3. Урок-диспут

Этот тип урока тоже олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности обсуждений.

Диспут - это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута. Главная ценность этого урока состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников. Но такие уроки позволяют решать и многие другие педагогические задачи. Во-первых, они вовлекают в непринужденный, живой разговор учеников и этим помогают избежать формализма в знаниях. Во-вторых, учат высказывать свое мнение и обосновывать его. В-третьих, приучают к диалогу, т.е. обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы, а это все важно для нас сейчас в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений. В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту ученик повторяет пройденное и читает дополнительную литературу. В-пятых, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Уроки-диспуты только еще входят в практику школ. Сложность их организации состоит в том, что педагогу нужно иметь достаточную эрудицию, чтобы поддерживать спор и направлять его в нужное русло. Мы долгое время любую информацию воспринимали как истину и привыкли к этому, у нас не выработаны критический подход и культура диалога, наконец, мы не умеем правильно формулировать темы диспута. По этим причинам попытка организовать урок-диспут оканчивается чаще всего проведением урока-конференции с традиционными сообщениями.

Итак, на какие конкретно темы можно организовать уроки-диспуты по физике? С учетом сказанного выше это следующие темы: <Трение - вредное или полезное явление?>, <Инерция - друг или враг?>, <Электрические заряды - помощники на производстве или вредители?>, <Свет-волна или поток частиц?>, <Можно ли достигнуть скорости больше скорости света?>, <Нужно ли развивать атомную энергетику?>, <Космические исследования - необходимость или дорогостоящая блажь?> и т. д. Уроки-диспуты лучше всего проводить как заключительные, повторительные, но можно вести и при изучении нового материала.

Рассмотрим урок-диспут в выпускном классе, относящийся к теме последнего занятия-<Физика и научно-техническая революция>. Его проблема сформулирована так: <Научно-технический прогресс - это благо для человечества или трагические шаги к гибели?> На нем затрагивается и обсуждается спектр вопросов, перечисленных в первой графе таблицы 10. Эта же таблица показывает, как подбирается материал.

Таблица 10

Материал для рассмотрения на диспуте и его анализ

Достижение

Результат достижения

положительный

отрицательный

1

2

3

Создание мощной землеобрабатывающей техники

Быстрая и высокопроизводительная обработка почвы

Вредные воздействия на почву высоких давлений и как следствие ее эрозия

Строительство ГЭС-гигантов

Большая выработка электроэнергии, столь необходимой для народного хозяйства

Затопление огромных сельскохозяйственных и пастбищных территорий, разрушение природных ландшафтов, вредные экологические последствия

Сооружение АЭС

Удовлетворение все возрастающих потребностей народного хозяйства в электроэнергии

Угрожающая жизни радиационная опасность в случае аварии; нерешенная проблема безопасного получения, транспортирования, захоронения отходов

Космические исследования

Создание спутников связи и метеоспутников, обеспечивающих всемирную радио- и телесвязь, прогнозы погоды

Отрицательное воздействие на озонный слой атмосферы, приводящее к образованию в нем <дыр>; большие денежные затраты

Изучение атома и овладение его энергией

Разработка атомных технологий для производства разных промышленных материалов, создание радиационных приборов для управления производством

Создание атомного оружия, способного уничтожить все живое на Земле

Конструирование реактивных двигателей и ракет

Создание реактивного миномета <Катюша>, наводившего ужас на фашистов в годы минувшей войны. Запуск ИСЗ-метеорологических, навигационных, связи. Появление реактивных самолетов-скоростных пассажирских воздушных лайнеров

Создание современного ракетного вооружения-смертоносного с неограниченным радиусом действия, представляющего опасность для всей земной цивилизации

Конструирование механических станков, машин, инструментов

Производство различных, нужных человечеству товаров и материалов, облегчение трудовых операций

Вредное влияние порождаемых при их работе вибраций и шумов на здоровье человека

Изучение оптического когерентного излучения

Создание лазеров и их использование в медицине, строительстве, для обработки сверхтвердых материалов

Создание всепроникающего смертоносного лазерного оружия

Разработка новейшей

техники

Обеспечение высокого качества и большого количества товаров, скоростное передвижение

Стоит дорого: для выпуска требуются дефицитные материалы, а для управления - высокообразованные специалисты; часты аварии и человеческие жертвы

Для подготовки к уроку учащиеся знакомятся с рекомендуемой литературой (названа ниже) и сами находят дополнительную, т.е. такую, в которой освещаются положительные и отрицательные аспекты развития атомной физики и энергетики, гидроэнергетики, реактивной и лазерной техники, машиностроения и т. д. Класс делят заранее на два противоборствующих лагеря: оптимистов (сторонников энергичного, <без оглядки> наступления научно-технического прогресса, притом прогресса любой ценой) и пессимистов (людей, видящих негативные явления, сопровождающие научно-технический прогресс, и призывающих развивать его вдумчиво, осмотрительно). Каждый лагерь разбивают на группы специалистов: атомщиков, гидроэнергетиков, ракетчиков, лазерщиков, машиностроителей и т. д. В обоих лагерях набор специалистов по профилю должен быть одинаков. Специалисты-оптимисты подбирают примеры, факты и аргументы, связанные со своей профессией и свидетельствующие о пользе для человечества проведенных исследований, выполненных технических разработок. Специалисты-пессимисты ведут отбор фактов и аргументов, доказывающих негативные аспекты или последствия научно-технических работ своего профиля. Кроме того, каждая группа готовит 1-2 <каверзных> вопроса своим оппонентам, такие, чтобы пришлось искать новые доказательства в защиту своей точки зрения.

