ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ

Опарин Р.В.,
Андросов М.А.

Согласно "Проекту концепции экологического образования населения России" [1], "экологическое образование - образовательная область, призванная реализовать идеи информационно-экологического общества, где высшей ценностью будет жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности нынешних и будущих поколений". В этих словах был заложен ответ российских педагогов на решения международных конференций ООН по проблемам окружающей среды (Москва, 1987; Рио-де-Жанейро, 1992), выдвинувших образование населения на одно из первых мест в решении проблемы гармонизации взаимоотношений человечества с окружающей средой.

Более конкретное определение экологического образования представлено в "Концепции общего среднего экологического образования" (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Салеева-Симонова и др., 1994 г.) [2]: "Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью".

В настоящее время существуют несколько подходов к определению сущностных характеристик, целей и задач экологического образования. С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин [3] отмечают: "Целью экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания". Они выделяют три задачи, которые должно решать экологическое образование.

  1. Формирование адекватных экологических представлений, т.е. представлений о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе.
  2. Формирование отношения к природе.
  3. Формирование системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой.

В соответствии с "Концепцией общего школьного экологического образования" целью экологического образования является процесс становления экологической культуры как совокупности нравственного духовного опыта взаимодействия человека с природой и развитие ответственности человека в решении экологических проблем в условиях устойчивого развития биосферы и общества. Экологическая ответственность, таким образом, признается важной составляющей экологической культуры личности и рассматривается как ключевая характеристика человека [4].

Экологическая культура - важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, сущность которой многогранна, многообразна и многолика. Экологическая культура включает в себя:

Между тем, сегодня набирает силу более широкая интерпретация понятия "экологическая культура", трактуемая, по мнению В.А. Игнатовой, "как новое содержание общечеловеческой культуры третьего тысячелетия. Экологическая культура выступает как способ, мера и результат реализации экологического сознания и мышления личности в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности. Новой осью культуры становится экологический императив: нравственно и морально то, что не противоречит его нормам и требованиям. В понятийную матрицу экологической культуры оказываются системно и органично вписанными экологическое мировоззрение, система знаний, способы познания и образцы деятельности, гуманистические идеи, общечеловеческие ценности и идеалы, убеждения и принципы" [5].

В своих работах В.А. Игнатова определяет базовым понятием экологической культуры человека экологическое мировоззрение: "Система взглядов на объективный мир, основанная на представлении об его целостности, понимании всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности всего сущего, признании самоценности всего живого и неживого, самоценности человечества и его культуры как космических феноменов, осознании роли и места собственного "Я" в системе Мироздания и необходимости такого поведения и деятельности, которые бы в наибольшей степени способствовали сохранению среды обитания человечества" [6].

В современной культуре, приходящей на смену антропоцентризму, все более отчетливо проявляются контуры нового взгляда на мир, в становление которого вносит существенный вклад гармоническое отношение между людьми, человеком и природой, составляющими единое целостное образование. Особенностью овладения ценностями экологической культуры, как и любой другой, является то, что каждый человек входит в культуру, присваивая ее материальные и духовные ценности, усваивая социальные установки, нормативы и обязанности.

Очевидно, что процесс воспитания экологической культуры сопряжен с немалыми трудностями и во многом зависит от деятельности педагогов, знания ими закономерностей развития ребенка и особенностей формирования этого компонента духовной жизни человека.

В качестве основных экологических ценностей, определяющих профессионально-педагогические ориентации будущего специалиста в образовании, выступают: духовные - совокупный экологический опыт человечества, отраженный в экологических теориях и способах экологического мышления; практические - способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии экологического образования; личностные - педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта экологической культуры, экологического процесса и собственного жизнетворчества (интероризация этих ценностей составляет педагогическую культуру); общественно-государственные - система экологического образования должна быть ориентирована не только на запросы личности, каждого человека, но и на потребности всего общества и государства, поскольку именно экологическое образование определяет будущее состояние всех сторон жизни общества.

