материалам пресс-конференции и выпускают газету. Иногда поступаем иначе: пресса готовит устные сообщения, с которыми затем выступает в параллельных или младших классах. В этом случае оценку работам выставляют слушатели.

Организуем мы и межпредметные уроки-пресс-конференции. Например, прошли такие конференции по темам <За безъядерный мир и выживание человечества>, <Планета и цивилизация в опасности!>. Готовили их учителя физики, обществоведения, истории, биологии.

Был у нас и другой вариант межпредметной пресс-конференции - на тему <Электрический ток в газах>. Класс разделили на журналистов-литераторов, историков, физиков, биологов. В этом случае вопросы специалистов задаются по-разному: с помощью отрывков из художественных произведений, рассказов о событиях давно минувших дней, физических опытов, фактов или рисунков, связанных с растительным или животным миром. Ответы же все даются с точки зрения физики. Привожу примеры задаваемых вопросов.

Вопрос журналиста-литератора: <У М. Горького в рассказе <Старуха Изергиль> есть такие слова: <С моря поднималась туча - черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет. Она ползла в степь... Воздух раздражал нервы странным запахом, щекотавшим ноздри... На месте луны оставалось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное...> Что это за таинственные огоньки?

Вопрос журналиста-физика: <Почему разряжается заряженный электрометр, если он находится вблизи горящей горелки, пламя которой на него направляет фен?> (Ассистент демонстрирует опыт.)

Вопрос журналиста-биолога: <В чем заключается сеанс электролечения, изображенный на старинной гравюре?> (Ассистент демонстрирует рисунок из кн.: Манойлов В.Е. Электричество и человек. - Л.: Энергия, 1975. - С. 70.)

Большими образовательными возможностями обладают, как я убедилась, уроки решения задач, проведенные в форме пресс-конференции. В простейшем случае организация их такова: дается задача средней сложности или комбинированная. Ученики начинают ее решать и в индивидуальном порядке задают приглашенным специалистам из пресс-центра вопросы, заслушивают ответы. За несколько минут до конца урока ведущий дает краткий анализ результатов и основных допущенных ошибок. Вот примеры задаваемых вопросов: на какие, с вашей точки зрения, простые явления может быть разложен описанный в задаче процесс? Объясните, как определить ... (следует название физической величины).

Проводя разного вида уроки-пресс-конференции, я поняла, что они как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта (и физика, и лирика).