Согласно "Проекту концепции экологического образования населения России" [1], "экологическое образование - образовательная область, призванная реализовать идеи информационно-экологического общества, где высшей ценностью будет жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности нынешних и будущих поколений". В этих словах был заложен ответ российских педагогов на решения международных конференций ООН по проблемам окружающей среды (Москва, 1987; Рио-де-Жанейро, 1992), выдвинувших образование населения на одно из первых мест в решении проблемы гармонизации взаимоотношений человечества с окружающей средой.
Более конкретное определение экологического образования представлено в "Концепции общего среднего экологического образования" (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Салеева-Симонова и др., 1994 г.) [2]: "Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью".
В настоящее время существуют несколько подходов к определению сущностных характеристик, целей и задач экологического образования. С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин [3] отмечают: "Целью экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания". Они выделяют три задачи, которые должно решать экологическое образование.
- Формирование адекватных экологических представлений, т.е. представлений о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе.
- Формирование отношения к природе.
- Формирование системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой.
В соответствии с "Концепцией общего школьного экологического образования" целью экологического образования является процесс становления экологической культуры как совокупности нравственного духовного опыта взаимодействия человека с природой и развитие ответственности человека в решении экологических проблем в условиях устойчивого развития биосферы и общества. Экологическая ответственность, таким образом, признается важной составляющей экологической культуры личности и рассматривается как ключевая характеристика человека [4].
Экологическая культура - важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, сущность которой многогранна, многообразна и многолика. Экологическая культура включает в себя:
- понимание общих закономерностей развития природы и общества;
- осознание социальной обусловленности взаимодействия человека и природы, его роли и места в социоприродной среде;
- осознание и оценку взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой;
- бережное отношение к культурному наследию прошлого и нравственную заботу о будущих поколениях;
- умение прогнозировать последствия своих действий, подчинить свою деятельность правовым нормам общества, принять экологически ответственное решение;
- заботу о сохранении благоприятной социоприродной среды, практическую деятельность но ее улучшению;
- здоровый образ жизни, заботу о своем здоровье и здоровье окружающих.
Между тем, сегодня набирает силу более широкая интерпретация понятия "экологическая культура", трактуемая, по мнению В.А. Игнатовой, "как новое содержание общечеловеческой культуры третьего тысячелетия. Экологическая культура выступает как способ, мера и результат реализации экологического сознания и мышления личности в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности. Новой осью культуры становится экологический императив: нравственно и морально то, что не противоречит его нормам и требованиям. В понятийную матрицу экологической культуры оказываются системно и органично вписанными экологическое мировоззрение, система знаний, способы познания и образцы деятельности, гуманистические идеи, общечеловеческие ценности и идеалы, убеждения и принципы" [5].
В своих работах В.А. Игнатова определяет базовым понятием экологической культуры человека экологическое мировоззрение: "Система взглядов на объективный мир, основанная на представлении об его целостности, понимании всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности всего сущего, признании самоценности всего живого и неживого, самоценности человечества и его культуры как космических феноменов, осознании роли и места собственного "Я" в системе Мироздания и необходимости такого поведения и деятельности, которые бы в наибольшей степени способствовали сохранению среды обитания человечества" [6].
В современной культуре, приходящей на смену антропоцентризму, все более отчетливо проявляются контуры нового взгляда на мир, в становление которого вносит существенный вклад гармоническое отношение между людьми, человеком и природой, составляющими единое целостное образование. Особенностью овладения ценностями экологической культуры, как и любой другой, является то, что каждый человек входит в культуру, присваивая ее материальные и духовные ценности, усваивая социальные установки, нормативы и обязанности.
Очевидно, что процесс воспитания экологической культуры сопряжен с немалыми трудностями и во многом зависит от деятельности педагогов, знания ими закономерностей развития ребенка и особенностей формирования этого компонента духовной жизни человека.
В качестве основных экологических ценностей, определяющих профессионально-педагогические ориентации будущего специалиста в образовании, выступают: духовные - совокупный экологический опыт человечества, отраженный в экологических теориях и способах экологического мышления; практические - способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии экологического образования; личностные - педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта экологической культуры, экологического процесса и собственного жизнетворчества (интероризация этих ценностей составляет педагогическую культуру); общественно-государственные - система экологического образования должна быть ориентирована не только на запросы личности, каждого человека, но и на потребности всего общества и государства, поскольку именно экологическое образование определяет будущее состояние всех сторон жизни общества.
Базовые компоненты экологической культуры: гуманистическая экологическая позиция и личностные качества педагога; экологические теории и экологическое мышление; педагогические технологии и профессиональные умения; опыт творческой экологической деятельности, обоснование собственной экологической деятельности как системы (дидактической, воспитательной, методической); культура профессионального поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности и деятельности педагога.
С учетом необходимости усвоения студентами обозначенных компонентов экологической культуры определена адекватная номенклатура экологических дисциплин. Она может состоять из пяти следующих блоков: эколого-теоретического, психолого-педагогического, эколого-гуманитарного; натуралистического и методического.
