ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОНЯТИЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ

Давыдкина Е. И.

Схема традиционного обучения выглядит примерно так. Преподаватель излагает теорию или другую любую информацию, стремясь к тому, чтобы студенты лучше запомнили материал, и дает в качестве примера ряд задач и способы их решения. Студенту остается лишь выучить материал и поупражняться в решении задач по образцу. В этом случае от обучающегося требуется внимание, восприятие, память, обеспечивающие формирование умений и навыков.

Если говорить о мышлении, то в такой системе оно оказывается в определенном смысле лишним. Действительно, за студента думают ученые - составители учебников, сам преподаватель, предъявляющий готовую информацию. Основная нагрузка оказывается на памяти студентов. Конечно, это ни в коем случае не означает, что студенты не мыслят, не обладают мышлением. И мыслят и обладают мышлением, но преподаватель не управляет этой психической функцией. Если студент мыслит, то вопреки традиционной схеме обучения, а не как результат целенаправленной учебной деятельности.

Естественно, что без памяти обучение невозможно, но обращение к ней - это обращение к прошлому, из которого можно извлечь что-то важное, но только то, что уже было заложено.

При использовании же мышления, мы обращаемся к будущему, т е. к тем действиям и ситуациям, которые для студента оказываются нестандартными, новыми. Тем самым осуществляется перенос акцента с алгоритмического обучения на творческое с представлением возможности для самореализации, самоорганизации, самовоспитания, саморазвития, начальным звеном которых выступает проблемная ситуация, составляющая основу проблемного типа обучения, которое является главным элементом развивающего обучения, технологии, т.к. именно проблема - первопричина активного мышления, непосредственный его побудитель.

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Оно позволяет раскрывать новые, непосредственно не данные абстрактные свойства, выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь мышления к все более глубокому познанию бытия. Так как мышление отражает отношения и связи, то, следовательно, оно позволяет раскрывать свойства и сущность объектов и явлений. Поэтому для развития мышления имеет смысл использовать в процессе обучения не только научные модели, теории, законы, которые имеют понятийную структуру, но и методически целесообразные понятийные комплексы.

Одно из достоинств понятийных комплексов мы видим в том, что они выполняет функцию объединения понятий в определенные системы. Сами по себе понятия ничего не могут сказать о содержании предмета обучения, но, будучи связанными определенной системой, они раскрывают структуру предмета, его задачи и пути развития. «Отдельные понятия - это только содержательный элемент, а множество понятий в системе связей - самое содержание» [1].

Таким образом, понятийные комплексы позволяют реализовать системный подход к обучению и включать студентов в деятельность по формированию основополагающих понятий через построение методически целесообразных систем, обеспечивающих преемственность в познавательной деятельности на основных этапах формирования, обогащения и развития физических понятий.

В качестве одного из комплексов мы рассматриваем, например, такую целостность, которая объединяет следующие основополагающие понятия: энергия, энтропия, работа, теплота. При этом в процессе обучения выявилась целесообразность введения в рамках этого комплекса ряд подкомплексов: энергия как комплексное понятие, связывающее воедино все явления живой и неживой природы; энтропия как комплексное понятие, связывающее воедино все явления живой и неживой природы; энергоэнтропика как комплексное понятие, позволяющее описывать закономерности функционирования и развития любых систем.

Мы считаем, что комплексный подход к формированию понятий значительно повысит качество их формирования и сумеет выделить в них единичное, которое проявляется в необходимости существования каждого из этих понятий; особенное, которое позволяет выделять такие группы процессов, как макроскопические процессы передачи энергии и микроскопические; а также всеобщее, которое объединяет все эти понятия и имеет единую основу - движение материи во всех ее видах.

Осуществляя учебную деятельность с понятийными комплексами, студенты выявляют необходимые существенные связи, отделяя случайное от необходимого, переходят сознательно от единичного к особенному. Раскрывая существенные связи, студенты учатся обобщать, что, в свою очередь, приводит к развитию мышления, так как всякое мышление совершается в обобщениях. Мышление - это и есть движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего - к отдельному.

В этом смысле понятийные комплексы, как видно, обладают значительным дидактическим потенциалом, который в настоящее время пока еще не раскрыт полностью и потому целенаправленно и систематически не используется в учебном процессе.

Таким образом, понятийные комплексы позволяют включать студентов в специальную теоретическую познавательную деятельность, которая приводит к новым заключениям и носит продуктивный и творческий характер.

Литература

  1. С. И. Архангельский