2.3. Влияние природных характеристик на состояние психики и энергетики организма человека

На человека, живущего в городских условиях, постоянно воздействует комплекс факторов различной природы, разрушающих физическое и психическое здоровье. В то же время за границами хаотичного городского мира существует мир природы, который представляет собой совершенную противоположность городским условиям. Естественные природные ландшафты обладают идеальными условиями для гармонизации человека. Экологически чистая и эмоционально приятная для человека среда может быть использована как среда, в которой изменяются не только физические и психофизиологические процессы, но и параметры личностной структуры. Природа помогает человеку стать гармоничным существом, даже если сам человек и не осознает таковое действие природы на него, то все равно воздействие осуществляется на физическом (биологическом) уровне, что впоследствии проявляется в психологической и социальной сфере жизни человека.

Человек сам по себе существо единое и неделимое на разрозненные части, в нем психические процессы отражаются на физическом теле, а физиологические реакции могут вызывать психические проявления. Душа каждого человека обладает богатым набором качеств и свойств для созидательной активности в своей жизни и в жизни других людей. К сожалению, у некоторой категории людей такие качества не имеют возможности проявиться из-за комплекса сложных неблагоприятных условий, более того, дисгармоничные условия способствуют проявлению и закреплению негативных реакций, часто заимствованных личностью извне.

Природные объекты и человек постоянно излучают в окружающее пространство сгустки энергии, имеющие различную информационную наполненность, но долгое время ученым не удавалось зафиксировать и сделать видимым характер излучения и особенности энергетического обмена объектов с окружающей средой. Возможность визуализации энергетической составляющей человека появилась в результате исследований супругов Кирлиан, которым удалось создать метод "высокочастотного фотографирования", благодаря которому можно фиксировать излучения. Несмотря на то, что ученые из разных стран и раньше создавали приборы, позволяющие фотографировать излучения, исходящие от человека и других объектов, все же популярности их изобретения не приобретали. Только супруги Кирлиан в 1939 году смогли сделать прибор, который легко использовать на практике. Исследования по совершенствованию метода и расширению его возможностей не прекращаются и по сей день. В 1996 г. К.Г.Коротков, профессор Санкт-Петербургского технического университета, создает новый научный подход, основанный на цифровой видеотехнике, современной электронике и количественной обработке данных - метод газоразрядной визуализации (ГРВ) [Коротков, 2001; Дивак, Ильиных, 2005].

Фотография биополя (или ауры, которая включает в себя излучения организма человека, являющихся материальным проявлением интеллектуальных, эмоциональных, физиологических и физических процессов, происходящих в человеческом существе) - в данном случае называется ГРВ-граммой - позволяет увидеть характер энергетического поля вокруг физического тела человека. "Это поле не есть постоянная жесткая структура, - это живое, флуктуирующее, "дышащее" облако, локализованное в определенной области пространства, но не имеющее четких границ. В течение какого-то времени оно почти постоянно и стабильно, как два снимка, снятые с небольшим интервалом, выглядят почти одинаково, но вдруг, в ответ на другое поле или на неощутимый для нас сигнал, оно вздрагивает, и мягкая волна проходит по всей структуре, отзываясь на всех ее звеньях. Это как облака - они устойчивы и стабильны в пасмурный день, но даже в этой стабильности мы замечаем изменения" [Коротков, 2001].

Метод газоразрядной визуализации используется в различных областях науки. Применение ГРВ-технологии в медицинской практике позволяет диагностировать уже существующие заболевания и распознавать еще не проявившиеся в теле, но уже развивающиеся на полевом уровне болезни. Благодаря методу можно проследить характерные нарушения в энергоинформационной структуре человеческого организма, определить, с чем связано нарушение, искать наиболее успешные пути их устранения и наблюдать за изменениями, происходящими в организме человека в процессе лечения [Ананьева, 2002; Желтякова, Семенихин, 2002; Лаптева, 2002; Семенихин, 2002]. Есть работы, в которых ГРВ-метод используется для психологической характеристики личности и определения различных состояний сознания человека [Будзен и др., 2002; Коротков и др., 2005]. Привлекают внимание ученых и проблемы, связанные с влиянием на человека различных зон Земли [Коротков, Короткова, 2005].

Так, регистрация структуры и характера излучений, представляющих собой ауру человека, является комплексным интегральным показателем благополучия или неблагополучия человеческого существа. Показания прибора, работающего по типу газоразрядной визуализации, дают ясное представление об особенностях психофизиологического состояния человека в данный момент времени. Явления, фиксируемые прибором, могут быть дополнены и осознанны посредством психологических методов.

Влияние природных условий на психофизиологическое состояние детей группы риска

Дети группы риска имеют ярко выраженную склонность к формированию структуры личности негативного, разрушающего типа, что в последствии приводит к разрушению не только психического, но и физического здоровья. Первопричиной такого поведения являются неблагоприятные условия не только в семье, но и в окружающей среде. Усилия сотрудников воспитательно-образовательных учреждений по разрушению негативных стереотипов их поведения часто не приносят никаких результатов, т.к. очень трудно в постоянно существующих условиях разрушающей социальной и техногенной среды найти действенные пути замены негативного и разрушающего типа поведения на позитивный и созидающий.

