МЕТОДИКИ РАСЧЕТА И ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Ялбачева Е.В.

Главной компонентой состояния и развития любой территории является население. Его численность, половозрастной состав, основные демографические и качественные характеристики, в конечном счете, определяют экономическое и социальное развитие. Пристального внимания, в частности, требует трудовой потенциал населения страны и ее регионов, от состояния которого зависят возможности реализации труда как основополагающего фактора общественного производства.

Одним из основных оценочных показателей экономического потенциала развития региона является оценка трудового потенциала региона.

В экономической литературе данный термин рассматривается с двух позиций - как статистический показатель и как экономическая категория. В первом случае - это значение численности трудовых ресурсов в рассматриваемом периоде, которое может быть достигнуто вовлечением при определенных условиях в экономическую деятельность пока не занятых в экономике трудовых ресурсов [1]. Сущность данного показателя определяется как максимальные потенциальные возможности населения региона, которые могут мобилизованы в процессе труда для достижения конкретно поставленной цели.

Трудовой потенциал как экономическая категория характеризует население как производителя материальных благ на основе совокупности всех качеств, определяющих его трудоспособность: способность и склонность работника к труду, состояние его здоровья, выносливость, тип нервной системы, т.е. все то, что отражает психологический и физиологический потенциал с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, определяющих способность к труду соответствующей квалификации, с уровнем сознания и ответственности, социальной зрелости, идейной убежденности, интересами и потребностями и др. В этом аспекте трудовой потенциал человека характеризует качественную оценку интеллектуальных и физических способностей личности, а также уровень развития самосознания и нравственных качеств применительно к трудовой деятельности человека.

Таким образом, трудовой потенциал есть совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом. В отличие от трудовых ресурсов, только определяющих количество и структуру труда, трудовой потенциал еще характеризует его качество и потенциальные возможности. Вместе с тем эта качественная сторона находится в определенном единстве с трудовыми ресурсами. Знания о количественном и качественном составе трудовых ресурсов и трудовом потенциале необходимы для организации воспроизводства рабочей силы, экономическим содержанием которого являются отношения, складывающиеся по поводу ее формирования, распределения (перераспределения) и использования.

Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и взаимоотношений:
- первый уровень, отражающий прошлое, т.е. представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обуславливающих ее возможность функционирования и развития;
- второй уровень, характеризующий настоящее с точки зрения практического применения и использования способностей;
- третий уровень, ориентированный на развитие в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои способности, но и приобретает новые навыки [2].

Особую актуальность для практики управления регионом приобретает проблематика выявления параметров трудового потенциала с целью адекватной его оценки. Необходимо отметить, что до сих пор нет обобщающего показателя оценки трудового потенциала, отражающего совокупность разнородных количественных и качественных факторов труда [3].

Так как речь идет о трудовом потенциале региона, то именно он показывает способности региона к производству общественного продукта и воспроизводству его элементов.

Принципами исследования регионального трудового потенциала являются:
- детальное описание условий формирования трудового потенциала;
- оценка количества трудового потенциала;
- оценка качества трудового потенциала;
- определение интегрального показателя;
- широта используемой информации;
- универсальность, доступность и сопоставимость данных, используемых при расчете.

Таким образом, по мнению Прохоровой Н.В [4], к условиям формирования трудового потенциала можно отнести следующие:

  1. Эколого-географические (природно-климатические условия, степень загрязненности окружающей среды, выгодность географического положения региона и природно-ресурсный потенциал).
  2. Социально-демографические условия (прирост, убыль населения, показатели воспроизводства, половозрастная структура, формы организации здравоохранения и обеспечение населения медицинской помощью)
  3. Социально-экономические условия (развитость отраслевой структуры экономики региона, структура рынка труда, распределение занятых по отраслям экономики, социально-производственные условия, дифференциация населения по уровню жизни, структура потребления.

