2. Урок-общественный смотр знаний

Уроки этого типа - отражение наблюдаемого в нашем обществе стремления к открытости, гласности, сопереживанию, сотворчеству. Они, как следует из их названия, своеобразная проверка знаний школьников по пройденным разделу или теме, особенность которой состоит в том, что проверка организуется с целью показать общественности - ученической организации, родителям, шефам, классным руководителям, учителям других предметов и учителям физики других школ, совету школы, - чего достигли школьники, как они овладели знаниями и умениями, предусмотренными программой, и насколько этот интеллектуальный и практический багаж связан с жизнью. (Разумеется, необязательно приглашать на смотр представителей всей названной общественности - можно ограничиться ее частью). Для смотра подбирают интересный материал и формы работы: решение задач на пройденную тему; задания, сочетающие расчеты и применение графиков; объяснение явления и проверка этого объяснения на опыте; предсказание хода явления и постановка эксперимента; объяснение явлений окружающей природы и действия техники на основе физической теории и т.д. При этом очень важна выдумка в выборе иллюстраций к занятию, например использование специальных стенгазет, карточек, диаграмм, фотоэкспозиций.

Своим опытом проведения таких уроков делятся учителя 73-й средней школы г. Москвы М. В. Дукс и Э. Л. Ицкович.

У нас в школе существует традиция: в IX классе изучение кинематики завершаем общественным смотром знаний. Он длится 60 мин и включает следующие виды работ: фронтальный опрос по теории, чтение графиков, их построение, решение расчетных задач, задач-опытов, качественных задач, физический диктант. Урок ведут ученики.

Подготовка. За две недели вывешиваем на стенде вопросы и типовые задачи. А потом - знакомая всем картина: ребята собираются на переменах перед стендом, шумно обсуждают его материалы. Делим девятиклассников на группы по 4 - 5 человек (в составе каждой-сильные, средние, слабые). Возглавляют их консультанты (выпускники или лучшие девятиклассники). Они занимаются с учениками индивидуально. Убедившись в том, что все его подопечные усвоили кинематику и научились решать задачи, консультант принимает у каждого ученика зачет по каждому виду работ, включенных в программу смотра, и выставляет оценки. При такой подготовке ребята хорошо овладевают материалом и готовятся к смотру как к празднику.

Успех урока зависит от четкой работы жюри. В него входят председатель (он же ведущий) - член ученического совета школы и 7 учеников IX - XI классов. Перед членами жюри ставим трудную задачу: за 1 ч опросить весь класс и оценить каждого ученика по семи видам заданий. При этом нужно выслушать устные ответы, проверить письменные работы и успеть выставить всем отметки до окончания смотра (как это организовать, решают они сами). Поэтому прежде всего мы добиваемся того, чтобы ребята из жюри сами отлично разобрались в материале. Вместе с нами они подбирают задачи, чертят графики, оформляют кабинет, составляют список учащихся, которые будут вызваны к доске. Последний дает возможность запланировать хорошие устные ответы, что чрезвычайно важно по ряду причин: во-первых, этот вид опроса начинает мероприятие; во-вторых, смотр - это праздник знаний, игра, которая проводится для того, чтобы заинтересовать ребят, привить им вкус к изучению физики, следовательно, опрос не должен превратиться в <избиение младенцев>; в-третьих, хороший ответ у доски снимает нервное напряжение, вызванное присутствием гостей, придает уверенность остальным ученикам.

Теперь о ходе смотра. В кабинете физики на демонстрационном столе находится оборудование для задач-опытов, по стенам развешаны большие графики, выполненные белой краской на черной бумаге. Члены жюри садятся за стол. Перед каждым - опросный лист, в котором 9 граф: 1 - фамилия, имя, отчество ученика, 2-8 - для отметок за разные виды работ, 9 - для итоговой отметки. На задних партах - гости. Ребята занимают места согласно ранее составленному плану. Начинается оргмомент (5 мин): учитель объявляет тему смотра, представляет членов жюри и гостей; ведущий поздравляет девятиклассников с окончанием первой, очень трудной темы механики, говорит о порядке проведения смотра. После этого он вызывает к доске 8 человек (на две доски) и раздает карточки с разными заданиями: на чтение и построение графиков, решение расчетной задачи, выполнение опыта (по 2 карточки каждого типа). Задачи этих же типов получают ученики, сидящие на шести передних партах (еще 12 человек). Пока ребята у доски готовятся к ответам, проходит фронтальный опрос по теории для остальных учащихся. Через 15 мин ученики, отвечавшие письменно, сдают работы и их опрашивают фронтально, а второй части класса раздают карточки с письменными заданиями. На этом заканчивается первая часть смотра; она занимает 30 мин. Затем класс пишет физический диктант (5 мин). Оставшееся время отводится на решение качественных задач. Этот этап проходит живо, многие вопросы вызывают острые дискуссии. По мере поступления письменных работ члены жюри их проверяют. За 10 мин до конца смотра жюри (кроме двоих) переходит в соседний класс, чтобы посовещаться. Когда оно возвращается, ведущий зачитывает отметки, полученные ребятами за каждый вид работы, и общие оценки. Лист с отметками вывешивают на стенде, а итоговые оценки выставляют в журнал. Смотр заканчиваемся. Гости поздравляют ребят и желают им дальнейших успехов в учебе. Учитель физики благодарит членов жюри за проделанную работу и награждает их сувенирами (книгами по физике).

