ЗАНЯТИЕ 16. БРЮХОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ

Тип Моллюски – Mollusca

Подтип Раковинные - Cоnchifera

Класс Брюхоногие моллюски – Gastropoda

Подкласс Переднежаберные – Prosobranсhia

Отряд Кругожаберные - Cyclobranсhia

Вид Морское блюдце - Patella pontica

Отряд Гребенчатожаберные – Pectinibranсhia

Вид Лужанка - Viviparus sp .

Подкласс Легочные – Pulmonata

Надотряд Стебельчатоглазые – Styllommatophora

Виды: Виноградная улитка - Helix pomatia

Голый слизень - Arion sp.

Надотряд Сидячеглазые - Basommatophora

Виды: Обыкновенный прудовик - Limnea stagnalis

Роговая катушка - Planorbis corneus

 

Цель занятия

Изучить морфологическую структуру брюхоногих моллюсков и их видовое разнообразие.

Материал и оборудование

Ручные и бинокулярные лупы, раздаточный материал, влажные препараты, препаровальные иглы, пинцеты, таблицы, практикумы.

Ход работы

1. Изучить и зарисовать внешнее строение виноградной улитки, рассмотрев ее на раздаточном материале и рис. 80. Определить направление закрученности раковины.

2. На влажном препарате и рис. 81 изучить внутреннее строение виноградной улитки. Зарисовать её анатомию.

3. Изучить схему нервной системы брюхоногих моллюсков на примере переднежаберных (рис. 83,А). Отметить отличительные особенности их нервной системы в сравнении с легочными и заднежаберными моллюсками (рис. 83,В,Г).

4. Познакомиться с разнообразием брюхоногих моллюсков, используя раздаточный материал и рис. 82. Найти сходство и различия в строении их раковин.

5. Изучить жизненные формы брюхоногих моллюсков, рассмотрев схему их экологической радиации (рис. 84).

Анализ изученного материала

1. Сделать вывод об особенностях организации брюхоногих моллюсков.

2. Дать объяснение следующим понятиям: мантия, хиастоневрия, радула, органы мантийного комплекса, висцеральный, церебральный, педальный, париетальный, плевральный, буккальный ганглии, ктенидии, перикардий, осфрадии.

Рис.80. Виноградная улитка Helix pomatia (изНатали): 1, 2 –щупальца, 3-нога, 4-раковина, 5-дыхательное отверстие

Рис.81. Анатомия виноградной улитки (из Бриана): 1-губное щупальце, 2-глазное щупальце, 3-глотка, 4-окологлоточное нервное кольцо, 5-легкое, 6-легочная вена, 7-легочное отверстие, 8-анус, 9-выделительное отверстие, 10-прямая кишка, 11-мочеточник, 12-предсердие, 13-желудочек сердца, 14-перикардий, 15-почка, 16-желудок, 17-печень, 18-гермафродитная железа,19 – гермафрадитный проток, 20 – белковая железа 21-семяприемник, 22-канал семяприемника, 23-яйцевод, 24-семяпровод, 25-мешок любовных стрел, 26-пальцевидные железы, 27- бич, 28-пенис, 29-слюнные железы

Рис.82. Пресноводные брюхоногие (по Натали): 1- Lymnea stagnalis , 2- L . auricularis , 3- L . ovata , 4- L . truncatula , 5- Physa fontinalis , 6- Aplexa hypnorum , 7- Ancylus lacustris , 8- Bithynia tentaculata , 9- Valvata piscinalis , 10- Viviparus contectus , 11- V . viviparus , 12- Planorbis corneus , 13- P . planorbis

Рис.83. Схема строения разных брюхоногих: А, Б- переднежаберные, В- легочные, Г-заднежаберные (по Штемпелю); 1-рот, 2-церебральный ганглий, 3-плевральный ганглий, 4-париетальный ганглий, 5-висцеральный ганглий, 6, 7- осфрадии, 8, 9-ктенидии, 10-печень, 11-половая железа, 12-анус, 13-перикардий, 14-сосудистая сеть легкого

Рис. 84 . Экологическая радиация брюхоногих

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности внешнего строения брюхоногих моллюсков ?

2. Как осуществляется у них годичный прирост раковин?

3. Каковы особенности пищеварительной системы ?

4. Чем представлены органы выделения ?

5. Назовите органы дыхания в разных подклассах .

6. Каковы особенности кровеносной и нервной систем ?

7. С чем связано происхождение ассиметрии тела у брюхоногих моллюсков ?

8. Каковы особенности размножения брюхоногих моллюсков ?

9. Имеются ли прогрессивные черты организации моллюсков в сравнении с кольчатыми червями?

Литература

1. Догель В. А. Зоология беспозвоночных. М., 1981. С. 453-472.

2. Натали В. Ф. Зоология беспозвоночных. М., 1975. С. 239-251.

3. Фролова Е. Н. и др. Практикум по зоологии беспозвоночных. М., 1985. С. 205-210.

4. Шарова И. Х. «Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. С. 276-279, 288-304.