Научно-теоретические подходы к содержанию и целям внешнеторговой деятельности

Иташев А.В.

Для раскрытия вопроса считаю необходимым определить сущность и значение внешней торговли во внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность региона национального государства (федерации) направлена на получение дополнительного дохода от реализации конкурентоспособного экспортного ресурса или товара. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность осуществляется в основном в форме внешней торговли.

Интернационализация экономических связей обеспечивает каждой стране и регионам входящим в нее возможность использования потенциала мировой хозяйственной системы в интересах собственного социально-экономического развития. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность, с одной стороны, расширяет возможности экономического развития регионов национального государства, а с другой, - увеличивает риски, связанные с обеспечением их экономической безопасности. Значение внешнеэкономической деятельности определяется результатами внешней торговли: использованием преимуществ международного разделения труда и получением дополнительного дохода; расширением рынка сбыта продукции национальных производителей.

На основе анализа научно-теоретических подходов развития международных экономических отношений нашей задачей является раскрыть цели внешнеторговой деятельности и способы их достижения.

Анализ научных идей и взглядов западных экономистов по проблематике осуществления международных экономических отношений позволяет выделить основные школы и направления в исследовании внешнеторговой деятельности и, тем самым, проследить эволюцию подходов к содержанию и целям внешнеторговой деятельности.

Динамика показателей движения наличного населения Республики Алтай за 1992-2002 годы
Автор
 научного подхода
Содержание научного подхода Название научной концепции
Т. Мэн, А. Монкретьен Считали, что богатство страны создается в ходе торгового обмена между странами, а потому государству следует осуществлять протекционистскую политику для защиты интересов национального хозяйства и вместе с тем поощрять экспорт товаров для обеспечения активного торгового баланса Экономическое учение меркантилистов (XV - XVIII вв.)
А. Смит Выдвинул принцип свободной торговли, в основе которого лежит возможность страны производить (благодаря ее природным особенностям или производственному потенциалу) какой-либо товар более эффективно, то есть с меньшими затратами на единицу продукции по сравнению с другими странами, производящими тот же товар Теория абсолютного преимущества
Д. Рикардо Обосновал принцип сравнительных преимуществ, согласно которому страны должны специализироваться на производстве и вывозе тех товаров, которые они производят с относительно меньшими издержками (в расчете на единицу труда) Теория сравнительных преимуществ
Э. Хекшер, Б. Олин Показали, что страна стремится экспортировать те товары, производство которых требует интенсивного использования факторов производства, которыми данная страна обладает в сравнительно большом объеме, нежели ее торговые партнеры Теория международной торговли Хекшера-Олина
В. Леонтьев В результате эмпирических исследований показал, что в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие, что не согласуется с основным выводом теории Хекшера- Олина Парадокс Леонтьева
Р. Вернон Согласно концепции, некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость и упадок);производство этой продукции перемещается из одних стран в другие в зависимости от этапа цикла Теория жизненного цикла продукта
П. Кругман, К. Ланкасер Предположили, что страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства выигрывают от внешней торговли при специализации на тех производствах, в которых наблюдается эффект масштаба (снижение издержек на единицу выпуска по мере роста объемов производства) Теория эффекта масштаба
М. Портер Обосновал, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с «естественными», а с «приобретенными» преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы, исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны Теория конкурентных преимуществ
Таблица 1

Изучение работ отечественных ученых О.Т. Богомолова, Е.А. Брагина, В.Е. Рыбалкина и других показало, что в исследованиях отечественных авторов значительное внимание уделяется изучению международного разделения труда и факторов его развития, проблемам интернационализации хозяйственной жизни, а также формам ее осуществления. В последнее время в фокусе научных интересов оказались процессы глобализации экономики в качестве ведущей тенденции мирового развития.

В русле этих теоретических подходов внешнеторговая деятельность и ее эффективность рассматриваются в направлении интеграции национальной экономики и составляющих ее регионов в мировое хозяйство, обеспечения качества экономического роста с точки зрения глобализации экономики, а, в этой связи, нахождения оптимального соотношения экспортной ориентации и импортозамещения.

Вместе с тем, делается вывод о том, что пока явно недостаточна концептуальная проработка вопросов о путях и стратегии интеграции экономики региона национального государства в мирохозяйственные связи, что определяется недостаточной методической разработанностью вопросов регулирования внешнеторговой деятельности региона национального государства при международном разделении труда.