Приводим примеры заданий.

I . Для фронтального опроса по теории .

Ответьте на вопросы: что такое механическое движение? Какие параметры характеризуют механическое движение, что они означают? Как вы понимаете относительность механического движения? Что называется траекторией движущегося тела? Какова классификация движений по виду траектории? В чем заключается основная задача механики? И т. д.

II . На построение графиков .

В одной системе координат постройте по два графика скорости:

1) v 0 = 2 м/с, а = 1,5 м/с 2 , v 0 - 8 м/с, а = -2 м/с ;

2) v 0 = 0, а = 1,5 м/с 2 ,

v 0 = 3 м/с, а = -0,5 м/с 2 ;

3) > 0 = 4 м/с, а = 0,

v 0 = 1 м/с, а =1,5 м/с 2 . И т.д.

III . На чтение графиков .

•  По графикам рисунка 19 определите, сколько тел двигалось и как.

•  По графикам рисунка 20 расскажите о движениях тел I и II . Что в них общее, в чем различие?

3) По графикам рисунка 21 охарактеризуйте движения и найдите пути, пройденные телами I и II за 4 мин.

 

IV . Расчетные задачи .

1) Автомобиль при торможении движется с ускорением - 0,5 м/с 2 и останавливается через 20 с после включения тормоза. Какую скорость он имел в момент начала торможения? Чему равен тормозной путь? 2) Автомобиль <Москвич>, двигаясь от остановки, через 250 м развивает скорость 72 км/ч. С каким ускорением он движется? Сколько времени длится разгон?

V . Задачи-опыты .

1) Имея из приборов только измерительную линейку, определите, через сколько времени и с какой конечной скоростью достигнет пола стальной шарик, упавший с края стола. 2) Имеются наклонный желоб, шарик, секундомер и измерительная линейка. Найдите ускорение шарика, скатившегося с вершины желоба, и скорость в конце спуска.

VI . Физический диктант .

Вместо точек вставьте недостающие слова и формулы: 1) Уравнение перемещения при равномерном прямолинейном движении ... 2) Ускорение можно найти из уравнения ... 3) Для определения мгновенной скорости, если v 0 = 0, существует формула ...

VII . Качественные задачи .

1) Часто на борту грузовика имеется надпись <Не уверен - не обгоняй>. Имеет ли эта фраза физический смысл? Какой? 2) Вертикально падающие капли дождя оставляют разные следы на стеклах окон поездов (рис. 22). Для каждого чертежа ответьте на вопрос: в каком направлении движется поезд и каков вид его движения? В чем причина различия следов А и Д? При каких условиях получается след Г?

Учительница Ракитненской средней школы Дальнереченского района Приморского края Л. В. Чечиленко рассказывает следующее.

Проводя урок-общественный смотр знаний, в состав жюри включаю директора школы, завуча, второго педагога-физика и по одному ученику из IX , X и XI классов. При такой постановке дела об уровне знаний формируется в школе широкое общественное мнение, и поэтому все ученики особенно стараются. В смотр знаний входит обычно пять видов работ. Перед началом урока каждый член жюри получает зачетный лист в виде таблицы 9.

Таблица 9

Зачетный лист

Фамилия, имя ученика Оценка за разные виды работ Итоговая оценка

Устный опрос

Работа по карточкам

Физический диктант

Экспериментальное задание

Комментирование кинофильма

Устный опрос посвящен теории, карточки содержат расчетные задачи; физический диктант предназначен для проверки знания формул и единиц измерения физических величин (даю его иногда с помощью магнитофона); комментирование выясняет умение ориентироваться в ситуации и материале, умение строить связный рассказ. Для того чтобы можно было быстро оценить работу каждого ученика класса, жюри разделено на группы: одна слушает устные ответы, другая проверяет работы по карточкам, третья оценивает экспериментальные задания и т. д. Часть учеников выполняет задания у доски, часть - сидя за своими столами, часть отвечает с мест. В течение урока каждый должен получить 3-4 оценки. На их основе жюри выводит итоговую оценку. Отметим, что начало этого урока очень похоже на то, о котором рассказали выше М. В. Дукс и Э. Л. Ицкович.

А вот опыт 28-й средней школы г. Первоуральска Екатеринбургской области. Рассказывает учитель этой школы Н. И. Корзннков.

Опираясь на высказывание В. А. Сухомлинского о том, что процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний, и зная из своей практики, что общение детей с родителями положительно сказывается на успеваемости, самостоятельности и дисциплинированности ребят, я урок-общественный смотр знаний организую при широкой помощи родителей.

