16. Комплексно-творческий урок

На таком занятии учащиеся выполняют 2-3 разных по характеру творческих дела.

Уроки этого типа проводятся 2-3 раза в год, так как они пользуются популярностью у ребят, знакомых с разнообразной информацией и не любящих занятий с репродуктивными видами работ. Один из них - урок в XI классе на тему <Генерирование и передача электрической энергии>. Его цель - повторить и систематизировать в ходе творческой деятельности материал; продолжить формирование мировоззрения, рассмотрев вопрос о ступенях познания, о роли практики в этом процессе (практика - цель познания и критерий истины) и бесконечности познания.

Этапы урока: 1) вводное слово учителя - 5 мин; 2) творческая работа групп - 10 мин; 3) обсуждение деятельности групп и философские выводы - 25 мин; 4) подведение итогов - 5 мин.

Класс делят по принципу добровольности на 5 трупп. Каждая получает задание: группы © 1 и © 2 составляют кроссворд по теме урока, группы © 3 и © 4 готовят физический аукцион, группа © 5 пишет план киносценария учебного кинофильма. Каждой группе выдается также карточка с указаниями к работе (они разложены на учебных столах с табличками, где проставлен номер группы; там же выставлены необходимые приборы).

На карточках для групп, составляющих кроссворд, написано: <Вы должны: 1) пользуясь учебником физики, выделить четыре-пять терминов - названий физических явлений, которые лежат в основе генерации и передачи электрической энергии; 2) составить из них <сетку> кроссворда; 3) сформулировать в научном или шуточном стиле определения этих явлений, т.е. вопросы для разгадывания кроссворда. Для оформления задания дается прозрачная пленка, фломастеры, линейка. Проекцию пленки осуществите через кодоскоп>.

На карточках для групп, готовящих физический аукцион, такое указание: <Вы должны: 1) придумать по два задания, отражающих главное в теме и имеющих несколько равнозначных ответов (например: назовите физические законы, лежащие в основе генерирования и передачи электрической энергии; перечислите физические приборы и устройства, используемые на всех типах электростанций); 2) подготовить <цепи> ответов на каждое задание и 3) провести аукцион, предлагая свои задания конкурирующей группе. Знайте, что аукцион оканчивается, если никто не может продолжить перечисление ответов, пока ведущий считает до трех>.

Группу киносценаристов ждет такое разъяснение: <Ваша задача - написать план киносценария учебного кинофильма <Развитие энергетики в России> и продумать его <зрительный ряд>, т.е. то, что будет в кадрах. Вы можете выбрать любой стиль работы: серьезный или шуточный, сделать свой фильм документальным, художественным, мультипликационным. Единственное требование - чтение плана не должно превышать 3 мин>.

Для проведения урока в его начале образую жюри из двух-трех человек, которое будет оценивать работу групп и подводить итоги. Пока группы готовятся, жюри совместно с учителем продумывает систему оценок, которую и объявляет. Можно, например, оценивать играющих так: ведущим игру - по 2 очка, ответ с места при разгадывании кроссворда или в аукционе - 1 очко, последний ответ в аукционе - 2 очка. Если ученик набрал более 6 очков, ему ставят две <пятерки>; если 4 или 5 очков - то оценку <5>; если 2-3 очка - <4>. Очки групп суммируются; выигрывает команда, набравшая больше очков.

Должна отметить, что многое в ходе урока зависит от подбора заданий для аукционов. Лучшими вариантами их считаю приведенные ниже и, строя свой дальнейший рассказ, имею в виду именно их.

Задания для аукциона, придуманные группой 3: 1) назовите физические законы, лежащие в основе генерирования и передачи электрической энергии; 2) перечислите физические приборы и устройства, которые используют во всех типах электростанций.

Задания для аукциона, предложенные группой 4: 1) назовите имена ученых, внесших заметный вклад в развитие электроэнергетики; 2) укажите направления развития электроэнергетики, которые ныне считаются перспективными.

Начинается третий этап урока - соревнование. По очереди выступают ведущие кроссвордов и аукционов. Полученные ответы фиксируются в тетрадях учащихся следующим образом:

Кроссворд-1: электромагнитная индукция, самоиндукция, ферромагнетизм, нагревание проводников электрическим током.

Аукцион-1: 1) закон Ома, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции и т.д.; 2) генератор, трансформатор и т. д.

После этого наступает минута подведения промежуточных итогов (в работу вступает жюри), а классу задаю вопрос: <Какая философская схема находит подтверждение в наших записях?> Ответ: <Ступени человеческого познания (<От живого созерцания к абстрактному мышлению...>)> обсуждается, и названия этапов записываются учителем напротив названных конкретных примеров. Затем проводится аукцион-2, заслушивается и обсуждается план киносценария. Жюри еще раз подводит итоги. Следует еще одно философское обобщение - о роли практики в процессе познания. В заключение слово вновь предоставляется жюри для подведения итогов и объявления оценок, а потом все желающие могут высказаться по поводу проведенных конкурсов.

Методические замечания : 1) Можно самому сформулировать задания для аукционов; тогда на уроке будет только два вида творческих работ ребят, но больше шансов прийти к ответам, которые нужны для философских обобщений. 2) Если не планировать философские обобщения, то можно смело предлагать все три вида творческих работ. 3) Если урок сдвоенный, то после ознакомления с планом самодельного кинофильма можно показать аналогичного названия учебный кинофильм промышленного производства или фрагмент из него и попросить учеников провести сравнение материалов.