Как распространяются плоды и семена

Старинная народная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Одни семена рассеиваются порывами ветра, другие разносятся течением воды, третьи распространяются животными. Наконец, многие растения разбрасывают семена самостоятельно, "выстреливая" их во все стороны. Так растения расселяются и занимают новые пространства.

Как семена распространяются с помощью ветра?

Семена, которые распространяются с помощью ветра можно узнать сразу. Они или очень мелкие, или имеют особые придатки, помогающие им парить в воздухе. Мельчайшие, словно пыль, семена у заразихи, росянки, грушанки. Придатки в виде хохолков из пушистых волосков имеют плоды одуванчика, осота, скерды. У березы и ольхи плоды плоские и легкие. При порывах ветра они легко планируют. Плоды клена имеют два крылатых выроста. Опадая с ветвей, они вращаются, словно лопасть вертолета. Из-за этого падение замедляется и ветер уносит его далеко от родительского растения (1)(4).

Интересное приспособление для распространения ветром имеется у некоторых степных и пустынных растений. Они очень сильно ветвятся у самой земли, образуя густую, шарообразную крону. Когда семена созревают, их стебель подсыхает и легко обламывается. Ветер подхватывает эти шары и гонит их по степи. Пока ветер гонит растение с места на место, рассеиваются по земле его семена. Такие растения называются перекати-поле. Примером подобных растений, произрастающих в условиях обычного климата могут служить солянка, клоповник, которые поселяются на пустырях и солончаках.

Хотите знать ещё?

Как распространяются плоды и семена с помощью воды?

Семена и плоды, распространяющиеся водой либо очень легкие и невесомые, и потому хорошо держатся на воде, либо имеют специальные плавательные приспособления. К плаванию приспособлены плоды осоки. Ее плодики-орешки заключены в плавательный мешочек, заполненный воздухом (1).

Легкие, плавучие семена имеет ольха. Ольха растет по берегам рек и ее семена осыпаясь в воду легко уносятся течением далеко от материнского растения. Плавучие семена имеются также у наших сорных растений: подорожника, спорыша. Они разносятся струйками воды после дождя.

Как семена распространяются с помощью животных и человека

Семена многих растений иногда невольно разносят животные и люди.

Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшим бурьяном, то обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, гравилата, череды. Также как к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц, приобретая способность переносятся на новые места (1)(4).

Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды черемухи, малины, калины привлекают многих птиц (1)(4). Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями.

Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьев привлекает семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки (1)(4).

Распространению плодов и семян способствуют животные (белки, бурундуки) заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают.

Как растения сами рассеивают семена?

В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян у фиалки, недотроги, акации.

Герань луговая разбрасывает семена с помощью маленьких "катапульт". Ее семена находятся у основания столбика, в небольших углублениях на концах тонких, упругих пластинок. Другой конец каждой пластинки крепится у верхушки столбика. В жаркую погоду напряжение внутри пластинок нарастает и, словно сорвавшись с крючка, они стремительно изгибаются, выстреливая семенами(1)(4).

Мышиный горошек и карагана (желтая акация) разбрасывают свои семена благодаря удивительным свойствам своего плода. Плод боб состоит из двух створок, между которыми находятся горошины. Когда плоды высыхают, половинки становятся все более упругими и похожими на раскрученные пружинки. Каждая створка стремится свернуться, но соседняя створка мешает этому. После того как плод высыхает совсем, створки с треском отделяются одна от другой и сворачиваются в две маленькие спиральки а семена разлетаются в разные стороны(1)(4).

Могут разбрасывать семена плоды гороха и фасоли. Но человек убирает эти растения раньше, чем начинается у них раскрывание плодов. Тем самым он сберегает выращенный урожай.

Хотите знать ещё?

Распространение плодов и семян человеком

С помощью животных, по ветру или воде семена и плоды растений способны преодолевать огромные расстояния. Они пересекают полноводные реки, горные хребты, пустыни и океаны. Но самые дальние путешествия растений связаны с человеком. Во время переселений, войн или торговых экспедиций человек непременно вез с собой семена культурных растений. Из заморских стран вместе с золотом и драгоценностями купцы и завоеватели всегда привозили семена новых культур. Так в Европу попали картофель, кукуруза и подсолнечник из Америки, апельсины из Азии, кофе из Африки.

Вместе с культурными растениями вслед за человеком осваивали новые земли и сорняки. Прикрепляясь к одежде или к шерсти домашних животных, прилипнув вместе с грязью к обуви, семена и плоды сорняков следовали по пятам. Вслед за белыми переселенцами огромные пространства Америки освоил подорожник. Индейцы назвали это растение "след белого человека".

Многие растения распространились во время войн. Ведь вслед за армиями всегда тянулись обозы с провиантом и сеном для лошадей. Вместе с сеном путешествовали и семена полевых растений. Большое количество чужеземных сорняков попадало на новое место морским путем, вместе с привозным зерном. Перед тем, как молотить зерно, его очищали от примесей, в которых было много разных семян. В результате вокруг мельниц появлялись новые сорные растения.

Очень много семян привозилось и с необработанной шерстью. Таким образом на юге Франции обосновалось около 500 видов растений-пришельцев из Алжира, Южной Америки, Австралии.

Понятия:

Вопросы:

  1. Какое значение в жизни растений имеет распространение плодов и семян?
  2. Какие приспособления имеются у плодов, распространяемых ветром и водой?
  3. Какие плоды и семена распространяются ветром, а какие - водой?
  4. Какие приспособления помогают распространять плоды и семена с помощью животных, человека?
  5. Пользуясь рисунком (1)(4), расскажите, какие приспособления помогают растениям распространять свои семена?
  6. Какие приспособления помогают растениям самостоятельно рассеивать свои плоды и семена?
  7. Почему семя кувшинки плавает, а гороха - тонет в воде?

Проверьте себя!

  1. Для какого способа распространения предназначены эти приспособления плодов и семян? Найдите ответ в правом столбике.
    1. плоды имеют сочную мякоть 1. ветер
    2. плоды имеют перистые волоски 2. вода
    3. плоды мелкие 3. животные
    4. плоды имеют крючки  
    5. плоды имеют плавательные мешочки  
  2. "Под забором у края степей
    Сладко спал одинокий репей
    Спал и видел чудесные сны,
    Как он вцепится в чьи-то штаны..."
    Валентин Берестов
    Какие приспособления помогут лопуху сделать сон явью?
  3. Семена чистотела муравьи расселяют, а семена кислицы - нет. Почему?
  4. Решите кроссворд "Распространение плодов и семян", вписав способы распространения плодов и семян так, чтобы буква "О" у них была общей.

Взгляните на мир глазами души!

По степи, вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле, а одно из них попало в вихрь, завертелось как птица, полетело к небу и, обратившись там в черную точку, исчезло из виду. За ним понеслось другое, потом третье, и Егорушка видел, как два перекати-поле столкнулись в голубой вышине и вцепились друг в друга, как в поединке.

Прочтите приведенный выше фрагмент рассказа А.П. Чехова "Степь" и попытайтесь найти ответы на следующие вопросы.