Пояснительная записка
Одной из основных сфер применения систем мультимедиа является образование - в широком смысле слова, включая как обучающие программы и курсы, так и видео-энциклопедии, справочники, словари, интерактивные путеводители, тренажеры, ситуационно-ролевые игры и др. Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности. При этом тенденция снижения цен на аппаратное и программное обеспечение мультимедиа, улучшение их характеристик, развитие авторских инструментальных систем должны привести к тому, что обучающие мультимедиа-продукты будут создаваться большим количеством фирм, учебных и научных учреждений, частных лиц. Со временем это должно привести к значительному наполнению рынка учебных продуктов по различным отраслям и профессиям.
Контроль знаний - неотъемлемая часть образовательного процесса и одна из основных частей электронного учебного пособия. В системе образования России все большую популярность приобретают при проведении текущей и итоговой аттестации массовые процедуры тестирования. В связи с этим возникает потребность в специалистах, способных разрабатывать и проводить тестирование с учетом современных достижений тестологии и компьютерной техники.
Цели курса:
- Повышение компетенции профессорско-преподавательского состава вузов в области технологий создания компьютерных тестов.
- Создание и развитие универсальной образовательной сферы, стимулирование становления новой культуры педагогического мышления.
- Формирование у преподавателя вуза практических навыков учебно-методической, научно-исследовательской работы в области информационных технологий, повышение эффективности образовательного процесса со студентами в ВУЗе.
Предметом курса являются новейшие информационные технологии, технические средства и методика их использования при создании компьютерных тестов.
Программа курса дает возможность получить практические навыки в освоении наиболее перспективных технологий, построить собственные контролирующие модули программ по специальным дисциплинам, научить созданию электронных контрольно-измерительных материалов и т.д.
В программе рассматриваются вопросы не только практического использования новых информационных технологий, но и методы и приемы позволяющие на новом качественном уровне отрабатывать контролирующие виды учебной деятельности в ВУЗе с использованием компьютерных тестов.
Задачи курса:
- Раскрытие потенциала информационных технологий для создания контролирующих программных систем учебного назначения, формирование у слушателей представлений о существующих и перспективных информационных технологиях, используемых в образовании.
- Ознакомление с современными знаниями в области тестологии и формирование умения конструировать тесты учебных достижений.
- Ознакомление со спецификой и опытом разработки контрольно-измерительных материалов в условиях использования новых информационных технологий.
- Освоение слушателями, в режиме решения творческих образовательных задач, практических навыков работы с имеющимся в ГАГУ аппаратным и программным парком новых информационных технологий. Развитие творческого потенциала преподавателя вуза, формирование его информационной культуры.
- Реализация различных форм обучения: индивидуальной, коллективной, самостоятельной формы обучения с использованием электронных учебных пособий.
- Внедрение информационных технологий создания электронных тестов в учебный процесс с целью повышения качества преподавания в вузе.
- Обеспечение подготовки и переподготовки педагогических кадров по использованию компьютерных образовательных технологий в профессиональной деятельности.
Квалификационные характеристики.
По завершении изучения курса "Компьютерное тестировнаие" слушатель должен
знать:
- этапы разработки контрольно-измерительных материалов, виды и типы тестовых заданий, проблемы составления тестовых заданий, работу с заданиями после составления, методическое оснащение тестов;
- требования, методы, методики и технологии создания компьютерных тестов с широким использованием новых информационных и коммуникационных технологий;
- критерии выбора и основные характеристики программных средств, используемых для создания компьютерных тестов;
уметь
- составлять спецификацию теста, технологическую матрицу и конструировать контрольно-измерительные материалы;
- выбирать эффективные методические приемы, технические и информационные средства для достижения цели учебного курса и решения его задач;
- ориентироваться в основных технических характеристиках новейших средств контроля знаний с использованием компьютерных тестов;
иметь навыки:
- конструирования контрольно-измерительных материалов и организации проведения тестирования;
- комплексного подхода к решению педагогических задач с использованием электронных средств контроля знаний в процессе преподавания;
- самостоятельной работы с программными и аппаратными средствами новых информационных технологий в условиях работы с компьютерными тестами;
- проведения итоговых занятий с использованием компьютерных тестов.
Общий объем курса - 72 часа. Аудиторный курс состоит из лекций, семинарских занятий и лабораторного практикума в кабинете компьютерной техники. На самостоятельную подготовку выносятся: работа над зачетным квалификационным проектом, работа с мировыми электронными библиотеками и знакомство с компьютерными тестами других авторов.
Контроль знаний. В процессе обучения выполняется проектная работа.
Изучение курса заканчивается подготовкой и защитой проектной работы, имеющей следующую структуру:
- методическое обоснование выбора образовательной технологии;
- написание теста и работа над его мультимедиа составляющей;
- практическая реализация сценарного плана на примере авторского теста;
- тестирование и доработка.
Выпускные документы. По завершении обучения при успешной защите выпускной работы слушатель получает Удостоверение о краткосрочных курсах повышения квалификации государственного образца.