Для ведения урока избирается такая схема. Сначала выступает специалист какого-то профиля из лагеря оптимистов (он сообщает, например, какие блага дало человечеству развитие ракетной техники), потом в диалог вступают специалисты этого же профиля, но из лагеря пессимистов (они, например, говорят о создании ракетно-ядерного оружия, накоплении его сверх разумных пределов и о грозящей от этого миру смертельной опасности). Они задают друг другу вопросы, выслушивают ответы, соглашаются или спорят, приходят к общему мнению. Затем в дискуссию вступает вторая па pa групп специалистов, например гидроэнергетики-оптимисты и гидроэнергетики-пессимисты; процедура повторяется. В конце ведущий подводит итог дискуссии. Полезно предложить учащимся (в начале урока) записывать факты, содержащиеся в высказываниях, в таблицу, аналогичную приведенной выше. Для этого дают ее форму. Дома по этим материалам нужно написать сочинение и сделать вывод.

Литература

•  Горбачев М. С. За безъядерный мир, за гуманизм международных отношений.- М.: Политиздат, 1987.-С. 3-5.

•  Ускорение и наука в Сибири/Коммунист.- 1987.-N 17 (о нравственных и экологических проблемах сооружения ГЭС-гигантов).

•  Для чего нам космос?//Литературная газета.-1989.-26 апр.

•  Техника: исчерпан ли кредит дове-рия?//Известия.-1988.-4 сент.

•  Легасов В. Проблемы безопасного развития техносферы//Коммунист -1987.-N 8.

•  <Мой долг рассказать об этом...>: Из записок академика В. Легасова//Правда.- 1988.-20 мая (анализируются технические и технологические предпосылки чернобыльской аварии).

•  К о п тю г В. Экология: От обеспокоенности - к действенной политике//Коммунист.- 1988.-N 7.

•  Куркин Б.А. Смерть на временном хранении//Московский комсомолец.-

•  1988.-10 ноября (анализируется проблема безопасности добычи и транспортировки топлива для АЭС).

•  АЭС: Взгляд в будущее//Известия.- 1988.-14 янв.

•  Армянская АЭС закрывается//Изве-стия.-1989.-11 янв.

•  Убивающий миф//Юность -1989.-N 1 (рассматривается вопрос: <Может ли атом быть мирным?>).

Еще об одном уроке-диспуте , посвященном изучению нового материала, рассказывает его автор- учительница 43-й средней школы г. Москвы Е. В, Эткина.

Такого типа урок провела на тему <Производство атомной энергии>.

Для подготовки к занятию класс поделила на ряд групп по 4-5 человек - ученых-физиков, инженеров-практиков, экспертов, экологов, врачей, экономистов, энергетиков, журналистов. Каждой группе, кроме последней, дала задание: подобрать литературу, разобраться в проблеме производства атомной энергии с точки зрения специалиста данного профиля, причем искать материал предложила и <за>, и <против> развития атомной энергетики. При этом подсказала, что можно пользоваться не только учебными и научно-популярными изданиями, но и материалами газет, журналов, например статьями в журналах <Юность>, <Химия и жизнь>. Журналисты же должны подготовить по одному <каверзному> вопросу представителю каждой группы, чтобы выявить важнейшие проблемы. За 2-3 дня до урока провела консультации, выявила готовность групп, ответила на вопросы.

Урок шел так. Сначала физики рассказали о физических основах цепной реакции (этим мы фактически кратко повторили материал предыдущего занятия) и доказали ее принципиальную возможность в природном уране. Затем выступили инженеры, которые говорили о том, как эту реакцию осуществить практически, т. е. объяснили устройство атомного реактора, используя плакаты и кадры диафильма. Экономисты-энергетики раскрыли финансовую <выгоду> сооружения атомных электростанций и подтвердили свои слова расчетами. После этого журналисты задали представителям групп вопросы. К обсуждению была приглашена группа экспертов, которая рассказала о причинах аварии на Чернобыльской АЭС и вскрыла ряд отрицательных особенностей этого вида электростанций. Далее в дискуссию вступили медики и экологи; они, привлекая материалы периодической печати (о строительстве АЭС в Крыму, сейсмических районах Армении, густонаселенных зонах и т.д.), выявили <слабые стороны> АЭС и пробелы в выступлениях инженеров и экономистов. Потом перед инженерами они поставили вопрос о технике безопасного захоронения отходов и о процессе закрытия атомных реакторов. Отметив, что есть много <за> и много <против> атомной энергетики, журналисты сформулировали проблему: каких доводов больше и что <перетягивает>? Выслушали мнения специалистов. Затем представители прессы, подчеркнув важность решения энергетической проблемы, подняли вопрос о термоядерной энергетике и попросили экологов и врачей сравнить по опасности атомные и термоядерные электростанции. В конце урока были показаны первые кадры кинофильма <Атомные реакторы>, который был сделан еще до аварии в Чернобыле; на его примере мы наглядно убедились, что проблемы, связанные с развитием новой отрасли техники, осознаются во всей глубине человечеством не сразу. На дом учащиеся получили задание: проанализировать устройство и работу АЭС по определенной схеме, отраженной в таблице 11.

Таблица 11

Конструкция и работа АЭС

Что рассматривается

Факты
Особенности
Меры безопасности

<+>

<->

Устройство

Топливо

Отходы

Срок службы

Стоимость

Обслуживание

Перспективы

Для лучшего управления ходом диспута я выбрала себе роль журналиста, дающую мне право задавать любые вопросы. А роль ведущего исполнял ученик, которого я заранее познакомила с планом урока и проконсультировала. Должна отметить, что этот урок-диспут имел в своей первой части черты урока-конференции.