Базовые компоненты экологической культуры: гуманистическая экологическая позиция и личностные качества педагога; экологические теории и экологическое мышление; педагогические технологии и профессиональные умения; опыт творческой экологической деятельности, обоснование собственной экологической деятельности как системы (дидактической, воспитательной, методической); культура профессионального поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности и деятельности педагога.

С учетом необходимости усвоения студентами обозначенных компонентов экологической культуры определена адекватная номенклатура экологических дисциплин. Она может состоять из пяти следующих блоков: эколого-теоретического, психолого-педагогического, эколого-гуманитарного; натуралистического и методического.

Эколого-теоретический блок подготовки включает овладение педагогом умением использовать экологический потенциал естественнонаучных дисциплин. В значительной мере этот аспект эколого-педагогической подготовки студентов решается в рамках курса "Экология", который читается студентам всех специальностей большинства российских педагогических ВУЗов. Данный курс строится на основе многосторонних межпредметных связей и выполняет интегративную и системообразующую функции в сфере формирования адекватных экологических представлений студентов. Этот синтетический по содержанию академический курс опирается на комплекс естественных наук и формирует у студентов целостную картину системы "человек - общество - природа". В рамках данного курса раскрывается ряд фундаментальных понятий: основные закономерности организации биологических систем (организмов, популяций, видов, биоценозов, биогеоценозов, биосферы), их иерархия, целостность и взаимозависимость; научно-техническая революция как отражение антропогенеза в эволюции биосферы; рациональное использование природных ресурсов; охрана и преобразование природы; оптимизация окружающей природной среды как управление взаимодействием природы и общества. На основе курса "Экология" формируется понимание того, что общество и биосфера находятся в состоянии коэволюции; что, будучи частью природы, человек должен подчиняться ее законам. Человеческую деятельность следует не противопоставлять биосферным законам, а гармонически интегрировать.

Эколого-гуманитарный блок подготовки учителей предусматривает повышение его эрудиции в области экологически ориентированной художественной литературы, творчества писателей-натуралистов; искусствоведческих вопросов, рассматривающих тему природы в литературе, музыке, визуальном искусстве. Важное место занимает подготовка учителя к проведению эстетического анализа природных объектов и этическому осмыслению их витальных проявлений, а также к пониманию этики взаимоотношений человека с миром природы. Умение педагога раскрыть гуманистическое значение взаимодействия личности с миром природы является важнейшим профессиональным условием эффективного экологического образования в сфере формирования субъективного отношения к природе.

Натуралистический блок подготовки педагогов предусматривает формирование практических умений и навыков взаимодействия с природными объектами как в естественной среде, так и в условиях интерьерного содержания растений и животных, а также в антропогенной среде.

Комплекс экологических технологий, который необходимо освоить педагогам, включает исследовательские навыки: наблюдение природных объектов; их определение, в том числе по следам, голосам, гнездам и т. д.; правила поведения в природной среде; биотехнические и другие природоохранительные стратегии и технологии.

Технологическая подготовка педагогов для компетентного содержания растений и животных в педагогической среде предполагает формирование знаний по биологии, морфологии, физиологии и систематике соответствующих природных объектов; умения и навыки по изготовлению и техническому оснащению устройств для их содержания; биотехнические сведения о кормлении, условиях содержания, особенностях разведения; ветеринарные и фитопатологические приемы; знание основ эстетического оформления демонстрационных конструкций и т. д.

Необходима компетентность в содержании наиболее популярных и традиционных растений и животных: декоративное растениеводство, аквариумистика, декоративное птицеводство и т. д.

Психолого-педагогический блок подготовки предусматривает как общую психолого-педагогическую подготовку: общая, возрастная и педагогическая психология, теория и история педагогики, так и специальную: экологическая психология и экологическая педагогика.

