13. Урок-сочинение

Уроки этого типа являются, как правило, повторительными и основываются на изученном материале. Они помогают связать физику и лирику, т.е. знания по физике со знаниями по родному языку и литературе, так как, для того чтобы написать сочинение, нужно не только владение фактическим материалом (физикой в данном случае), но и умение грамотно выражать мысли.

Такие трюки с различными вариантами их подготовки и организации помогают всколыхнуть наименее активную часть учеников, дают возможность всем творчески поработать, помогают учить ребят выделять главное в материале, мыслить, давать анализ прочитанному, развивают интерес к научно-популярной литературе по физике.

Сочинения, как правило, пишут по предложенным мной темам и планам. Планы бывают облегченные или усложненные - все зависит от класса, уровня его подготовки. Иногда поступают иначе: дают задание на дом - подготовить свой простой план сочинения; на уроке в течение 5-7 мин мы обсуждаем все проекты и вырабатываем один общий план или несколько их вариантов (кто какой хочет, может выбрать). Медленно ведут ребят к тому, чтобы они сами писали развернутые планы для своих сочинений. Как бы ни был составлен план, он всегда должен включать творческую часть в любом ее виде.

Расскажу об одном уроке-сочинении в IX классе на тему <Закон всемирного тяготения>. Цель его - выявить уровень усвоения закона, смысла гравитационной постоянной, значения закона для науки и техники. На уроке, предшествующем данному, предлагают план, по которому нужно подготовиться. Он таков: 1) история открытия закона всемирного тяготения. 2) Закон всемирного тяготения: а) роль массы притягивающихся тел; б) зависимость силы всемирного тяготения от расстояния между телами; в) гравитационная постоянная, ее смысл; г) формулировка закона; д) его универсальность. 3) Значение закона всемирного тяготения для развития науки и техники. 4) Творческая часть-составить самому и решить задачу на применение этого закона. Предлагают также подобрать дома эпиграф к сочинению (требование необязательное), прочесть по учебнику параграфы, относящиеся к теме, и материал по дополнительной литературе (кто какую найдет), например по Детской энциклопедии, энциклопедическим словарям юного физика, юного астронома, хрестоматии по физике, учебнику под редакцией Г. С. Ландсберга, журналу <Квант> (© 1 за 1979 г.). Советую также выписать из книг и статей несколько (2-3) интересных фактов и цитат, чтобы вставить их потом в свою работу: это оживит изложение.

(В качестве примера приведу интересный фрагмент из воспоминаний И. Ньютона, который привела в своем сочинении ученица IX класса. Ньютон писал: <...Я начал размышлять о действии тяжести, простирающейся до орбиты Луны, и, найдя, как вычислять силу, с которой тело, обращающееся внутри сферы, давит на поверхность этой сферы, я вывел из законов Кеплера... что сила, удерживающая планеты в их орбитах, обратно пропорциональна квадратам их расстояний от центров обращений; при этом я сравнивал величину силы, потребной для удержания Луны на ее орбите, с силой тяжести на поверхности Земли и нашел между ними приблизительное равенство... В это время я пережил лучшую пору своей юности...>)

Урок-сочинение начинается так. Ребята входят в класс. На доске - портрет И. Ньютона и план сочинения. На демонстрационном столе - муляж яблока, рисунок весов Кавендиша я его, опыта, теллурий, две гири: одна массой 500 г, другая - 5 кг.

Раздаю тетради для контрольных работ (они хранятся в кабинете), и ребята приступают к делу; 45 мин они трудятся. Преподаватель ходит между рядами. Отовсюду слышу вопросы типа: можно я про открытие Нептуна напишу? Глаза блестят, всех охватывает вдохновение и волнение. Кто лучше напишет? Кто лучше составит задачу? Результаты, как правило, бывают хорошими. Сочинение проверяю не только преподаватель физики, но и преподаватель русского языка.

Темы для уроков подобного типа можно предложить следующие: <Трение в природе и технике> ( VII класс); <Возможна ли жизнь без электричества?> ( VIII класс); <Основная задача механики>, <Мощность>, <Механизация производства> ( IX класс); <Точка росы>, <Закон Кулона>, <Диэлектрики в электростатическом поле и их применение>, <Электромагнитная индукция и развитие техники> ( X класс); <Автоколебания>, <Оптические явления на службе у человека>, <Путешествие по шкале электромагнитных волн> ( XI класс).

В VII и IX классах после трех-четырех недель изучения физики можно дать учащимся задание: написать сочинение. В нем нужно связать в рассказ 10 (иногда 5) случаев, где встречается то или иное физическое явление, с которым они познакомились на уроках физики (например, семиклассник может затронуть в сочинении строение вещества, диффузию). Дети такого возраста еще любят, сказки, фантастику, поэтому в сочинении могут отразить это. Есть еще два условия. Первое - сочинение должно быть написано в форме логического рассказа (например, о путешествии на какой-то объект, в частности космический, о прогулке за город, о поездке в гости и т.д.). Второе - надо не только сообщить в ходе повествования о физических явлениях, Но и объяснить их, а в скобках или на полях назвать.

Оценивают сочинения по многобалльной системе: по 2 балла - за каждый пример, причем учитываю также логику мысли, удачно ли вписан пример в текст, как объяснен. Такая система позволяет тоньше оценивать творчество ребят. Учащимся она интересна своей необычностью.

Есть и еще вариант организации: на доске записываем примерный перечень физических явлений и фактов, которые желательно отразить. Из общего списка каждый ученик выбирает то, что захочет, и самостоятельно вставляет это в свое индивидуальное сочинение, по своему усмотрению обыгрывая материал.

Ребята, как правило, пишут сочинения с удовольствием. Преподавателю же эти работы служат хорошей информацией для изучения их развития, способностей и логического мышления.

Очень интересно и живо проходит на следующем занятии чтение сочинений или отрывков из них. Это еще один способ нестандартного повторения и закрепления материала.