Мы предположили, что человек, оказываясь в гармоничных физических, экологически чистых, социально и психологически благоприятных условиях не имеет потребности проявлять агрессивность, испытывать состояние тревожности, т.к. сама природа помогает человеку стать гармоничным существом. Одновременно с социально-психологическим изменением происходит повышение энергетики человека.

ГРВ-графия осуществлялась прибором ГРВ-Компакт производства НОА "КТИ" с совместимой компьютерной программой GDV Capture. Регистрировались одиночные снимки с кончиков всех 10 пальцев рук двумя способами: фиксировался комплекс психических (ментальных, эмоциональных и пр.), физиологических и физических излучений организма ребенка (снимок без фильтра) и фиксировались только физические излучения организма ребенка (снимок с фильтром) с последующей обработкой в компьютерной программе GDV Meridian.

Параметры ГРВ-грамм, использовавшиеся при анализе состояния организма: площадь свечения (S); процент симметрии в отношении излучения правой и левой сторон организма; структура ауры;

Для сравнительного анализа ГРВ-грамм использовался показатель разности площади свечения ГРВ-грамм, полученных с фильтром и без фильтра (Sсф - Sбезф).

Психологические исследования проводились с использованием цветового теста Люшера, благодаря которому определялся уровень тревожности и психическое состояние в данный момент времени.

Параметры метеорологических условий, использовавшиеся в исследовании: среднесуточная температура воздуха; среднесуточная влажность; суточное количество осадков (табл.27).

Таблица 27

Метеоусловия


Период времени Среднее значение среднесуточной температуры,oС Среднее значение среднесуточной влажности, % Суточное количество осадков, мм
10-21 июля 16,95 77,3 36,8

Рис. 43. Значения площади свечения, отражающие сумму эмоциональных, интеллектуальных и физиологических излучений организма, полученных во второй день после приезда на природу и за день до отъезда в город


Анализируя уровень энергетики в начальный и конечный моменты пребывания на природе, (рис.43) первое, на что обращается внимание - это то, что наше предположение об увеличении уровня энергетики от пребывания на природе у всех детей не подтверждается. Группа явно делится на 3 подгруппы в одной наблюдается значительный рост энергетики, в другой, наоборот, понижение, а в третьей значительных изменений не происходит. Уровень энергетики повышается у подростков 1989 - 1991 года рождения - у 6 из 13 обследованных детей (46%), понижается у детей, родившихся в период 1994 - 1996 гг.: у 5 - это 38,5%. Третья подгруппа, в которой уровень энергетики практически не меняется, представлена 2 детьми, которые являются братом и сестрой.

На рис.44 отражено изменение разности показаний площади свечения, полученных с использованием фильтра и без фильтра. Количественный показатель площади свечения с фильтром и без фильтра в идеале, т.е. когда организм человека находится в максимально гармоничном, уравновешенном, комфортном, благополучном состоянии должен быть одинаковым. Но в жизни обычно какие-либо факторы внутренней или внешней среды не позволяют организму пребывать в таком идеальном состоянии и часто физические излучения (с фильтром), если нет физических болезней, количественно превышают уровень излучений, представляющих собой всю сумму излучений организма (ментальные, эмоциональные, физиологические, физические). Разница между этими показателями может говорить о каком-то нарушении в работе организма. Если площадь свечения с фильтром превышает таковой без фильтра, то разрыв может быть связан с какими-то негативными ментальными или эмоциональными факторами, которые в свою очередь сказываются на физиологической активности организма и гасят излучение.

Итак, рассматривая диаграмму, замечаем, что разница значений с фильтром и без фильтра уменьшается в первой подгруппе детей и увеличивается во второй подгруппе детей. Причем в первой подгруппе детей первоначальная разница была очень высокой и относительно невысокой стала к концу пребывания на озере; у второй подгруппы, наоборот, незначительная разница в начале вырастает к концу. Вероятно, для более старших детей условия, в которых они находились, являлись благоприятными. А для малышей условия оказались дискомфортными. Выводы, следующие из анализа данной диаграммы, вполне согласуются с представлением о площади свечения, изображенном на рис.43. Там прослеживается аналогичная закономерность.

Рис.43a. Изменение разности площади свечения между показаниями, полученными с фильтром и без фильтра во второй день пребывания на природее и за день до отъезда


Таблица 28

Сводная таблица изменений психофизиологического состояния детей (по методу ГРВ)


Номер, присвоенный испытуемому Площадь свечения от суммарного излучения, усл.ед.

Увеличение "+" Уменьшение "-" Изменения, не выходящие за рамки погрешности "0"
Симметрия излучения, исходящего от правой и левой сторон организма, %

Увеличение "+" Уменьшение "-" Изменения, не выходящие за рамки погрешности "0"
Разница между физическим и суммарным излучением, усл.ед.