Эколого-теоретический блок подготовки включает овладение педагогом умением использовать экологический потенциал естественнонаучных дисциплин. В значительной мере этот аспект эколого-педагогической подготовки студентов решается в рамках курса "Экология", который читается студентам всех специальностей большинства российских педагогических ВУЗов. Данный курс строится на основе многосторонних межпредметных связей и выполняет интегративную и системообразующую функции в сфере формирования адекватных экологических представлений студентов. Этот синтетический по содержанию академический курс опирается на комплекс естественных наук и формирует у студентов целостную картину системы "человек - общество - природа". В рамках данного курса раскрывается ряд фундаментальных понятий: основные закономерности организации биологических систем (организмов, популяций, видов, биоценозов, биогеоценозов, биосферы), их иерархия, целостность и взаимозависимость; научно-техническая революция как отражение антропогенеза в эволюции биосферы; рациональное использование природных ресурсов; охрана и преобразование природы; оптимизация окружающей природной среды как управление взаимодействием природы и общества. На основе курса "Экология" формируется понимание того, что общество и биосфера находятся в состоянии коэволюции; что, будучи частью природы, человек должен подчиняться ее законам. Человеческую деятельность следует не противопоставлять биосферным законам, а гармонически интегрировать.
Эколого-гуманитарный блок подготовки учителей предусматривает повышение его эрудиции в области экологически ориентированной художественной литературы, творчества писателей-натуралистов; искусствоведческих вопросов, рассматривающих тему природы в литературе, музыке, визуальном искусстве. Важное место занимает подготовка учителя к проведению эстетического анализа природных объектов и этическому осмыслению их витальных проявлений, а также к пониманию этики взаимоотношений человека с миром природы. Умение педагога раскрыть гуманистическое значение взаимодействия личности с миром природы является важнейшим профессиональным условием эффективного экологического образования в сфере формирования субъективного отношения к природе.
Натуралистический блок подготовки педагогов предусматривает формирование практических умений и навыков взаимодействия с природными объектами как в естественной среде, так и в условиях интерьерного содержания растений и животных, а также в антропогенной среде.
Комплекс экологических технологий, который необходимо освоить педагогам, включает исследовательские навыки: наблюдение природных объектов; их определение, в том числе по следам, голосам, гнездам и т. д.; правила поведения в природной среде; биотехнические и другие природоохранительные стратегии и технологии.
Технологическая подготовка педагогов для компетентного содержания растений и животных в педагогической среде предполагает формирование знаний по биологии, морфологии, физиологии и систематике соответствующих природных объектов; умения и навыки по изготовлению и техническому оснащению устройств для их содержания; биотехнические сведения о кормлении, условиях содержания, особенностях разведения; ветеринарные и фитопатологические приемы; знание основ эстетического оформления демонстрационных конструкций и т. д.
Необходима компетентность в содержании наиболее популярных и традиционных растений и животных: декоративное растениеводство, аквариумистика, декоративное птицеводство и т. д.
Психолого-педагогический блок подготовки предусматривает как общую психолого-педагогическую подготовку: общая, возрастная и педагогическая психология, теория и история педагогики, так и специальную: экологическая психология и экологическая педагогика.
В рамках экологической психологии формируется понятие экологического сознания личности. Рассматриваются закономерности формирования системы экологических представлений людей, их субъективного отношения к миру природы, выбора стратегий и технологий взаимодействия с природными объектами. Раскрываются механизмы формирования экологического сознания личности; демонстрируются процессы его онтогенетического развития; анализируется эволюция общественного экологического сознания в процессе социогенеза; показываются методы психологического измерения отношения к природе отдельной личности; дается типология отношения людей к природе и характеристика различных типов этого отношения и т. д.
Экологическая педагогика вооружает учителей представлением о сущности экологичной личности, принципах, методах и приемах ее формирования. Анализируется содержание и формы процесса экологического образования, рассматривается эффективность различных педагогических стратегий экологического образования в мире и т. д.
Методический блок предусматривает разностороннюю методическую и технологическую подготовку учителя, дает ему комплекс педагогических умений, позволяющих эффективно осуществлять процесс экологического образования школьников. Это и проведение экскурсий в мир природы, и организация учебных экологических троп или летнего экологического лагеря, и подготовка школьных экологических праздников, и руководство различными экологическими играми и их разработка, и организация детских экологических движений и т. д.
Методическая подготовка педагогов включает формирование ряда специальных навыков. Учитель должен владеть навыками оформительской работы, чтобы создавать вместе со школьниками стенды, стенгазеты, буклеты экологической направленности; навыками рисования природных объектов с натуры, в том числе в полевых условиях, чтобы иллюстрировать дневник и принимать участие в создании школьной экологической галереи; навыками фото и киносъемки в природе для создания школьной фотофильмотеки; навыками записи природных звуков - для фонотеки; навыками коллекционирования как природных объектов (следов, семян, перьев и т. д.), так и их символов (почтовых марок, значков, эмблем и т. д.); навыками флористики и фитодизайна; навыками прикладного творчества с использованием природных материалов и т. д.
Безусловно, всеми подобными навыками на высоком уровне овладеть очень сложно, но если учитель специализируется в какой-либо деятельности и достигает мастерства, то это является важнейшим фактором его авторитета и эффективного педагогического влияния.