Количественно трудовой потенциал можно определить путем перемножения численности трудовых ресурсов на время, которое может отработать один работник в течение года. Численность трудовых ресурсов изменяется по годам и зависит от продолжительности трудоспособного возраста; от уровня жизни населения, в частности, пенсионеров; от разности численности поколений, вступающего в трудоспособный возраст и выходящего на пенсию; от межстрановой миграции населения и рабочей силы; других факторов. Время труда в связи с ростом производительности труда сокращается; в последние годы максимальная норма рабочего времени составляет 40 часов в неделю.

Исследования показывают, что разница в оценке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человеко-часов и среднесписочной численности работников находится в пределах 15%. Следовательно, показатель среднесписочной численности работников, являющийся переменной величиной, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики его можно применять только с поправочным коэффициентом.

Исследования, проведенные отечественными экономистами, в том числе работниками кафедры экономики труда ВЗФЭИ [5], убедительно показали, что в качестве основного объемного показателя трудового потенциала может выступать только человеко-час. Он обладает стабильностью и допустим к применению во всех экономических расчетах на любом уровне.

В общем виде величину трудового потенциала общества (региона) можно выразить формулой:

в общественном производстве; Тp - законодательно установленная величина времени работы по группам в течение календарного периода. Исчисляется как произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.

Трудовой потенциал общества можно рассчитать по формуле:

где Побщ. - трудовой потенциал общества, рассчитанный по работникам, проработавшим полный календарный год; t расч. - расчетное время одного трудящегося в течение года.

Республика Алтай занимает в Сибирском федеральном округе последнее место по общей численности населения (0,2 млн. человек) и первое место по удельному весу сельского населения (74 %).

В особенно неблагоприятные для демографического развития 90-е годы, когда в России стала развиваться депопуляция населения и эмиграция, вызвавшие снижение численности населения в целом по России, в Республике Алтай численность населения продолжала незначительно увеличиваться. Ежегодный прирост в этот период в среднем составил 0,8 тыс. чел. или в 3 раза меньше, чем в предыдущее десятилетие.

В таблице 1 приведены данные по естественному и механическому приросту населения Республики Алтай за 1992-2002 годы.

Динамика показателей движения наличного населения Республики Алтай за 1992-2002 годы
Годы Прирост численности населения, чел.
Всего В том числе
Естественный Механический
1992 -257 992 -1249
1993 783 248 535
1994 1605 56 1579
1995 1636 216 1420
1996 210 137 73
1997  1286 139 1147
1998 1461 556 905
1999 926 206 720
2000 733 262 471
2001 133 163 - 30
2002 277 191 86
Таблица 1

Характеристика движения населения внутри региона и анализ причин отражена в работе <Стратегии развития Республики Алтай до 2010 года> [6].

В динамике населения прогнозируются следующие тенденции:

  1. общий прирост населения будет увеличиваться до 2010 г. включительно, но темпы прироста будут выше в период с 2003 по 2005 гг., а потом они снизятся до нуля; численность населения РА к 2010 г. может достигнуть 211,5 тыс. человек;
  2. естественный прирост будет пополняться ежегодно стабильно до 2008 г. включительно, а затем прогнозируется снижение за счет уменьшения рождаемости и роста смертности населения;
  3. темпы роста механического прироста также прогнозируются в основном стабильными, но резко снизятся к 2010 г. Основной приток населения ожидается в г. Горно-Алтайск;
  4. доля населения моложе трудоспособного возраста будет снижаться, а в трудоспособном возрасте - несколько вырастет, старше трудоспособного возраста - почти не изменится.

Среднегодовая численность экономически активного населения в 2001 г. составила 90 тыс. человек. Она выросла по сравнению с серединой 90-х годов ХХ века на 3 тыс. человек. Наибольший прирост по сравнению с предыдущим годом сложился в 1999 г., он во многом объясняется тем, что с этого года в региональных показателях стали учитывать численность занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации.

