В данном исследовании предпринята попытка классификации алтайского традиционного детского фольклора, что обусловило необходимость изучения генезиса и художественного своеобразия отдельных жанров его. В результате и внутри жанров проводилось разделение на отдельные виды. По общности поэтической системы, бытового назначения и характера исполнения выявлено шестнадцать традиционных жанров.
Конкретные выводы по жанрам детского фольклора и их суммарное положение создают общую картину традиционного алтайского детского фольклора и их отношения к взрослому фольклору. Исходя из этого, жанры детского фольклора были разделены на три большие группы: 1) фольклор первой возрастной группы; 2) фольклор второй возрастной группы; 3) игровой фольклор изучается несколько обособленно. В основу классификации положен генетический и возрастной критерии, учитывался и функциональный принцип изучения.
В первую группу входят "алкыш сӧс" - благопожелания, "кабай кожоҥ - колыбельная песня, "эркеледер сӧстӧр" - пестушки, "соотомолдор" - потешки - произведения, предназначенные и специально созданные для детей. Их объединяет единство целевой установки: пестовать, потешать, забавлять, благословлять детей, тем самым обучая и воспитывая.
Жанры первой группы активно функционируют благодаря художественным достоинствам поэтических текстов, которым присущи яркая образность, простота построения, богатое звуковое оформление.
Во вторую группу входят "балдардыҥ кожоҥдоры" - детские песни, "том нc" - заклички и приговорки, "ан-куштыҥ кожоҥы" - детская обрядовая поэзия, "чололор" - дразнилки и прозвища, "балдардыҥ чӧрчӧктӧри" - детские сказки, "коркымчылу куучындар"- страшилки, "аҥ-куштыҥ поэзиязы" - "поэзия животных и птиц"- произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Рассмотрение этих жанров выявляет механизм творческих процессов взаимодействия детской поэзии с фольклором взрослых, которые представляют собой синхронный и диахронный срез алтайской устной поэзии, показав ее в динамике, в противоречиях, стадиально неравномерных соотношениях. Одним из продуктивных путей перехода жанров из взрослого в детский репертуар является подражание, воспроизведение в целом или частично произведений взрослых в соответствии с эстетическими и игровыми запросами детей. Другой путь - это переадресация произведения. То есть переход произведений и целых жанров с ориентацией на детскую аудиторию (например, сказки о животных, "том сӧс" - заклички и приговорки и другие).
Произведения второй группы, по сравнению с предыдущими, имеют более сложную композицию, осложняется также структура художественного образа (например, метонимия сменяется олицетворением или метафорой), появляются сложные эпитеты, часто употребляются междометийные повторы, придающие этим произведениям экспрессивность, динамичность.
Представленные пути ассимиляции помогают нам понять художественные особенности произведений детского фольклора.
Третья группа - игровой фольклор представлен словесными играми: "модор сӧс" - скороговорки, "табышкак-ойын" - игра в загадку; ролевыми играми: "jӧптӧжӧр сӧс" - жеребьевые сговорки, "ойынныҥ тооломошторы" - игровые считалки, "ойынныҥ чӱмдемели"- игровой фольклор.
Жанры этой группы имеют цель позабавить, повеселить детей.
В процессе игры дети приобретают ценные качества для будущей жизни: смелость, смекалку, ловкость, меткость, умение логически мыслить. Игра является средством физической и умственной подготовки детей.
Развлекательная и дидактическая сущность игрового фольклора проявляется в элементах соперничества, противоборства, поэтического и спортивного состязаний.
Большинство игр унаследованы детьми от взрослых. Игры проходят в определенном порядке, с соблюдением условий, распределением по ролям. Содержание игр несут древние архаические символы (например, символ плодородия, хороводная традиция и др.). Игры в основном своем количестве сопровождаются приговорками с устойчивой формой - в совокупности как бы составляя целое драматическое произведение.
В целом жанры игрового фольклора - это наиболее активно используемые, благодаря их развлекательному характеру, поэтической насыщенности, соответствию эмоциональной и физиологической особенности ребенка,- произведения детской поэзии.