Формы эколого-педагогической практики студентов. Наряду с чтением академических курсов для студентов по охране природы и основам экологического образования, их профессиональная подготовка осуществляется в различных формах эколого-педагогической практики. Основная функция эколого-педагогической практики - креативная, предполагающая нерегламентированность содержания экологической деятельности, усиление в ней творческих экологически-деятельных элементов по сохранению природной среды, участие в практических экологических акциях.
Большие возможности для повышения экологической компетентности студентов представляет учебно-полевая практика, в процессе которой выполняются тематические учебно-исследовательские программы, основанные на местных экологических проблемах и региональной специфике мира природы. Студентами изучаются местные редкие виды растений и животных, охраняемые и типичные природные комплексы, антропогенный фактор изменения местной флоры и фауны и т. д.
Во время школьной педагогической практики студенты осваивают сложившийся опыт экологического образования, анализируют эффективность как традиционных, так и инновационньных эколого-педагогических методик. Они помогают учителям в подготовке и проведении различных экологических мероприятий: подготовке и проведении экскурсий, праздников, экологических игр и т. д.
Другие формы эколого-педагогической подготовки учителей. Академическая психолого-педагогическая подготовка студентов в ВУЗах предусматривает проведение спецсеминаров. В рамках данной формы целесообразно введение тематического спецсеминара по экологическому образованию школьников, а также уделение большего внимания эколого-педагогическим вопросам в традиционных спецсеминарах "Методика работы классного руководителя" и т. п.
Эколого-педагогическая подготовка студентов осуществляется также в ряде форм их внеучебной общественной деятельности: участие в массовых экологических движениях ("зеленые", Всероссийское общество охраны природы, студенческие природоохранные дружины); участие в природоохранных мероприятиях; участие в культурно-просветительской работе и т. д.
После завершения обучение в ВУЗе выпускники - специалисты должны владеть теорией и методикой экологического образования и воспитания, которые проявляются в функциях и обязанностях (готовности) учителя к реализации технологии экологического образования.
- Образовательная:
- имеет систему представлений о теоретических основах и способах интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, традиций, опыта;
- владеет способами рефлексии процесса собственного образования, осознает его цели и смысл;
- знаком с основными теориями и технологиями экологического образования;
- готов к преподаванию учебного предмета с углубленным содержанием экологического компонента и умеет обеспечивать высокое качество экологического образования.
- Ориентационная:
- имеет представление о направлениях и методах внедрения концепции экологического образования;
- оперирует педагогическими понятиями в сфере экологического образования;
- проводит сравнительный анализ учебной литературы по тематике экологического образования.
- Конструктивная:
- реализует комплексный подход к организации природосообразной деятельности;
- формирует проектное отношение к собственной экологической деятельности;
- владеет комплексом принципов и способов отбора содержания экологического образования и технологий обучения;
- умеет конструировать формы организации обучения и воспитания в рамках технологии экологического образования;
- умеет создавать необходимую материально-техническую базу для реализации экологического образования.
- Коммуникативная:
- владеет принципом сотрудничества и навыками организации учебной и внеучебной работы;
- готов к организации инновационных процессов на основе принципа сотрудничества в рамках экологического образования;
- реализует эколого-культурологический подход к педагогике, отношение к эколого-образовательной деятельности как творческому процессу;
- умеет создавать условия для сотворчества и самореализации личности в процессе экологического образования.
- Мобилизационная:
- владеет методикой и технологией экологического образования;
- владеет техникой педагогического мастерства;
- формулирует образовательные, воспитательные и развивающие цели в рамках технологии экологического образования;
- анализирует учебные и реальные педагогические ситуации в рамках технологии экологического образования, вычленяет на основе такого анализа педагогические задачи.
- Организационная:
- владеет методиками управления;
- создает условия эколого-воспитывающей среды;
- готов к организации процесса экологического образования как педагог-методист, организатор дополнительного образования.
- Исследовательская:
- владеет методами организации мониторинга по результатам экологического образования;
- определяет уровень экологической воспитанности школьников с использованием комплекса психолого-педагогических методов;
- обобщает и описывает опыт учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования в сфере экологического образования;
- умеет выявлять, анализировать, обобщать и оценивать результаты своей работы.
Фундаментальной идеей в содержании экологического образования является идея развития и целостности природы, раскрываемая в цикле естественнонаучных и общественно-исторических дисциплин. Данная идея определяет идеал человека, для которого органично умение сохранять биологическое равновесие среды. Такой подход к образованию экологического характера требует не только навыков эффективной производственной деятельности, но и восприятия чувства ответственности за ее последствия. В связи с этим одной из задач экологического образования является формирование у учащихся умения оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения. Исходя из предлагаемой нами концепции, идеал экологического образования учителя представляет целостный образ человека - выпускника ВУЗа, интегрированного в экологическую культуру и способного к экологически сообразному устройству жизни собственной и своих учеников, характерными чертами которого являются не только уровень духовного развития, но и способность внедрять экологические принципы в деятельность по сохранению и воспроизводству природных богатств.