Подготовку начинаю за месяц. Определив тему, разрабатываю карточки-задания для учащихся. В каждой - 2-4 пункта: 1) теоретический вопрос (отвечая на него, ученик должен показать знание закона, явления, правила, определения; подтвердить ответ примерами из практики); 2) лабораторная или практическая работа, постановка опыта (ученик должен понять цель, найти нужные приборы, сделать предложенные операции или сам решить, что делать, объяснить результаты); 3) качественная задача, связанная с производством или бытом; 4) задача на вычисление.

Подобрав первые два вопроса, решаю, кого из родителей привлеку к организации смотра. Обращаюсь к классной семейной картотеке. В ней помимо общих сведений о родителях каждого ученика - фамилии, имени и отчества, образования, места работы, специальности и должности - указаны предметы школьного цикла, которые близки папам и мамам, а также формы учебной и внеклассной деятельности, в которых они могли бы принять участие исходя из своих возможностей и интересов. Пользуясь этой картотекой, выделяю активистов. Они помогают подбирать и составлять карточки-задания типа 3 и 4, чтобы отразить в них свой профессионально-жизненный опыт.

Приведу пример карточки, сделанной с помощью родителя-газослесаря по теме <Первоначальные сведения о строении вещества> VII класса. Она включает три вопроса-задания: 1) Что такое молекула? Каково движение молекул? 2) Поставьте опыт, который докажет, что между молекулами действуют силы сцепления. 3) Известно, что природные газы не имеют запаха. Если добавить к ним несколько граммов пахучего вещества (на 1000 м 3 ), то можно быстро обнаружить газ в помещении. Почему?

Далее подготовку учащихся и их родителей веду параллельно. На очередном классном родительском собрании информирую пап и мам, как будет проходить смотр, какова его тема, в чем должна заключаться помощь взрослых своим детям; сообщаю требования к знаниям, умениям и навыкам. Учащихся объединяю в группы (каждая не более 5 человек), поскольку так удобнее родителям активно участвовать в общих делах, помогать и корректировать взаимоотношения детей. В каждой группе выбирают консультанта, обычно среднего или слабого ученика (это обязывает его разобраться в материале, чтобы оправдать доверие, дает возможность самоутвердиться при помощи родителей, которые всегда искренне хотят помочь). Консультанты сначала сдают материал учителю, а затем уже ведут работу в группе. Всячески поддерживаю проведение групповых сборов и консультаций в домашних условиях в присутствии родителей. Эмоциональная атмосфера, которую они могут создать, уют и нетрадиционная обстановка, заинтересованность и поддержка - все это пробуждает у школьников желание добротно и быстро сделать работу и выглядеть не хуже других.

В самом смотре принимает участие только часть родителей, они входят в приемную комиссию. Я инструктирую их, как вести опрос по карточкам-заданиям, приглашаю посетить уроки, где изучается соответствующий материал (родители это делают с желанием).

День смотра - праздник для всех. Класс торжественно оформлен, На доске - тема занятия, высказывания ученых о значении знаний в жизни общества и человека. Первые и последние столы покрыты красными скатертями, на них - этикетки с указанием номеров карточек, по которым здесь принимают ответы, стопки листов чистой бумаги для работы; за столами - родители-члены комиссии. На подсобных столиках - лотки с физическими приборами, лабораторным оборудованием. Предусмотрены места для приглашенных - шефов, учителей физики других школ. После приветственного слова, обращенного к детям, сообщаю порядок работы. Учащиеся подходят к главному столу и берут карточки-задания. Затем они готовятся, пользуясь средствами наглядности, которые есть в кабинете, делают опыты. По мере подготовки идут к соответствующим столикам и отвечают комиссии. Родители оценивают ответ на каждый вопрос и заполняют заранее заготовленную таблицу (в ней предусмотрена также колонка для замечаний, предложений, поощрений в адрес каждого конкретного ученика). Как правило, ставим лишь оценки <4> и <5>. Если ответ ученика слабый, дается возможность пересдать его в другое время. Урок завершает слово председателя, в котором выражено мнение комиссии о знаниях ребят.

Рассказывает учительница 1-й средней школы г. Суоярви (Карелия) Л. Н. Трофимова.

Организуя урок-общественный смотр знаний, тоже привлекаю родителей учащихся. На родительском собрании знакомлю их с целью и ходом смотра, кратко излагаю им содержание учебного материала, чтобы они были в курсе дела, прошу подобрать или придумать интересные вопросы по теме, которые можно будет на уроке предложить ученикам. Родительские вопросы задают только после того, как они четко сформулированы (до этого их никто, кроме автора, не знает), приняты группой экспертов, которая должна их одобрить. Урок-смотр знаний у нас проходит как соревнование команд класса. Еще одна особенность: при подготовке каждая команда может выбрать себе консультанта по желанию из числа родителей или старшеклассников. Вариант урока-общественный смотр знаний описан и Т. И. Туркот в главе II , 17. Этот урок строится как творческий отчет ребят.