Помимо определения поэтических особенностей жанров детского фольклора (графичность, динамичность, контаминация, полифункциональность, межжанровые заимствования) выявлены их современное состояние, показана традиционная обрядовая поэзия, связанная с ребенком; в целом поэзия. В большинстве своем хорошо сохранились заклички, приговорки, игры (их правила и ведение). Многие игры, сохраняя архаические элементы в той или иной степени, трансформировались; игровые приговоры, потеряв песенный характер приобрели стиховую организацию; часть приговоров имеет характер считалок и наоборот (имеется в виду межжанровые взаимовлияния).
Теряя былую значимость, некоторые традиционные жанры взрослого фольклора, претерпев ассимиляцию детьми, зарождались в новом качестве.
Генетический принцип классификации позволил проследить художественные особенности произведений детского фольклора, возникаюшие как следствие его живой органической связи с фольклором взрослых, формирующиеся в процессе перехода текстов из взрослой среды в детскую посредством подражания старшим по возрасту и переадресации произведений взрослыми для детей; отражающие результаты межжанровой диффузии, идущем в собственно детском фольклоре. Так, иногда прослеживался жанр скороговорок и загадок, вероятно имеющих одни и те же корни.
Детские сказки еще больше расширили свой репертуар за счет включения волшебных сказок и сказок о животных; сохранились практически без изменений и находятся в активе детского фольклора многие страшилки.
Жанры жеребьевых сговорок, считалок вырождаются и переходят в нехудожественную импровизацию.
Обрядовая поэзия, связанная с ребенком, заклички и приговоры все больше сближаются. Думаем, идет процесс обогащения жанра приговорок за счет "алкыш сӧс" - благопожеланий в связи с возрождением духовной культуры алтайцев. Внимание детей обращается на произведения некогда с сильным магическим значением и высоко организованной поэтическое формой, что способствует легкому запоминанию. Таким образом, и колыбельные песни, и благопожелания активно функционируют во второй возрастной группе.
В детском фольклоре наблюдается возникновепие новых произведений в результате заимствований из детского фольклора других народов, а также из литературных источников и за счет обогащения в результате освоения взрослого фольклора алтайцев.
Ряд выдвинутых в данном исследовании положений, очевидно, еще потребует дополнительной разработки, но это не мешает предложить некоторые общие выводы.
Изучение литературных, архивных и полевых материалов позволяет сделать заключение о том, что детский фольклор (представляющий поэтические произведения, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики) занимает важное место в традиционной культуре алтайцев. Доказательством тому служит и настоящая работа, где разработана классификация основных жанров традиционного алтайского детского фольклора.
Обобщение различных доступных материалов, характеризующих детскую поэзию, позволило автору выявить поэтические особенности этих жанров, разработать вопрос о путях ее обогащения.
Использованный в данном исследовании материал свидетельствует не только о возможности, но и о прямой необходимости его привлечения для решения многих проблем этнопедагогики. Широкое внедрение в повседневный быт и общеобразовательную систему народного образования наиболее высокопоэтических образцов детского фольклора повысит качество воспитания гармонично развитого и культурного человека.
Сопоставление и сравнительный анализ произведений детского фольклора алтайцев и детской поэзии родственных народов (кыргызов, казахов, тувинцев) раскрывает историко-типологические, генетические связи рассматриваемых явлений и их объективную обусловленность. Сравнительно-типологический анализ выявил также стадиально архаичный характер алтайского детского фольклора.
Полевые исследования позволяют утверждать, что детский фольклор жизнеспособен, что он обновляется и обогащается за счет литературных заимствований, ассимиляции взрослого фольклора, а также благодаря внутренним процессам. Детская поэзия не теряет своих основных функций: эстетической, воспитательной, познавательной, коммуникативной.
И, думаем, в первую очередь эстетическая сущность произведений фольклора привлекает к ним детей, способствует усилению мыслительной деятельности, развитию памяти, установлению связей между практическим и чувственным осмыслением окружающего мира ребенком.
Художественное своеобразие всех рассмотренных жанров детского фольклора отвечает потребностям и возможностям детского мышления, соответствует эмоциональной натуре ребенка и тем самым становится верным средством умственного и нравственного воспитания детей.