Уровень экономической активности населения, рассчитанный как доля среднегодовой численности экономически активного населения в общей среднегодовой численности всего населения, снизился с 46,7 % в 1992 г. до 43,9 % в 2001 г. Число занятых в экономике сократилось с 90 тыс. человек в 1991г. до 81,4 тыс. человек в 2001 г. В 2001г. число занятых приблизилось к минимальному значению за рассматриваемый период, сложившемуся в 1996г.

Следует отметить, что рост реального ВРП в 2000 г. (109,4 % к 1999 г.) опережал увеличение занятых (темп роста 104,4 %). Это говорит о росте производительности труда на 105,3%. Возможно, наметилась тенденция роста этого показателя, что, с одной стороны, является положительным фактором, так как характеризует повышение эффективности производства, с другой стороны, повышение производительности труда сопровождается высвобождением рабочей силы и увеличением безработицы.

Особенностью структуры занятых в Республике Алтай является то, что удельный вес занятых в сельском хозяйстве - самый большой среди всех регионов России, хотя и имел тенденцию снижения в связи с кризисом в сельском хозяйстве. В 1995 г. он составлял 27,4% , в 2001 г. - 26,1% от общей численности занятых. И наоборот, доля занятых в промышленном производстве самая маленькая (не считая Эвенкийского автономного округа, находящегося на Крайнем Севере) в России, также имела тенденцию к снижению: в 1995 г. - 9,4 %, в 2001 г. - 7,6 %.

Значителен удельный вес занятых в образовании: в 1995 г. - 14,5%, в 2001 г. - 15,2%. С 1995 г. произошло увеличение доли занятых в оптовой и розничной торговле с 8,9 до 12%, в лесном хозяйстве с 1,5 до 2,9%, на транспорте с 2,8 до 3,9%, а также в здравоохранении, культуре и искусстве. В промышленности, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания доля занятых сократилась.

Сложившийся перекос в структуре занятости (малая доля занятых в промышленности, являющейся локомотивом экономики, и значительная доля занятых в сельском хозяйстве и сфере услуг) не способствует самодостаточному развитию экономики республики. Сельское хозяйство представляет собой в условиях рыночной экономики рискованное производство, зависимость от условий погоды, поставщиков сельскохозяйственной техники, цен на сельскохозяйственную продукцию, которые часто меняются в условиях конкурентного рынка и зачастую определяются посредниками-заготовителями, находится на низком уровне развития.

Составными элементами качественной структуры трудового потенциала региона являются: интеллектуально-профессиональный потенциал (квалификационно-образовательный уровень, уровень самообразования); творческий (способность к генерации новых идей, методов, образов, представлений); физический (уровень здоровья и физические способности индивидов); мотивационный (определяет желание индивида реализовать весь имеющий потенциал в данной зоне приложения труда) [7].

Физическая составляющая характеризует физические и психологические возможности людей, зависящие от здоровья человека. На здоровье влияют уровень и качество жизни, условия труда, техника безопасности на производстве, состояние внешней среды, уровень здравоохранения.

Здоровье трудовых ресурсов определяется многими показателями; к ним относятся: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, рождаемость и смертность, особенно смертность в трудоспособном возрасте. В первой половине 90-х гг. ХХ столетия средняя ожидаемая продолжительность жизни (СОПЖ) при рождении в России значительно сократилась. В 1994 г. по сравнению с 1990 г. она снизилась на шесть лет (с 70 до 64 лет в среднем, а у мужчин с 64 до 57 лет). На это повлияли и демографические, и социально-экономические факторы. Среди демографических причин можно назвать волнообразную динамику этого показателя, связанную с последствиями войн, шедших на территории нашей страны. Имеются в виду человеческие потери в годы Великой Отечественной войны, особенно мужского населения, что на многие десятилетия предопределило волнообразное движение воспроизводства населения Российской Федерации. Однако на этот фактор можно отнести только часть падения ожидаемой продолжительности жизни. Например, во время понижательной волны 60-х - начала 80-х гг. ХХ в. падение составило всего два года.

