Этот тип урока тоже олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности обсуждений.
Диспут - это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута. Главная ценность этого урока состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников. Но такие уроки позволяют решать и многие другие педагогические задачи. Во-первых, они вовлекают в непринужденный, живой разговор учеников и этим помогают избежать формализма в знаниях. Во-вторых, учат высказывать свое мнение и обосновывать его. В-третьих, приучают к диалогу, т.е. обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы, а это все важно для нас сейчас в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений. В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту ученик повторяет пройденное и читает дополнительную литературу. В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.
Уроки-диспуты только еще входят в практику школ. Сложность их организации состоит в том, что педагогу нужно иметь достаточную эрудицию, чтобы поддерживать спор и направлять его в нужное русло. Мы долгое время любую информацию воспринимали как истину и привыкли к этому, у нас не выработаны критический подход и культура диалога, наконец, мы не умеем правильно формулировать темы диспута. По этим причинам попытка организовать урок-диспут оканчивается чаще всего проведением урока-конференции с традиционными сообщениями.
Итак, на какие конкретно темы можно организовать уроки-диспуты по физике? С учетом сказанного выше это следующие темы: <Трение - вредное или полезное явление?>, <Инерция - друг или враг?>, <Электрические заряды - помощники на производстве или вредители?>, <Свет-волна или поток частиц?>, <Можно ли достигнуть скорости больше скорости света?>, <Нужно ли развивать атомную энергетику?>, <Космические исследования - необходимость или дорогостоящая блажь?> и т. д. Уроки-диспуты лучше всего проводить как заключительные, повторительные, но можно вести и при изучении нового материала.
Рассмотрим урок-диспут в выпускном классе, относящийся к теме последнего занятия-<Физика и научно-техническая революция>. Его проблема сформулирована так: <Научно-технический прогресс - это благо для человечества или трагические шаги к гибели?> На нем затрагивается и обсуждается спектр вопросов, перечисленных в первой графе таблицы 10. Эта же таблица показывает, как подбирается материал.
Материал для рассмотрения на диспуте и его анализ |
||||
Достижение |
Результат достижения |
|||
положительный |
отрицательный |
|||
1 |
2 |
3 |
||
Создание мощной землеобрабатывающей техники |
Быстрая и высокопроизводительная обработка почвы |
Вредные воздействия на почву высоких давлений и как следствие ее эрозия |
||
Строительство ГЭС-гигантов |
Большая выработка электроэнергии, столь необходимой для народного хозяйства |
Затопление огромных сельскохозяйственных и пастбищных территорий, разрушение природных ландшафтов, вредные экологические последствия |
||
Сооружение АЭС |
Удовлетворение все возрастающих потребностей народного хозяйства в электроэнергии |
Угрожающая жизни радиационная опасность в случае аварии; нерешенная проблема безопасного получения, транспортирования, захоронения отходов |
||
Космические исследования |
Создание спутников связи и метеоспутников, обеспечивающих всемирную радио- и телесвязь, прогнозы погоды |
Отрицательное воздействие на озонный слой атмосферы, приводящее к образованию в нем <дыр>; большие денежные затраты |
||
Изучение атома и овладение его энергией |
Разработка атомных технологий для производства разных промышленных материалов, создание радиационных приборов для управления производством |
Создание атомного оружия, способного уничтожить все живое на Земле |
||
Конструирование реактивных двигателей и ракет |
Создание реактивного миномета <Катюша>, наводившего ужас на фашистов в годы минувшей войны. Запуск ИСЗ-метеорологических, навигационных, связи. Появление реактивных самолетов-скоростных пассажирских воздушных лайнеров |
Создание современного ракетного вооружения-смертоносного с неограниченным радиусом действия, представляющего опасность для всей земной цивилизации |
||
Конструирование механических станков, машин, инструментов |
Производство различных, нужных человечеству товаров и материалов, облегчение трудовых операций |
Вредное влияние порождаемых при их работе вибраций и шумов на здоровье человека |
||
Изучение оптического когерентного излучения |
Создание лазеров и их использование в медицине, строительстве, для обработки сверхтвердых материалов |
Создание всепроникающего смертоносного лазерного оружия |
||
Разработка новейшей техники |
Обеспечение высокого качества и большого количества товаров, скоростное передвижение |
Стоит дорого: для выпуска требуются дефицитные материалы, а для управления - высокообразованные специалисты; часты аварии и человеческие жертвы |
Для подготовки к уроку учащиеся знакомятся с рекомендуемой литературой (названа ниже) и сами находят дополнительную, т.е. такую, в которой освещаются положительные и отрицательные аспекты развития атомной физики и энергетики, гидроэнергетики, реактивной и лазерной техники, машиностроения и т. д. Класс делят заранее на два противоборствующих лагеря: оптимистов (сторонников энергичного, <без оглядки> наступления научно-технического прогресса, притом прогресса любой ценой) и пессимистов (людей, видящих негативные явления, сопровождающие научно-технический прогресс, и призывающих развивать его вдумчиво, осмотрительно). Каждый лагерь разбивают на группы специалистов: атомщиков, гидроэнергетиков, ракетчиков, лазерщиков, машиностроителей и т. д. В обоих лагерях набор специалистов по профилю должен быть одинаков. Специалисты-оптимисты подбирают примеры, факты и аргументы, связанные со своей профессией и свидетельствующие о пользе для человечества проведенных исследований, выполненных технических разработок. Специалисты-пессимисты ведут отбор фактов и аргументов, доказывающих негативные аспекты или последствия научно-технических работ своего профиля. Кроме того, каждая группа готовит 1-2 <каверзных> вопроса своим оппонентам, такие, чтобы пришлось искать новые доказательства в защиту своей точки зрения.
