ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

Шваков Е.Е.

В современных условиях важнейшей задачей, стоящей перед российской экономикой является укрепление сложившихся к настоящему времени тенденций преодоления системного экономического кризиса, и их дальнейшее развитие. По ряду оценок отечественных ученых это возможно на основе использования следующих факторов экономического роста, сгруппированных и проанализированных ниже группах.

  1. Обеспечение экономического роста за счет использования резервов производственных мощностей, образовавшихся в силу масштабного сокращения производства. Хотя номинальные оценки таких резервов могут быть значительными, реальные возможности их обратного включения в производство по известным причинам невелики. Несмотря на то, что за 1991-1997 гг. сокращение совокупной производственной мощности составило не менее 30%, в результате чего по этому параметру (без учета качественного состава производимой продукции) производственный аппарат страны вышел на уровень, примерно, конца 60-х годов ХХ века, и страна оказалась отброшенной почти на 30 лет назад, по оценкам Е. Ясина, потолок прироста производства за счет этого фактора составит не более 10%. При этом для обеспечения такого прироста необходимы значительные инвестиции в модернизацию и реконструкцию простаивавших производственных мощностей, что характеризует данный фактор экономического развития российской экономики как малопривлекательный и не перспективный.
  2. Создание условий расширения производства посредством организационно-экономических мероприятий и механизмов. В данном направление предполагается наведение элементарного порядка в национальном экономическом механизме, расшивка узких мест, создание и притирка частей эффективно действующей институциональной среды рыночной экономики. При всей последовательности и поступательности действий в этом направлении при активной роли государства - это путь эволюционного формирования цивилизованных экономических отношений с достаточно отдаленным позитивным последействием, что делает данный фактор экономического подъема неприемлемым для обеспечения устойчивого экономического роста в краткосрочной перспективе.
  3. Третьей группой факторов обеспечения поступательного развития экономики является рост инвестиций в основной капитал. По данным Госкомстата, в 1996 г. капитальные вложения в Российскую экономику были близки к 15% от ВВП страны (советская экономика второй половины 80-х годов ХХ столетия характеризовалась гораздо большей долей накоплений в национальном доходе, хотя уже тогда страна перешла на режим простого воспроизводства). Ограниченность экономического роста в условиях недостаточных инвестиций в реальный сектор сегодня очевидна и понятна всем. В настоящее время данный фактор является, во-первых, единственным и непременным условием создания конкурентной рыночной экономики в России и, во-вторых, единственным фактором, использование которого в краткосрочной перспективе обеспечит рост национальной экономики.

Уже более 10 лет государство отказалось от масштабных инвестиций в реальный сектор экономики. Из-за резкого и беспрецедентного снижения инвестиций в российскую экономику на протяжении всего периода 90-х годов ХХ века в стране развернулся процесс быстрого сокращения действующего производственного аппарата. Объем капитальных вложений в процентах к предыдущему году составил в 1992 г. 60%, 1993 г. 88%, 1994 г. 74%. Таким образом, отказавшись от прямого административного управления экономикой и не создав системы государственного регулирования, власть перешла к бессистемному государственному вмешательству в экономическую жизнь. В отношении инвестиций это сказалось обвальным их падением.

В условиях отсутствия общенациональной инвестиционной стратегии в формирование инвестиционной системы активно включились регионы. Следует признать, что инвестиционные процессы в субъектах РФ во многом развивались в 1991-2000 гг. по индивидуальным «сюжетам», определяемым региональной спецификой. Однако вместе с тем можно выявить определенные закономерности в формировании и развитии региональных инвестиционных стратегий.

Первой и наиболее часто встречающейся формой организации инвестиционной деятельности стало создание свободных экономических зон и особых зон экономического благоприятствования. В Приморском и Алтайском краях, Республиках: Ингушетия, Калмыкия, Алтай, Дагестан, Кемеровской, Новгородской, Калининградской, Магаданской, Смоленской областях и других субъектах России учреждаются свободные экономические зоны, которые в условиях отсутствия федеральной концепции развития и функционирования СЭЗ, а также законодательного обеспечения их деятельности, не приносят ожидаемых результатов и достаточно быстро либо прекращают свое существование, либо преобразуются во внутригосударственные «квазиоффшорные» образования.

