10. Урок-физический аукцион

Он заключается в публичной <продаже с молотка> простых предметов обихода. Продажу осуществляют за физические знания-ответы (а не за деньги), и <купившим> вещь считается тот, кто последним даст ответ. Предметы для продажи подбирают так, чтобы для них можно было предложить <цепочку> ответов; тогда последний будет самым трудным и поэтому самым дорогим. Урок привлекает внимание ребят своей необычной формой. Его методическая ценность: он учит видеть физические явления и закономерности в окружающей жизни. Так как в ходе этой игры давать подробно обоснованные ответы не удается, уроки-аукционы наиболее целесообразны в VII и VIII классах, а также на I курсе ПТУ.

Организовать урок-аукцион можно следующим образом .

Обычно это повторительный урок с упором на показ практической значимости изученных вопросов. Готовят и ведут его участники физического кружка. Именно они организуют приобретение предметов для распродажи, придумывают костюмы для ведущих, записывают музыку, подбирают необходимый реквизит: гонг (металлический поднос), деревянный молоточек, детский волчок (юла) с прикрепленной к нему стрелкой, призы и т.д.

Вот как прошел урок, посвященный молекулярной физике и тепловым явлениям. Разыгрываемыми предметами были мыло, зубной порошок и зубная щетка, пластилин, конфеты-леденцы, тетрадь с промокашкой, пластмассовая линейка, простой карандаш, краски, детские воздушные шарики, игрушка для получения мыльных пузырей, сапожный крем, спички, булочка в полиэтиленовом пакете.

План урока : 1) вводное слово преподавателя, представление ведущих; 2) объяснение правил аукциона; 3) повторение основных вопросов пройденного раздела курса физики; 4) распродажа первых восьми вещей; 5) музыкальная пауза; 6) продолжение распродажи; 7) музыкальная пауза; 8) подведение итогов.

За демонстрационным столом расположились двое ведущих в придуманных ими костюмах. На втором столе рядом вокруг волчка разложены продаваемые предметы; ими ведает ведущий.

Перед началом урока звучит легкая музыка. Она смолкает, и преподаватель проводит фронтальное повторение материала, задавая вопросы такого типа: из чего состоят все вещества? Каковы основные положения молекулярно-кинетической теории? Чем отличается строение твердых тел, жидкостей и газов друг от друга? И т. д. Далее он объясняет правила аукциона. Для того чтобы <купить> вещь, необходимо найти связи между ней и физикой. Вы, ребята, по очереди даете ответы: называете физические свойства и особенности тела (вещи), явления, используемые при его создании, закономерности, которым оно подчиняется, и т. д., а ведущий будет после каждого ответа считать до трех. Если до счета <Три> и удара гонга нового ответа не поступит, вещь считается проданной, и ее получает тот, кто дал последний ответ. Если ни одна связь предмета с физикой не будет найдена, то приз остается у ведущих. Очередность продажи предметов определяют с помощью стрелки на запускаемой юле. Ведущие могут делать дополнения, называя те свойства, которые не указали учащиеся.

Вот примеры того, как шла продажа.

Продается мыло . Ответы: 1) это аморфное тело; 2) при добавлении его в воду уменьшается коэффициент поверхностного натяжения воды; 3) мыльный раствор смачивает грязные поверхности. И т.д.

Продаются зубной порошок и зубная щетка . Ответы: 1) ворс щетки должен обладать упругими свойствами, так как он постоянно подвергается деформации изгиба;

2) ручка щетки - твердое тело; 3) благодаря силам поверхностного натяжения и смачиванию порошок держится на щетке; 4) порошки разного сорта отличаются по запаху: мы это чувствуем благодаря диффузии; 5) во время чистки зубов имеет место движение тел относительно друг друга (щетка, зубы); 6) в процессе чистки большую роль играет трение; 7) благодаря диффузии питательные вещества из пасты проникают внутрь зубов и оказывают на них положительное действие.

Продаются булочки в полиэтиленовом пакете . Ответы: 1) булочка - твердое пористое тело; 2) обладает упругими свойствами; 3) при испарении из нее жидкости черствеет; 4) чтобы избежать испарения и черствения, помещена в запаянный полиэтиленовый пакет; 5) в пакете происходят процессы испарения и конденсации влаги; 6) если пакет поместить в холодильник, то при понижении температуры интенсивность испарения уменьшится. И т.д.

Во время музыкальных пауз предлагалось найти связи текстов песен с физикой.