В рамках экологической психологии формируется понятие экологического сознания личности. Рассматриваются закономерности формирования системы экологических представлений людей, их субъективного отношения к миру природы, выбора стратегий и технологий взаимодействия с природными объектами. Раскрываются механизмы формирования экологического сознания личности; демонстрируются процессы его онтогенетического развития; анализируется эволюция общественного экологического сознания в процессе социогенеза; показываются методы психологического измерения отношения к природе отдельной личности; дается типология отношения людей к природе и характеристика различных типов этого отношения и т. д.

Экологическая педагогика вооружает учителей представлением о сущности экологичной личности, принципах, методах и приемах ее формирования. Анализируется содержание и формы процесса экологического образования, рассматривается эффективность различных педагогических стратегий экологического образования в мире и т. д.

Методический блок предусматривает разностороннюю методическую и технологическую подготовку учителя, дает ему комплекс педагогических умений, позволяющих эффективно осуществлять процесс экологического образования школьников. Это и проведение экскурсий в мир природы, и организация учебных экологических троп или летнего экологического лагеря, и подготовка школьных экологических праздников, и руководство различными экологическими играми и их разработка, и организация детских экологических движений и т. д.

Методическая подготовка педагогов включает формирование ряда специальных навыков. Учитель должен владеть навыками оформительской работы, чтобы создавать вместе со школьниками стенды, стенгазеты, буклеты экологической направленности; навыками рисования природных объектов с натуры, в том числе в полевых условиях, чтобы иллюстрировать дневник и принимать участие в создании школьной экологической галереи; навыками фото и киносъемки в природе для создания школьной фотофильмотеки; навыками записи природных звуков - для фонотеки; навыками коллекционирования как природных объектов (следов, семян, перьев и т. д.), так и их символов (почтовых марок, значков, эмблем и т. д.); навыками флористики и фитодизайна; навыками прикладного творчества с использованием природных материалов и т. д.

Безусловно, всеми подобными навыками на высоком уровне овладеть очень сложно, но если учитель специализируется в какой-либо деятельности и достигает мастерства, то это является важнейшим фактором его авторитета и эффективного педагогического влияния.

Формы эколого-педагогической практики студентов. Наряду с чтением академических курсов для студентов по охране природы и основам экологического образования, их профессиональная подготовка осуществляется в различных формах эколого-педагогической практики. Основная функция эколого-педагогической практики - креативная, предполагающая нерегламентированность содержания экологической деятельности, усиление в ней творческих экологически-деятельных элементов по сохранению природной среды, участие в практических экологических акциях.

Большие возможности для повышения экологической компетентности студентов представляет учебно-полевая практика, в процессе которой выполняются тематические учебно-исследовательские программы, основанные на местных экологических проблемах и региональной специфике мира природы. Студентами изучаются местные редкие виды растений и животных, охраняемые и типичные природные комплексы, антропогенный фактор изменения местной флоры и фауны и т. д.

Во время школьной педагогической практики студенты осваивают сложившийся опыт экологического образования, анализируют эффективность как традиционных, так и инновационньных эколого-педагогических методик. Они помогают учителям в подготовке и проведении различных экологических мероприятий: подготовке и проведении экскурсий, праздников, экологических игр и т. д.

Другие формы эколого-педагогической подготовки учителей. Академическая психолого-педагогическая подготовка студентов в ВУЗах предусматривает проведение спецсеминаров. В рамках данной формы целесообразно введение тематического спецсеминара по экологическому образованию школьников, а также уделение большего внимания эколого-педагогическим вопросам в традиционных спецсеминарах "Методика работы классного руководителя" и т. п.

Эколого-педагогическая подготовка студентов осуществляется также в ряде форм их внеучебной общественной деятельности: участие в массовых экологических движениях ("зеленые", Всероссийское общество охраны природы, студенческие природоохранные дружины); участие в природоохранных мероприятиях; участие в культурно-просветительской работе и т. д.