Использование преимуществ международного разделения труда может сопровождаться формированием относительно обособленных экспортоориентированных секторов экономики. Развитие этих секторов может привести к нарушению целостности национальной хозяйственной системы и к обострению межрегиональных противоречий, когда регионы с высоким экспортным потенциалом ориентируются преимущественно на развитие внешнеторговых связей. Регион оказывается заинтересованным во введении протекционистских мер по защите внутреннего рынка в отношении продукции, производимой в данном регионе, и, одновременно, в снятии ограничений на импорт иных видов продукции в целях удешевления рабочей силы, снижения производственных издержек и ослабления социальной напряженности.

Указанные научно-теоретические подходы необходимо рассмотреть через призму региона, дать определение понятию «регион» и соотнести возможность применения теорий внешней торговли.

Ключевым понятием рассматриваемой области исследования является - регион - может имеющий множество значений в зависимости от целей и подходов исследования. Исходным понятием выступает «территория» - ограниченная часть твердой поверхности Земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками. Неоднородность территории по различным признакам или чрезмерная величина территории с точки зрения целей изучения или практической деятельности обуславливают необходимость членения территории на части - регионы. В этой связи регион можно рассматривать как определенную территорию, отличающуюся от других территорий по ряду признаков и обладающей некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Синонимом понятия «регион» является «район», но применение которого укоренилось для обозначения определенных типов регионов: административный район, внутригородской район, крупный экономический район. Введенное понятие региона является абстрактным и предполагает конкретизацию при содержательной интерпретации при выделении определенных типов регионов. Так, Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента России в 1996г. определяют регион как «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-эконо-мических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации».

При определении региона для исследования внешнеторговой деятельности наибольшее значение имеет выделение регионов с позиций административного и экономического управления, места в территориальном и международном разделении труда, функционировании рынков товаров и услуг, типичности социально-экономических проблем. В этой связи регион целесообразно рассматривать как субъект федерации, имеющий административные и экономические рычаги регулирования и обладающий правосубъектностью.

Применительно к внешнеторговой деятельности региона может быть использована концепция Хекшера-Олина, когда в скрытом виде экспортируются избыточные факторы производства и импортируются дефицитные, то есть передвижение товаров из региона в регион, из страны в страну, компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах национального хозяйства, что характерно для экономик переходного периода.

Важно определить модели регулирования внешнеторговой деятельности и их применимость для приграничных субъектов.

Исходя из анализа особенностей внешнеторговой деятельности региона национального государства в условиях переходной экономики, сформулированы принципы регулирования внешнеторговой деятельности региона. К ним отнесены:
- принцип системности, означающий, что все методы и инструменты регулирования должны быть совместимы между собой;
- многоуровневость и многосубъектность, предполагающие соблюдение принципа комплексности;
- учет обратных связей, оценка последствий регулирования.

Предложенные методические основы позволили определить содержание понятия регулирования внешнеторговой деятельности региона при углублении международного разделения труда как распространение принципов предпринимательства, с одной стороны, и государственного регулирования, - с другой. Речь идет о том, что государство на федеральном и региональном уровнях выступает и как равноправный экономический агент, и как гарант законности и правопорядка, стабильности макроэкономической обстановки.

Вследствие дифференциации экономических, географических и исторических условий развития внешнеторговой деятельности и в зависимости от степени и форм участия государства в реализации этой деятельности сформировались следующие основные модели регулирования внешнеторговой деятельности: «экспансионистская», ориентированная на занятие доминирующего положения в структуре мирохозяйственных связей; «стабилизационная» модель, направленная на сохранение исторически сформировавшегося регионального межгосударственного рынка и конкурентных позиций в нем; «структурная» модель, направленная на использование потенциала мирохозяйственной системы для ускорения процессов реконструкции и развития национально-хозяйственного комплекса; «фискальная» модель, направленная на максимизацию текущих доходов, получаемых государством от осуществления внешнеторговой деятельности; «инструментальная» модель, связанная с определенным вычленением внешнеэкономического комплекса и торговли из национальной хозяйственной системы в целях использования потенциала мирохозяйственной системы в рамках регулируемой экономики.

