ЗАНЯТИЕ I. САРКОДОВЫЕ И ЖГУТИКОВЫЕ

 

Тип Саркомастигофоры - Sarcomastigophora

Подтип Саркодовые - Sarcodina

Класс Корненожки - Rhizopoda

Отряд Амебовые - Amoebina

Вид Амеба - Amoeba sp.

Отряд Раковинные амебы - Testacea

Вид Диффлюгия - Difflugia sp.

Отряд Фораминиферы - Foraminifera

Вид Роталия - Rotalia sp.

Пенероплис - Peneroplis sp .

Подтип Жгутиконосцы - Mastigophora , или Flagellata

Класс Растительные жгутиконосцы - Phytomastigina

Отряд Эвгленовые - Euglenoidea

Вид Эвглена зеленая - Euglena viridis

Отряд Фитомонадовые - Phytomonadina

Вид Вольвокс - Volvox sp.

Класс Животные жгутиконосцы - Zoomastigina

Отряд Кинетопластиды - Kinetoplastida

Вид Трипанозома - Tripanosoma sp.

Подтип Опалины - Opalinina

Вид Опалина лягушачья - Opalina ranarum

 

Цель занятия

Ознакомиться с характерными особенностями саркодовых как целостных самостоятельных организмов на клеточном уровне организации. Познакомиться с многообразием морфологических структур жгутиконосцев в связи с их образом жизни.

Материал и оборудование

Постоянные микропрепараты, известняк (мел), микроскопы, препаровальные лупы, культура жгутиконосцев, пипетки, предметные и покровные стекла, таблицы, практикумы.

 

Ход работы

1. Рассмотреть на малом и большом увеличении микроскопа микропрепарат амебы. Зарисовать ее (рис.1).

2. Изучить и зарисовать строение раковинной амебы - диффлюгии. Обозначить раковину и устье. (рис.2).

3. Познакомиться с разнообразием раковин фораминифер, рассмотрев их под препаровальной лупой на шлифе известняка и микропрепаратах. (рис.3).

4. Приготовить и рассмотреть под микроскопом временный препарат из культуры эвглен. Проследить за характером их движения и метаболированием. Зарисовать эвглену зеленую, обозначив соответствующие органоиды. (рис.4).

5. Изучить строение колониальных жгутиконосцев на примере вольвокса. Зарисовать общий вид колонии. (рис.5).

6. Рассмотреть под микроскопом препарат мазка крови, зараженного трипанозомами животного. Зарисовать один объект. (рис.6).

7. Изучить и зарисовать строение лягушачьей опалины. (рис.7).

Анализ изученного материала

1. Сделать вывод об особенностях организации саркодовых и жгутиковых. Обосновать их положение в системе низших организмов.

2. Дать объяснение следующим понятиям: плазмалемма, эктоплазма, эндоплазма, псевдоподии, циста, фагоцитоз, пиноцитоз. пелликула, жгутик, стигма, ундулирующая мембрана.

 

Рис 1. Амеба Amoeba proteus

(по Дофлейну): 1-эктоплазма, 2-эндоплазма, 3-заглатываемые пищевые частицы, 4-сократительная вакуоль, 5-ядро, 6-пищеварительные вакуоли

 

 

 

 

 

Рис 2. Раковинные корненожки Testacea (по Хаусману): А- Arcella

(вид сверху и сбоку), Б- Difflugia

 

Рис . 3. Раковины фораминифер ( из Кешмана , Дофлейна , Ланга ): 1-Saccamina sphaerica, 2- Lagena plurigera, 3-Hyperammina elongata, 4-Ammodiscus incertus, 5-Rxheopha nodulosus, 6-Nodosaria hispida, 7-Discorbis vesicularis, 8- Spiroloculina depressa, 9-Taxularia sagittula, 10-Globigerina sp.

Рис.4. Строение эвглены Euglena viridis (по Дофлейну): 1-жгутик, 2 -резервуар сократительной вакуоли, 3-сократительная вакуоль, 4-хроматофоры, 5- ядро, 6 -зерна парамила, 7-глазок

 

 

Рис 5. Вольвокс: А - Volvox globator -участок колонии с половыми клетками (по Кону)

Б - Volvox aureus - образование дочерних колоний (по Клейну); 1-макрогаметы, 2-микрогаметы,

3-дочерние колонии

 

 

 

 

Рис. 6. Трипаносома Trypanosoma vittatae (по Робертсону): 1-кинетопласт, 2-ядро, 3-ундулирующая мембрана, 4-жгутик

 

 

 

 

 

Рис. 7. Opalina ranarum (А, Б по Целлеру, В - Е по Грассе). А - взрослая особь; Б - деление; В - циста; Г - микрогамета; Д - макрогамета; Е - копуляция: 1 - эктоплазма, 2 - эндоплазма, 3 - ядра

 

 

Контрольные вопросы

1. Какие основные признаки позволили объединить животных в класс саркодовых ?

2. Какие органоиды располагаются в клетке амеб ?

3. Как осуществляется у саркодовых процесс движения, питания, размножения ?

4. У каких саркодовых и в чем проявились черты прогрессивного развития ?

5. Каково практическое значение саркодовых и их роль в природе ?

6.Какие особенности строения характерны для растительных жгутиконосцев ?

7. Как отразился образ жизни на строении паразитических форм ?

8. Какие способы питания существуют в классе жгутиконосцев ?

9. Как эволюционировали в этом классе формы размножения ?

10. Назовите жгутиконосцев, которые могут служить биологическими индикаторами, симбионтами, возбудителями заболеваний человека.

Литература

1. Догель В. А. Зоология беспозвоночных. М., 1981.

2. Натали В. Ф. Зоология беспозвоночных. М., 1975. С. 36-49.

3. Фролова Е. Н. и др. Практикум по зоологии беспозвоночных. М., 1983. С. 22-28.

4. Шарова И. Х. <Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. С. 40-54.