ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящее учебное пособие создано на основе многолетнего опыта в организации и проведении лабораторно-практических и индивидуальных занятий у студентов географического факультета Горно-Алтайского государственного университета по курсу зоологии беспозвоночных.

Вместе с теоретическим изучением той или иной группы животных по учебникам и лекциям, важной составной частью этого курса являются практические занятия, на которых происходит конкретное знакомство с зоологическими объектами и приобретение навыков, необходимых специалисту (работа с оптическими приборами, изготовление временных препаратов, вскрытие животных и т. д.).

Учебное пособие не являются учебником или практикумом. Оно рассчитаны прежде всего на повышение активности и самостоятельности студентов при подготовке к практическим работам и в процессе их выполнения. Студент может подготовиться к предстоящему занятию, заранее просмотрев тему.

Лаборатоно-практические и лекционные занятия по зоологии беспозвоночных проводятся на I курсе в объеме 14 и 30 учебных часов. На каждом занятии проводится предварительная беседа по изучаемому материалу и даются краткие указания по его усвоению. Ввиду недостаточного объема учебных часов некоторые группы животных, как <Губки>, <Многоножки>, <Споровики>, <Ленточные черви>, <Трематоды>, <Паукообразные> и др. вынесены на самостоятельное изучение. Контрольные работы, на усмотрение ведущего преподавателя, по крайней мере три из них, можно использовать по модульно-рейтинговой системе оценки знаний. Разработка оценок (баллов) двух промежуточных аттестаций качества знаний и итоговой - на зачете находится у ведущего дисциплину преподавателя.

Учебное пособие включает тематические планы лабораторно-практических и индивидуальных занятий, систематический список используемых на занятиях объектов беспозвоночных, описаны цели и ход работы, анализ изученного материала с объяснениями биологических терминов, вопросы для самоконтроля и перечень рекомендуемой литературы. Кроме того, даны разработки контрольных работ, которые выполняются студентами индивидуально во внеурочное время.

Предлагаемые таблицы, рисунки с характеристиками типов, классов, отрядов животных, схемы жизненных циклов, тесты и вопросы помогут студентам успешно освоить особенности морфологии каждого объекта в сравнительном аспекте и сформировать эволюционное мировоззрение, а также подготовиться к сдаче дифференцированного зачета и экзамена. Система животных и иллюстрации приводятся по Шаровой И. Х. <Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. -592 с.: ил.

 

 

Требования, предъявляемые к студентам на лабораторно- практических занятиях

Каждый студент предварительно должен изучить теоретический материал по лекциям и учебнику, а к началу занятий обязан приготовить свое рабочее место: микроскоп или бинокуляр, альбом, карандаши, ручку, стирательную резинку, линейку.

По окончании занятия студент обязан убрать свое рабочее место.

 

Требования к рисунку

Особое внимание при прохождении практических занятий уделяется зарисовке изучаемых объектов. Надо помнить, что зоологический рисунок помогает разобраться в особенностях строения животного.

Рисунки выполняются на альбомных листах простым карандашом. Они должны быть четкими, контурными. Органоиды, системы органов необходимо делать в цвете. Подписывается рисунок внизу и нумеруется. На рисунке обозначения приводятся цифрами, а соответствующая расшифровка приводится в описании после названия рисунка без сокращений.

 

Требования к отработке пропущенных занятий

Пропущенные занятия студент обязан отработать в лаборатории во внеурочное время. Запись об отработке производится в журнал. Дополнительно подготовившись теоретически, студент сдает этот материал преподавателю.

 

Требования к зачету

К зачету допускаются студенты, полностью освоившие учебный план лекционных и практических занятий по зоологии беспозвоночных. Альбом (с практическими темами) должен быть проверен преподавателем и подписан. Студент обязан показать знание конкретных объектов, рассмотренных на практических занятиях, систематическое положение и особенности биологии.