Уменьшение "+" Увеличение "-" Изменения, не выходящие за рамки погрешности "0"
1 + 0 +
2 + + +
3 + 0 +
4 0 0 +
5 + + +
6 + 0 +
7 + 0 +
8 - 0 -
9 - 0 -
10 - 0 -
11 - 0 -
12 0 0 0
13 - 0 -

Таким образом, положительный эффект наблюдается у семи детей, принадлежащих старшей возрастной подгруппе, и отрицательный эффект - у пяти детей, принадлежащих младшей возрастной подгруппе.

Проведенное психологическое исследование показало, что из десяти полностью обследованных детей уровень тревожности понизился у пяти детей, остался на том же уровне (отсутствие тревожности) у одного ребенка, повысился - у четырех детей: у двоих незначительно (на 1 балл), у двоих - значительно (на 5 и 6 баллов)

В целом по группе уровень тревожности по результатам первичного обследования составил 2,2 балла; по результатам итогового обследования - 1,8 балла. Положительная динамика, хоть и незначительная, но все-таки прослеживается. Снижение уровня тревожности связано, в основном, с исчезновением защитно-амбициозных тенденций, жесткой борьбы за привлечение внимания к своей индивидуальности и с появлением повышенной чувствительности к окружающему пространству, социальному, в первую очередь, и в том числе с проявлением чувствительности к собственному внутреннему миру, что позволяет раскрыться артистизму; сознание начинает поиск новых путей для новых возможностей собственной реализации, решения проблем и социального утверждения, просыпается надежда на успех. Но появление повышенной чувствительности также имеет и обратную сторону - затрудняется вживание в разные социальные роли, затрудняется адаптация, проявляется излишняя эмоциональность, возбудимость, переходящая в агрессию. За счет этого, вероятно, может происходить повышение уровня тревожности.

Таким образом, можно сделать общие выводы о влиянии природы на психофизиологическое состояние детей Детского дома г.Горно-Алтайска:

Влияние купания на психофизиологическое состояние взрослых жителей города

Исходя из предположения о том, что природные объекты обладают огромным запасом энергии и при взаимодействии с человеком способны увеличивать количество энергии в ауре человека, выправлять и выравнивать поле человека, приводя его в идеальное гармоничное состояние, авторами данной статьи с использованием метода ГРВ было проведено исследование, в процессе которого мы пытались ответить на вопрос: "Влияет ли купание на повышение уровня энергетики и изменение структуры ауры (энергетического поля) человека?"

Характер эксперимента. Купание представляло собой погружение с головой в воду и выход на берег. Процедура повторялась три раза. Приблизительно 15 мин продолжалось купание.

ГРВ-графия осуществлялась прибором ГРВ-Компакт производства НОА "КТИ" с совместимой компьютерной программой GDV Capture. ГРВ-измерения проводились до купания и стразу после купания. Регистрировались одиночные снимки с кончиков всех 10 пальцев рук двумя способами: фиксировался комплекс психических (ментальных, эмоциональных и пр.), физиологических и физических излучений организма ребенка (снимок без фильтра) с последующей обработкой в компьютерной программе GDV Meridian. При анализе состояния организма использовался параметр ГРВ-грамм - площадь свечения (S).

Психологические исследования проводились методом самонаблюдения и интервьюирования.

Параметры метеорологических условий, использовавшиеся в исследовании: среднесуточная температура воздуха; среднесуточная влажность; суточное количество осадков.

Таблица 29

Метеоусловия


Дата Среднесуточная температура воздуха, oС Максимальная за сутки температура воздуха, oС Минимальная за сутки температура воздуха, oС Среднесуточная влажность, % Суточное количество осадков, мм
13 июля 18,2 28,8 9,1 64 Не измерялось
14 июля 20,0 27,2 16,1 66 2,2
15 июля 16,3 22,1 12,6 80 6,1
20 июля 14,7 20,1 11,8 87 6,0

Во время исследования погода была неприятной для купания, но тем не менее даже после однократного купания структура ауры приобретает более плавные очертания (рис.44, 45) и наблюдается положительная динамика увеличения количества энергии в организме человека (рис.46,47).

Психологические наблюдения привели нас к выводу, что большой вклад в характер взаимодействия человека с природным объектом, в данном случае с озером, вносит психологический фактор - настроение. Переживание положительных эмоций при взаимодействии с природой значительно увеличивает площадь свечения.


Рис. 46. Влияние купания на площадь свечения организма женщины


Рис.47. Влияние купания в озере на площадь свечения организма мужчины


Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что взаимодействие человека с природными объектами, не испорченными человеческой деятельностью и обладающими самостоятельной ценностью, не только по факту существования его на Земле, но и по наполненности энергией и информацией помогает человеку избавиться от негативной, разрушающей энергии, наполниться новой энергией чистой природы, облагородить, возвысить свою природу, сделать ее более красивой, совершенной, здоровой...