Главные причины ухудшения рассматриваемого показателя и показателей смертности и рождаемости - социально-экономические - ухудшение условий жизни и медицинского обслуживания большей части населения. Возросла общая заболеваемость населения, в том числе и болезнями, с которыми успешно боролись в недалеком прошлом; резко увеличилась нарко- и токсикомания у подростков, алкоголизм у взрослого населения, особенно у мужского. И, как следствие, увеличилась смертность, причем у наиболее трудоспособной части населения. Если в 1990 г. в расчете на 1000 живущих мужчин в возрасте 40 - 44 года умирало 7,6 чел., то в 1995 г. - 15,2, т.е. смертность в этой самой продуктивной группе увеличилась в два раза.

Только стабилизация и подъем экономики страны способны повысить уровень и качество жизни людей изменить ценностные ориентиры в отношении значимости семьи и большего числа детей.

Наиболее существенной характеристикой качества трудового потенциала выступает интеллектуальная составляющая - накопление знаний и опыта по различным аспектам развития природы и общества, научно-технических, экономических и культурных достижений. Накопление знаний осуществляется в социально-культурной, духовной сфере. Ядром знаний выступают образование и научные исследования. Эти две области, две специфические сферы приумножения знаний тесно связаны между собой через основные объекты их деятельности. С одной стороны, через информационные потоки, с другой - через учащихся, преподавателей, научные кадры. Процесс научного исследования способствует дальнейшему росту самообразования исследователей, а достижения науки, ее методы используются в образовании. В самой сфере образования также осуществляются научные исследования. Обмен результатами деятельности (в том числе и путем совместительства) и взаимное переплетение технологических процессов в этих сферах нередко закрепляются в определенных организационных формах: в виде занятий научной деятельностью, открытия научных подразделений в высших учебных заведениях, подготовки кадров, создания «образовательных» подразделений в научных учреждениях.

Тесная прямая и обратная связь указанных сфер обеспечивает всестороннюю подготовленность персонала к восприятию и освоению научно-технических достижений, что обусловливает повышение производительности труда и экономический рост. Для характеристики качества трудового потенциала первостепенную важность имеют знания и уровень образования.

На уровень подготовки кадров огромное влияние оказывают врожденные умственные способности, талант, волевые и лидерские качества личности. Повышение интеллектуальных способностей достигается объединением отдельных индивидуумов в коллектив за счет разделения труда и высокой его организации.

Образовательный потенциал рабочей силы и населения непосредственно характеризуется данными об уровне образования. Эти показатели широко используются в каждой стране и для международных сравнений.

Неотъемлемой составной частью интеллектуального потенциала является накопленный опыт, отражающийся в квалификации работника. В дореформенный период большое внимание уделялось переподготовке, обучению вторым специальностям, повышению квалификации. В первой половине 90-х гг. ХХ века подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации на предприятиях, в организациях и учреждениях резко сократилась, особенно рабочих. И сегодня сдвиги здесь минимальные.

В этот период аналогичное положение сложилось с подготовкой специалистов в высших и других учебных заведениях. Однако вузы относительно быстро приспособились к новой ситуации. Уже с середины 90-х гг. ХХ столетия наметилась тенденция к увеличению численности принимаемых студентов (в 1996 г. по сравнению с 1992 г. - на 600 тыс. чел.), но финансовое положение в них остается тяжелым, в целом вузы сделали упор на подготовку специалистов гуманитарного профиля.

Особенно в сложной ситуации находятся профессионально-технические учебные заведения. Подготовка специалистов и квалифицированной рабочей с силы в них сократилась из-за недостаточного финансирования и спроса на их выпускников.