Основные модели регулирования внешнеторговой деятельности
Тип модели Основная цель модели Условия и инструменты реализации
Экспансионистская (США) Ориентирована на занятие доминирующего положения в структуре мирохозяйственных связей Защита интересов национальных производителей на внутреннем рынке путем использования механизмов косвенного регулирования - <добровольного> ограничения экспорта продукции на национальный рынок со стороны стран-контрагентов
Стабилизационная (страны ЕС) Направлена на сохранение исторически сформировавшегося регионального международного рынка и конкурентных позиций входящих в него государств Широкое использование мер нетарифного регулирования для защиты интересов конкретной страны или конкретного предприятия (отрасли)
Структурная (Япония, страны ЮВА) Направлена на использование потенциала мирохозяйственной системы для ускорения процессов реконструкции и развития национально-хозяйственного комплекса Проведение на определенном этапе селективной внешнеэкономической политики по ускоренному вхождению в систему мирохозяйственных связей отдельных отраслей производства при одновременном формировании условий протекционизма для других отраслей с использованием методов тарифного и нетарифного регулирования
Фискальная (Страны Латинской Америки) Направлена на максимизацию текущих доходов, получаемых государством от осуществления внешнеторговой деятельности, и, в первую очередь, импортных операций Проведение тарифной политики, направленной на максимизацию импортных и экспортных пошлин и других доходов, извлекаемых государством из внешнеторговой деятельности
Инструментальная (Китай) Связана с определенным вычленением внешнеэкономического комплекса из национальной хозяйственной системы в целях использования потенциала мирохозяйственной системы в рамках регулируемой экономики Сохранение тарифных и нетарифных форм регулирования экспорта и импорта на всей территории за исключением зон хозяйствования со специальным экономическим режимом
Таблица 2

Результаты сравнительного анализа регулирования позволили сделать следующие выводы:

  1. В индустриально развитых странах сохранены эффективные механизмы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а их использование в конкретный момент обуславливается лишь конъюнктурой мирового рынка. Меры государственного регулирования используются для повышения конкурентных позиций национальных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, оптимизации структуры хозяйственного комплекса в соответствии с национальными интересами и целями внешнеторговой политики.
  2. Результаты анализа макроэкономической эффективности рассматриваемых моделей показывают, что развитие национального и регионального хозяйственных комплексов в максимальной степени стимулируется использованием «структурной» и «инструментальной» моделей развития внешнеторговой деятельности, при этом последняя оказывается наиболее эффективной в странах с переходной экономикой.
  3. Внешнеторговая деятельность России на первом этапе экономических преобразований осуществлялась, в основном, в рамках «фискальной» модели, направленной на максимизацию текущих доходов, получаемых государством от операций на мировом рынке товаров и услуг. Для оптимизации условий осуществления внешнеторговой деятельности необходимо формирование эффективного механизма регулирования внешнеторговой деятельности региона национального государства.

Эффективность внешнеторговой деятельности определяется механизмом регулирования внешнеторговой деятельности, формирующим в свою очередь содержание внешнеторговой политики. Для этого необходимо рассмотреть эволюцию системы управления внешнеэкономическими связями в Российской Федерации, провести оценку существующих в различные периоды форм взаимодействия государственных органов управления всех уровней и хозяйствующих субъектов, с точки зрения соответствия целей развития экономической системы и используемых методов регулирования.

Регулирование реализуется через выполнение органами государственного управления разного уровня функций организации внешнеторговой деятельности. В связи с чем происходит разграничение функций между субъектами федерации и федерацией.

Уровни разграничения функций организации внешнеторговой деятельности
Функции Субъект федерации Федерация
Формирование и реализация производственной программы Предоставление дополнительных ресурсов для реализации приоритетных программ Экспорт товаров и услуг, находящихся в собственности субъекта федерации Предоставление льгот и преференций для приоритетных отраслей и территориальных хозяйственных комплексов Экспорт товаров и услуг, находящихся в собственности федерации
Формирование и реализация маркетинговой программы Определение оптимальных внешних рынков сбыта по номенклатуре товаров, производимых в регионе. Реализация мер государственного маркетинга. Развитие инфраструктуры внешнеэкономических и международных связей в соответствии с выбранными территориально-географическими приоритетами Предоставление экспортерам информации о конъюнктуре внешних рынков Преодоление дискриминационных ограничений на экспорт продукции Обеспечение условий наибольшего благоприятствования во внешнеторговых отношениях со всеми странами мировой экономической системы
Проведение НИОКР, направленных на расширение экспорта Разработка региональных программ развития экспорта Разработка федеральной программы развития экспорта
Обеспечение импорта продукции, необходимой для удовлетворения потребностей внутреннего рынка Мобилизация ресурсов, необходимых для обеспечения импорта стратегически значимых для региона товаров Мобилизация ресурсов, необходимых для функционирования национального хозяйственного комплекса и обслуживания международных обязательств
Ограничение экспорта товаров и услуг, необходимых для обеспечения потребностей внутреннего рынка Формирование устойчивой структуры технологически связанных предприятий региона Оптимизация налоговой и тарифной политики на государственном уровне
Предотвращение неблагоприятных структурных изменений при расширении экспорта Реализуется путем стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции Реализуется в основном путем налоговой, таможенно-тарифной политики и реализации федеральных инвестиционных программ
Таблица 3

Необходимо формировать государственную политику по организации внешнеторговой деятельности в особенности для приграничных субъектов, используя механизмы модели инструментальной политики.