После завершения обучение в ВУЗе выпускники - специалисты должны владеть теорией и методикой экологического образования и воспитания, которые проявляются в функциях и обязанностях (готовности) учителя к реализации технологии экологического образования.

  1. Образовательная:
    • имеет систему представлений о теоретических основах и способах интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, традиций, опыта;
    • владеет способами рефлексии процесса собственного образования, осознает его цели и смысл;
    • знаком с основными теориями и технологиями экологического образования;
    • готов к преподаванию учебного предмета с углубленным содержанием экологического компонента и умеет обеспечивать высокое качество экологического образования.
  2. Ориентационная:
    • имеет представление о направлениях и методах внедрения концепции экологического образования;
    • оперирует педагогическими понятиями в сфере экологического образования;
    • проводит сравнительный анализ учебной литературы по тематике экологического образования.
  3. Конструктивная:
    • реализует комплексный подход к организации природосообразной деятельности;
    • формирует проектное отношение к собственной экологической деятельности;
    • владеет комплексом принципов и способов отбора содержания экологического образования и технологий обучения;
    • умеет конструировать формы организации обучения и воспитания в рамках технологии экологического образования;
    • умеет создавать необходимую материально-техническую базу для реализации экологического образования.
  4. Коммуникативная:
    • владеет принципом сотрудничества и навыками организации учебной и внеучебной работы;
    • готов к организации инновационных процессов на основе принципа сотрудничества в рамках экологического образования;
    • реализует эколого-культурологический подход к педагогике, отношение к эколого-образовательной деятельности как творческому процессу;
    • умеет создавать условия для сотворчества и самореализации личности в процессе экологического образования.
  5. Мобилизационная:
    • владеет методикой и технологией экологического образования;
    • владеет техникой педагогического мастерства;
    • формулирует образовательные, воспитательные и развивающие цели в рамках технологии экологического образования;
    • анализирует учебные и реальные педагогические ситуации в рамках технологии экологического образования, вычленяет на основе такого анализа педагогические задачи.
  6. Организационная:
    • владеет методиками управления;
    • создает условия эколого-воспитывающей среды;
    • готов к организации процесса экологического образования как педагог-методист, организатор дополнительного образования.
  7. Исследовательская:
    • владеет методами организации мониторинга по результатам экологического образования;
    • определяет уровень экологической воспитанности школьников с использованием комплекса психолого-педагогических методов;
    • обобщает и описывает опыт учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования в сфере экологического образования;
    • умеет выявлять, анализировать, обобщать и оценивать результаты своей работы.

Фундаментальной идеей в содержании экологического образования является идея развития и целостности природы, раскрываемая в цикле естественнонаучных и общественно-исторических дисциплин. Данная идея определяет идеал человека, для которого органично умение сохранять биологическое равновесие среды. Такой подход к образованию экологического характера требует не только навыков эффективной производственной деятельности, но и восприятия чувства ответственности за ее последствия. В связи с этим одной из задач экологического образования является формирование у учащихся умения оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения. Исходя из предлагаемой нами концепции, идеал экологического образования учителя представляет целостный образ человека - выпускника ВУЗа, интегрированного в экологическую культуру и способного к экологически сообразному устройству жизни собственной и своих учеников, характерными чертами которого являются не только уровень духовного развития, но и способность внедрять экологические принципы в деятельность по сохранению и воспроизводству природных богатств.

Литература

  1. Экологическое образование населения России до 2010 г. Проект концепции. - М.: Республика, 1996. - 60 с.
  2. Концепция общего среднего экологического образования // Зеленый мир. - 1997. - N14. С. 2-4.
  3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - С. 23.
  4. Концепция общего среднего экологического образования // Зеленый мир. - 1997. - N 14. С. 2-4.
  5. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика. - Тюмень: ТГУ, 1998.-С 37.
  6. Игнатова В.А. Экологическая культура: грани постижения / Формирование экологической культуры учащихся: проблемы и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 1999 г. - Тюмень: ТГУ, 1999. - С. 12.