Раздел III. Основы
макроэкономики.
Тема 13: Макроэкономическая нестабильность
Изучение этой темы позволит понять:
·
Что
представляет собой экономический цикл, и какие фазы проходит экономика в
своем развитии.
·
Как
измеряется уровень безработицы, и какие типы безработицы существуют.
·
Кого
в экономике считают безработным.
·
Кто
включается в состав экономически активного населения.
·
Экономические
и социальные последствия безработицы.
·
Что
представляет собой инфляция.
·
Как
измеряется инфляция.
·
Причины
инфляционных процессов.
·
Как
влияет инфляция на доходы различных слоев населения.
Основные понятия:
Экономический цикл, рецессия, спад, оживление,
подъем, безработица, трудоспособное население, экономически активное
население, фрикционная безработица, структурная безработица, циклическая
безработица, уровень безработицы, потенциальный ВНП, закон Оукена, инфляция, ползучая инфляция, галопирующая
инфляция, гиперинфляция, скрыты инфляция, сбалансированная инфляция,
несбалансированная инфляция, скрытая инфляция, инфляция спроса, инфляция
издержек, темпы инфляции
План семинара
1. Цикличность, как всеобщая форма экономической
динамики.
2. Безработица, как форма проявления
экономической нестабильности.
3. Инфляция, как проявление
экономической нестабильности.
Практические
задания
1. Дайте характеристику каждой фазе
цикла, используя следующие описания:
-
Падение
уровня цен и рост реального объема производства.
-
Резкое
сокращение объемов производства.
-
Массовое
банкротство предприятий.
-
Рост
безработицы и снижение заработной платы.
-
Массовое
падение курса акций.
-
Повышение
уровня цен и сокращение реального объема производства.
2. Известны следующие показатели:
-
Численность
населения страны – 100 млн. чел.
-
Дети
до 16 лет – 11 млн. чел.
-
Находящиеся в исправительных учреждениях – 5 млн. чел.
-
Пенсионеры
– 6 млн. чел.
-
Бродяги
и бездомные – 1 млн. чел.
-
Домохозяйки
– 8 млн. чел.
-
Студенты
– 7 млн. чел.
-
Из
них - дневного отделения – 5,5 млн. чел.
-
Уволенные по собственному желанию и ищущие работу – 0,8 млн. чел.
-
Уволенные в результате структурных изменений – 0,9 млн. чел.
-
Уволенные в результате спада в экономике – 2,2 млн. чел.
Определите общую численность рабочей силы,
фактический уровень безработицы, естественный уровень безработицы, уровень
циклической безработицы. Рассчитайте потенциальный ВНП, если известен
коэффициент Оукена – 2,5 и фактический ВНП – 2850
млрд. руб.
3. Фактический уровень безработицы в
стране равен 8%, а ее естественный уровень – 6%. Потенциальный уровень
растет темпами 3% в год. Какими темпами должен увеличиваться фактический
ВНП, чтобы в стране поддерживалась полная занятость, если коэффициент Оукена равен 3.
4. Определите ожидаемый темп инфляции,
если номинальная ставки процента составляет 110 %, а реальная - 4%. Как
изменится ожидаемый темп инфляции, если реальная ставка процента вырастет
до 6%.
5. Заполните пробелы в таблице.
Год
|
Номинальная ставка процента
|
Реальная ставка процента
|
Темпы инфляции
|
1995
|
120
|
-5
|
-
|
1996
|
80
|
-
|
80
|
1997
|
-
|
1
|
58
|
1998
|
40
|
-
|
33
|
1999
|
18
|
7
|
-
|
Контрольные вопросы.
1.Дайте характеристику каждой фазе экономического
роста, докажите, что, в каждой фазе зарождаются предпосылки для следующей
фазы.
2.Что такое безработица? Как она
исчисляется?
3.Чем различаются фрикционная,
структурная и циклическая безработица?
4.Каковы экономические последствия
безработицы?
5.Перечислите социальные последствия
безработицы.
6.Что такое инфляция? Как определяется
ее уровень?
7.Объясните механизм появления
инфляции спроса и инфляции предложения.
Темы
рефератов:
1. Безработица в России.
2. Цикличность развития экономики.
3. Государственное регулирование занятости.
4. Проблема выбора между инфляцией и безработицей.
5. Кризисные процессы в экономике России.
6. Антициклическая политика государства.
7. Инфляционные ожидания и издержки инфляции.
Основная литература:
1. Баликоев В.З. Общая экономическая
теория. Учебное пособие. Рек.Мин.общего
и проф.образ.РФ в качестве уч-ка
для вузов. – Новосибирск: Издательство ЮКЕА, 1998. – 624 с.
(глава 19)
2. Курс экономической теории:
Учебник для вузов.Рек.Мин.общего
и проф.образ.РФ в качестве уч-ка
для вузов/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Л. -Киров, Издательство «АСА»,
2001. – 743 с. (главы 19,23)
3. Теоретическая экономика. : Учебник. Рек. Мин. обр. РФ/ Под
ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. - М., Издательство «ЮНИТИ», 1997. – 485с.
(главы 16.17)
4. Экономика: Учебник для вузов.Рек.Мин.общего и проф.образ.РФ в качестве уч-ка
для вузов/ Под ред. Булатова А.С. – М.:
Экономист, 2004. – 895 с. (главы (14.3.-14.4., 15,17, 21.4.-21.5., 22)
5. Экономическая теория: Учебник.
Рек. Мин. обр. РФ/ Под ред. В.Д.Камаева. - 10-е
изд. перераб. и доп.. - М.:
Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 590 с. (главы 15,16.18,23)
6. Экономическая теория: Учебник
для вузов.Рек.Мин.общего
и проф.образ.РФ в качестве уч-ка
для вузов/ Под ред. Добрынина А.С., Тарасевич
Л.С. – СПб., Издательство СПбГУЭФ, 2001. – 542 с.
(главы 19, 20.4, 22)
Дополнительная
литература:
1. Динкевич А. Закономерности
экономического развития // Экономист, №11, 2001 г.
2. Инфляция и валютная политика
//Вопросы экономики, №12, 2003.
3. Брагин В., Осаковский
В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994-2005 гг.:
эмпирический анализ //Вопросы экономики, №3, 2004 г.
|