ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ

Тюхтенева Р.Т.

Среди угроз и ограничений развития Республики Алтай наиболее серьезными является высокие транспортные расходы, которые обусловлены периферийным местоположением, низкой плотностью населения и отсутствием железнодорожного транспорта. Действительно, транспортные расходы значительно увеличивают себестоимость произведенной и потребляемой продукции на территории РА.

Подобные серьезные ограничения влияют на состояние экономического потенциала и специализацию нашего региона. Необходимо разобраться в данной проблеме и определить пути ее преодоления. Предприятия не однородны по степени реагирования на изменения транспортных расходов. Это прежде всего зависит от типа предприятий. В соответствии с поставленной проблемой все предприятия можно разделить на две группы:

  1. Предприятия, у которых в себестоимости продукции транспортные расходы не играют значительную роль. К таким предприятиям относят предприятия, ориентированные на местное сырье. Под местным сырьем подразумевается сырье, обладающее не локальным, а гораздо большим значением (от регионального до мирового). И которое не мобильно по отношению к данной территории.
  2. Транспортно-ориентированные предприятия. У этих предприятий роль транспортных расходов высока. Для них месторасположение имеет важное значение.

Когда эти предприятия выбирают оптимальное местоположение для себя, то они решают по сути задачу, расположить свое производство ближе к сырью или к потребителям. Ответить на этот вопрос можно дать. Необходимо лишь проанализировать, что дешевле обходится: перевозка сырья или перевозка готовой продукции.

Сырье с меньшими затратами перевозится в следующих случаях:

Например, такие производства, как розлив воды, изготовление мебели, швейных изделия, стеклотары, бытовой техники лучше всего располагать ближе к месту потребления. Такие предприятия называются рыночно-ориентированными, т.е. тяготеют к местам локализации потребителей.

Готовая продукция с меньшими затратами перевозиться в следующих случаях:

Например, такие производства, как распиловка леса, тюкование шерсти, консервирование фруктов и овощей, переработка молока лучше всего располагать ближе к сырью. Такие предприятия называются ресурсно-ориентированными. Таким образом, величина транспортных расходов определяет тот тип предприятия, который будет эффективно функционировать на территории региона.

Нами предлагается спроектировать данный процесс, который будут состоять из следующих этапов.

1 этап. Определить, какие ресурсы имеют не только локальное, но и региональное, национальное и мировое значение с точки зрения эффективности его использования, т.е. регион должен обладать преимуществом по эксплуатации этого ресурса по сравнению с другими регионами.

Следует помнить, что затраты формируются не только за счёт природные ресурсов, но и трудовых, рекреационных. Под местными ресурсами можно подразумевать даже культурно-бытовые условия проживания. Например, производства, относящиеся к наукоемким, где главным фактором являются интеллектуальные способности человека, тяготеют именно к такого рода ресурсам.

Также на этом этапе необходимо определить те ресурсы которые не имеют локальное значение. Они также могут участвовать в специализации региона.

2 этап представлен в виде определенного алгоритма
На этом этапе нам необходимо вспомнить об эффекте масштаба. Одним из ограничений развития нашего региона является небольшая емкость рынка. В результате этого рыночно-ориентированные предприятия, которые для снижения себестоимости требует больших объемов производства, не могут успешно функционировать. Те же, которые имеют преимущества перед большими предприятиями по себестоимости, способны эффективно работать в нашем регионе.

Например, можно вспомнить неудачную попытку производства телевизоров. Сборки самолетов.

Процессу проектирования должны предшествовать ряд действий:

  1. Определение значения транспортных расходов для тех или иных производств. Т.е. какие именно предприятия отнести к транспортно-ориентированными, в частности к ресурсно-ориентированными или рыночно-ориентированными. Некоторые производства сложно однозначно отнести к тому или иному типу. Например, производство стройматериалов, полиграфическую продукцию.
  2. Проектированию должна предшествовать экономическая оценка ресурсного потенциала. Необходимо знать не только наличие природных, трудовых и рекреационных ресурсов, но то, какое значение имеют эти ресурсы в целом для сибирского региона или страны в целом.
  3. Определить оптимальный объем производства для ряда отраслей. А именно при каких объемах наступает и исчезает положительный эффект масштаба.

За рамками данной статьи остались вопросы методики решения вышеперечисленных вопросов. Кроме этого, материал, представленный в статье, носит позитивный характер, т.е. описывает только экономическую составляющую.

За рамками остались вопросы, которые носят нормативный характер, и касаются вопросов государственного регулирования. Так, в результате активного вмешательства государства в виде льготного налогообложения и кредитования и иных инструментов поддержки можно кардинально изменить отраслевую структуру региона, что и было сделано в плановом хозяйстве 70-х - 80-х гг. ХХ столетия.

Литература

  1. Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1987. - 387 с.
  2. Анчишкин А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. М.: Экономика, 1973. - 205 с.
  3. Горбунов Э.П. Экономический потенциал развитого социалистического общества // Вопросы экономики. 1981. - 9. - С. 25-32.
  4. Донец Ю.Ю. Эффективность использования производственного потенциала. - Киев, 1987.- 114 с.
  5. Игнатенко Н.Г., Руденко В.П. Природно-ресурсный потенциал территории: Географический анализ и синтез. Львов, 1986. - 164 с.
  6. Лукинов И.И. Аграрный потенциал: исчисление и использование // Вопросы экономики. - 1988. - 1. - С. 10-18.
  7. Свободин В.Н. Производственный потенциал сельскохозяйственного предприятия и оценка эффективности его использования // Вестник статистики. - 1984. - 10.- С. 5-11.
  8. Черников Д.А. Эффективность использования производственного потенциала и конечные народнохозяйственные результаты // Экономические науки. - 1981. - 10. - С. 88-96.
  9. Шевченко Д.К. проблемы эффективности использования экономического потенциала. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1984. - 86 с.