Для ведения урока избирается такая схема. Сначала выступает специалист какого-то профиля из лагеря оптимистов (он сообщает, например, какие блага дало человечеству развитие ракетной техники), потом в диалог вступают специалисты этого же профиля, но из лагеря пессимистов (они, например, говорят о создании ракетно-ядерного оружия, накоплении его сверх разумных пределов и о грозящей от этого миру смертельной опасности). Они задают друг другу вопросы, выслушивают ответы, соглашаются или спорят, приходят к общему мнению. Затем в дискуссию вступает вторая па pa групп специалистов, например гидроэнергетики-оптимисты и гидроэнергетики-пессимисты; процедура повторяется. В конце ведущий подводит итог дискуссии. Полезно предложить учащимся (в начале урока) записывать факты, содержащиеся в высказываниях, в таблицу, аналогичную приведенной выше. Для этого дают ее форму. Дома по этим материалам нужно написать сочинение и сделать вывод.
Горбачев М. С. За безъядерный мир, за гуманизм международных отношений.- М.: Политиздат, 1987.-С. 3-5.
Ускорение и наука в Сибири/Коммунист.- 1987.-N 17 (о нравственных и экологических проблемах сооружения ГЭС-гигантов).
Для чего нам космос?//Литературная газета.-1989.-26 апр.
Техника: исчерпан ли кредит дове-рия?//Известия.-1988.-4 сент.
Легасов В. Проблемы безопасного развития техносферы//Коммунист -1987.-N 8.
<Мой долг рассказать об этом...>: Из записок академика В. Легасова//Правда.- 1988.-20 мая (анализируются технические и технологические предпосылки чернобыльской аварии).
К о п тю г В. Экология: От обеспокоенности - к действенной политике//Коммунист.- 1988.-N 7.
Куркин Б.А. Смерть на временном хранении//Московский комсомолец.-
1988.-10 ноября (анализируется проблема безопасности добычи и транспортировки топлива для АЭС).
АЭС: Взгляд в будущее//Известия.- 1988.-14 янв.
Армянская АЭС закрывается//Изве-стия.-1989.-11 янв.
Убивающий миф//Юность -1989.-N 1 (рассматривается вопрос: <Может ли атом быть мирным?>).
Еще об одном уроке-диспуте , посвященном изучению нового материала, рассказывает его автор- учительница 43-й средней школы г. Москвы Е. В, Эткина.
Такого типа урок провела на тему <Производство атомной энергии>.
Для подготовки к занятию класс поделила на ряд групп по 4-5 человек - ученых-физиков, инженеров-практиков, экспертов, экологов, врачей, экономистов, энергетиков, журналистов. Каждой группе, кроме последней, дала задание: подобрать литературу, разобраться в проблеме производства атомной энергии с точки зрения специалиста данного профиля, причем искать материал предложила и <за>, и <против> развития атомной энергетики. При этом подсказала, что можно пользоваться не только учебными и научно-популярными изданиями, но и материалами газет, журналов, например статьями в журналах <Юность>, <Химия и жизнь>. Журналисты же должны подготовить по одному <каверзному> вопросу представителю каждой группы, чтобы выявить важнейшие проблемы. За 2-3 дня до урока провела консультации, выявила готовность групп, ответила на вопросы.
Урок шел так. Сначала физики рассказали о физических основах цепной реакции (этим мы фактически кратко повторили материал предыдущего занятия) и доказали ее принципиальную возможность в природном уране. Затем выступили инженеры, которые говорили о том, как эту реакцию осуществить практически, т. е. объяснили устройство атомного реактора, используя плакаты и кадры диафильма. Экономисты-энергетики раскрыли финансовую <выгоду> сооружения атомных электростанций и подтвердили свои слова расчетами. После этого журналисты задали представителям групп вопросы. К обсуждению была приглашена группа экспертов, которая рассказала о причинах аварии на Чернобыльской АЭС и вскрыла ряд отрицательных особенностей этого вида электростанций. Далее в дискуссию вступили медики и экологи; они, привлекая материалы периодической печати (о строительстве АЭС в Крыму, сейсмических районах Армении, густонаселенных зонах и т.д.), выявили <слабые стороны> АЭС и пробелы в выступлениях инженеров и экономистов. Потом перед инженерами они поставили вопрос о технике безопасного захоронения отходов и о процессе закрытия атомных реакторов. Отметив, что есть много <за> и много <против> атомной энергетики, журналисты сформулировали проблему: каких доводов больше и что <перетягивает>? Выслушали мнения специалистов. Затем представители прессы, подчеркнув важность решения энергетической проблемы, подняли вопрос о термоядерной энергетике и попросили экологов и врачей сравнить по опасности атомные и термоядерные электростанции. В конце урока были показаны первые кадры кинофильма <Атомные реакторы>, который был сделан еще до аварии в Чернобыле; на его примере мы наглядно убедились, что проблемы, связанные с развитием новой отрасли техники, осознаются во всей глубине человечеством не сразу. На дом учащиеся получили задание: проанализировать устройство и работу АЭС по определенной схеме, отраженной в таблице 11.
Что рассматривается |
Факты |
Особенности |
Меры безопасности |
|
<+> |
<-> |
|||
Устройство Топливо Отходы Срок службы Стоимость Обслуживание Перспективы |
Для лучшего управления ходом диспута я выбрала себе роль журналиста, дающую мне право задавать любые вопросы. А роль ведущего исполнял ученик, которого я заранее познакомила с планом урока и проконсультировала. Должна отметить, что этот урок-диспут имел в своей первой части черты урока-конференции.