Социальная составляющая трудового потенциала. Трудовой потенциал человека зависит от социальный среды, социальной справедливости и социальной защищенности. В дореформенный период социальные гарантии были недостаточно высокими, но более надежными: желающие обеспечивались работой; существовала бесплатная форма образования, медицинского обслуживания и получения жилья, устойчивая система пенсионного обеспечения, широкая сеть детских дошкольных учреждений. Наиболее острыми проблемами считались уравнительность и остаточный принцип финансирования.

Самая острая проблема накопления трудового потенциала в 90-е гг. ХХ в. - недостаточное финансирование социально-культурной сферы, которое сократилось по сравнению с дореформенным периодом. Более того, объемы финансирования, закладываемые в консолидированный бюджет, реально не выделяются. Так, потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается из государственных источников примерно наполовину. В 1992-1996 гг. консолидированные расходы (расходы федерального, региональных и местных бюджетов) составляли около 3,5% валового внутреннего продукта (ВВП). За этот период ВВП сократился примерно на 40%, и фактические расходы оказались значительно ниже запланированных. Это означает, что и расходы на одного студента также значительно уменьшились. Ухудшается материальная база учебных заведений и ситуация с заработной платой преподавателей.

В этих условиях идут поиски путей оптимизации расходов на образование и другие отрасли социально-культурной сферы, внедрения многоканальных механизмов бюджетного финансирования (федерального, регионального, муниципального), привлечения внебюджетных средств, в том числе за счет развития платного образования. Последнее не должно преобладать в системе образования, ибо будет нарушено право на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

Определенное интегральное представление о состоянии и динамике трудового потенциала дает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Расчеты, произведенные авторами «Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации» (1997 г.) по принятой Программой развития ООН методике, показали: в России ИРЧП снизился на 68 пунктов с 0,848 в 1992 г. до 0,80 в 1996 г. (см. табл.2). Это большое падение означает, что по данному показателю Россия выбыла из числа развитых государств.

Динамика индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) в России
Год Индекс средней ожидаемой продол-жительности жизни (СОПЖ) Индекс образова-ния Индекс ВВП ИРЧП
1992 0,710 0,890 0,945 0,848
1993 0,668 0,889 0,942 0,853
1995 0,667 0,889 0,816 0,790
1996 0,686 0,889 0,766 0,780
Таблица 1.4

Падение ИРЧП в 1992-1996 гг. связано с уменьшением ВВП, вызванного экономическим спадом. Именно объем ВВП определяет масштаб ресурсов, которые может выделить общество для целей человеческого развития. Этой же причиной в значительной степени обусловлено снижение индекса средней ожидаемой продолжительности жизни (СОПЖ) и уровня образования. В качественном отношении ухудшение образования произошло в большей степени, что не может отразить индекс, приведенный в табл. 1.4. В целом негативные изменения индексов ВВП, СОПЖ и образования обусловили падение индекса ИРЧП. Итоги 1997 г. не дали достаточно надежного оптимистического прогноза, несмотря на некоторые позитивные сдвиги. Российскому обществу предстоит еще трудный путь к восстановлению и превышению достигнутого в дореформенный период уровня развития человеческого потенциала.

Литература

  1. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие. М.: ИНФА-М, 2003. - С. 31.
  2. Экономика труда: Учебник /Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. М.: Юристъ, 2003. - С. 65.
  3. Миляева Л.Г., Подольская Н.П., Маркелов О.И. Комплексный анализ современных проблем занятости и безработицы: Монография. Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2002. - С 81.
  4. Прохорова Н.В. Совершенствование управления региональными социально-экономическими комплексами на основе трудового потенциала (на примере Алтайского края). Автореферат: дисс. канд. наук. - С. 10.
  5. Экономика труда: Учебник /Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. М.: Юристъ, 2003. - С. 68.
  6. Стратегия развития Республики Алтай до 2010 года/ Под ред. проф. Шодоевой Л.М. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2004. С. 54.
  7. Бушуева И.В. Потребительский комплекс и трудовой потенциал городского рынка труда. http://www/ bimarketing/ ru/journal/