ТРАДИЦИИ ПОНИМАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВОСОЗНАНИИ

Бондаренко Д.В.

На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов в политической науке является вопрос о том, что есть государство, каковы его природа и роль в общественной жизни, а также пути развития? Столь живой интерес к данной проблеме объясняется различными обстоятельствами. Одно из них - никакая организация не может конкурировать с государством в многоплановости осуществляемой деятельности. Еще Макс Вебер писал: "Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые исторически предшествовали современному государству" [1, 644].

Изложенная выше проблема осмысливается на всех уровнях - на теоретическом, на обыденном. Подходы, используемые для ее решения, также разнообразны. Один из самых интересных, на наш взгляд, основан на анализе отношений, которые возникают в системе "власть - общество - гражданин". В этом подходе особая роль принадлежит концепции правового государства.

Чтобы лучше понять суть правового государства предлагается обратиться к осмыслению идеи правового государства в отечественном правосознании. А чтобы, в свою очередь, отечественная традиция выглядела в наибольшей степени рельефно, ее анализ можно осуществить в сравнении с западноевропейской правовой мыслью.

Анализируя философско-правовую мысль Западной Европы и России нельзя не отметить тот факт, что она зависит не только от субъекта творчества, но и от эпохи, а также от культуры в целом. Прав был Иван Киреевский, который утверждал, что "западная культура, как наследница Античности и Древнего Рима, базируется на принципах внешнего авторитета, на власти и на праве" [2, 65]. Поэтому и в концепции правового государства в западноев-ропейском правосознании, закон превращается в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, а его соблюдение реально выгоднее нарушения. Приоритет права, эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона, полная незыблемость прав человека и гражданина, принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти - таковы основные принципы правового государства в западноевропейских концепциях. Главным и важнейшим среди них выступает принцип разделения властей.

Теория разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному механизму, появилась более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк (1632 - 1704) и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755).

Говоря о конкретных условиях и предпосылках возникновения теории разделения властей, необходимо не только исходить из анализа объективных факторов, но и принимать во внимание субъективные воззрения ее основателей.

Важно учитывать, например, что, будучи сторонником теории естественного права, общественного договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, наконец, идеологом социального компромисса и защитником идей либерализма, Дж. Локк не без оснований рассматривал разрабатываемый им принцип как один из способов достижения сложившихся в его миропонимании целей и решения ряда социально-политических задач.

Он считал, "что только государство - носитель публичной (политической) власти - способно защищать права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиться главной и великой цели - сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество" [2, 85].

Однако успешное выполнение этой сложной миссии со стороны государства непременно требует, согласно воззрениям знаменитого философа, четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно наделения ими различных "сдерживающих" друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов.

В соответствии с этим видением вопроса, полномочия принимать законы возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их - на монарха и правительство. Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.

Отстаивая данный способ организации власти, Дж. Локк активно выступал против концепции абсолютизации и неограниченной власти.

Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию сложившегося в условиях предреволюционной Франции компромисса буржуазии и дворянства. Государственной формой такого компромисса во Франции, так же как и в Англии, усматривалась конституционная монархия.

Из этих концепций вытекает важный принцип построения общества - принцип всеуравнивающей справедливости.

Таким образом, суть западной идеи правового государства заключается в следующем: право - есть самодостаточное и довольно абстрактное понятие. Оно есть основа всего. В современности концепция западного правового государства подчеркивает кризис правосознания. Причина тому - абсолютизация правосознания на праве, лишенном каких-либо духовных оснований.

Возникает вопрос: каковы особенности понимания правового государства в России?

Важно отметить: теория правового государства в России разрабатывалась такими учеными-правоведами, как Иван Ильин, Павел Новгородцев и др. Основания теории правового государства разительно отличаются от западных. Это обосновывают по-разному: отличный менталитет, иные генотипические черты культуры, иная правовая основа и пр.

В отечественной философско-правовой мысли идеи правового государства не могут рассматриваться и применяться вне живого правосознания. Что же такое "живое" правосознание? Согласно идеям русских мыслителей (Ильин, Новгородцев), это правосознание, основанное на идеях христианства. А христианское учение, по мнению выдающегося мыслителя и философа И.А.Ильина, "не дало никакого нового учения о праве, о правосознании, о государстве и политике, о законах и суде, о правах и сословиях. Оно как будто бы отодвигало все эти предметы на второй план, как малосущественные... Оно обращалось скорее к глубочайшим источникам человеческого духа" [3, 219].

По мнению русских мыслителей, этот религиозный нравственный дух сообщал человеку новый подход ко всему миру, и, следовательно, к праву и государству. Первооснованием правосознания являются не столько справедливость, сколько любовь, достоинство, доброжелательность, миролюбие.

Понятое таким образом правосознание коренным образом отличается от европейского, которое основано на всеуравнивающей справедливости.

Из данного понимания правосознания следует понимание правового государства. Оно рассматривается как Родина, оформленная, определенная публичным правом. Или по-другому - множество людей, связанных общностью духовной судьбы, "сжившихся на почве духовной культуры и правосознания" [3, 234]. Этим, по сути, очень многое сказано. Во всяком случае, ясно - право и государство возникают из внутреннего духовного мира человека, создаются именно для духа и ради духа и осуществляются через посредство правосознания.

Традиция понимания правового государства в отечественном правосознании такова: государство - это не система внешнего порядка, в отличие от европейской системы его понимания. На самом деле оно творится внутренне, духовно, душевно. Государственная жизнь только отражается на внешних поступках людей, а совершается и протекает в их душе. Человеческое правосознание выступает как орудие осуществления. Поэтому каждый из нас принимает свое государство правосознанием. Единство Родины и государства никогда не окрепнет, если правосознание граждан будет находиться в состоянии брожения соблазна и разложения.

Единство Родины и государства требуют внутренне крепкого и не колеблющегося правосознания.

Данные обстоятельства коренным образом отличают российское понимание правового государства от европейского. Перечисленные особенности являются доказательством особенного, присущего каждому из направлений менталитета, который раскрывает нам самые интересные, самобытные черты российских и европейских народов.

Исследование традиций понимания правового государства в отечественном и зарубежном правосознании помогает молодому специалисту определить специфику формирования понятий право, государство, правосознание, справедливость. А выявление особенностей правового государства помогает исследователю сформировать собственное видение данной проблемы.

Литература

  1. Вебер М. Избранные произведения. М: 1990.
  2. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: 2004.
  3. Ильин И. А. Собрание сочинений. - М.: 1996.- Т.1.