Второй формой организации инвестиционной деятельности, нашедшей свое применение в крайне ограниченном числе субъектов РФ (Новгородская, Нижегородская область) и, может быть, поэтому принесшей позитивные результаты, стало формироваться региональное инвестиционное законодательство, направленное на привлечение внешних, главным образом иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

Результатом этого стало формирование к концу 90-х годов ХХ века инвестиционной деятельности в РФ, основанной на региональных инвестиционных стратегиях. Инвестиции активно осуществляются в нефте- и газодобывающие регионы страны, регионы, обладающие значительным природными богатствами (инвестиции в добывающую промышленность) и регионы, сформировавшие инвестиционное законодательство, поддерживающее инвестиции в реальный сектор экономики (инвестиции, главным образом, в перерабатывающую и пищевую промышленность). Результатом реализации такой инвестиционной политики стало усиление диспропорций в отраслевом и территориальном развитии регионов и диспропорций в системе доходов. В регионах происходят свои процессы. Обостряются межрегиональные противоречия. Главная причина этого - практическое отсутствие регулируемой законом системы взаимоотношений по формированию инвестиционного законодательства, что зачастую приводило к произволу со стороны региональной администрации в реализации инвестиционных стратегий (примером может служить необоснованное применение системы налоговых и таможенных льгот).

В настоящее время страна подошла к черте, когда со всей очевидность и остротой встает вопрос переосмысления инвестиционной политики. Требуется формирование единой общенациональной инвестиционной политики.

Масштабные инвестиции в реальный сектор возможны только при осуществлении комплекса мер (а точнее ре форм), в основе которых должно быть:

При этом общенациональная инвестиционная политика должна строится исходя из сегодняшних реалий и достижений в инвестиционной сфере. В основу инвестиционной политики должны быть положены следующие структурные элементы:

  1. сокращение участия государства в финансировании капитальных вложений в производственный сектор экономики, переориентация государства на финансирование социальных программ;
  2. государственное стимулирование инвестиций через систему гарантий, посредством долевого участия государства в инвестиционном проекте с обязательным условием внесения получателем инвестиционных средств в сумме инвестиций не меньшей государственной доли;
  3. привлечение средств предприятий (как правило, прибыли) посредством полного освобождения прибыли, идущей на инвестиции, от налогов, при обязательном государственном контроле за процессом инвестирования и исключения из практики функционирования предприятий <налоговых схем>, позволяющих получать инвестиционные налоговые льготы без инвестирования прибыли в производство;
  4. вовлечение в инвестиционный процесс средств населения;
  5. активное использовать инвестиционных кредитов (поощрение инвестиционных кредитов посредством щадящего налогообложения банков, участвующих в реализации инвестиционных проектов);
  6. привлечение иностранных инвестиций;
  7. введение принципа конкурсности проектов по критериям высокой эффективности и быстрой окупаемости (не более 2-х лет).

Содержанием работы по формированию национальной инвестиционной политики является разработка инвестиционной стратегии, инвестиционной программы, создание благоприятного инвестиционного климата и разработка комплекса документов, составляющих национальный инвестиционный паспорт.

Исходя из вышесказанного, с очевидностью можно констатировать, что у проблемы инвестиционной политики имеется региональная составляющая, которая является реальным инструментом реализации экономической политики государства, если последняя явно осмыслена и четко сформирована. Инвестиционная политика должна быть построена таким образом, чтобы стать одним из факторов согласования интересов федерации и ее субъектов.

В соответствии с этим к задачам, стоящим перед федеральной властью, в инвестиционной сфере следует отнести:
- создание национальной инвестиционной стратегии;
- создание единой инвестиционной программы;
- формирование благоприятного инвестиционного климата.

Что касается формирования национальной стратегии, то здесь, в первую очередь, необходима разработка комплекса мер по привлечению отечественных и иностранных инвестиций. Для проведения активной инвестиционной политики требуется создать институциональную систему, обеспечивающую направление инвестиционных потоков на внутренний рынок капитала России. В число необходимых мероприятий в этой сфере должны войти:

Главной задачей национальной инвестиционной программы является определение приоритетов инвестиционной политики, т.е. направлений вложения средств инвесторов. Естественно, что данные приоритеты должны отвечать:

  1. требованиям рынка (соответствие направлений использования инвестиционных средств спросу);
  2. ожиданиям и предпочтениям инвесторов (особенно иностранным);
  3. стратегическим интересам России.

Кроме этого, национальная инвестиционная программа должна содержать определение доли участия государства в реализации тех или иных инвестиционных проектов. Государственное участие может осуществляться в форме долевого участия в реализации инвестиционного проекта, предоставления гарантий инвесторам.

Необходимым условием реализации инвестиционной программы является благоприятный инвестиционный климат. Последний зависит, прежде всего, от общеэкономической и политической ситуации в стране. В этой связи логичными являются следующие меры:
- завершение работы по воссозданию единого экономического пространства в стране (формирование единой налоговой, таможенной, инвестиционной политик);
- повышение управляемости страной (преодоление регионального сепаратизма) и пр.

В свою очередь успех российской инвестиционной политики, как уже отмечалось, невозможен без активной работы региональной власти по привлечению отечественных и иностранных инвесторов. Представляется, что основной и главной задачей региональной власти должна стать разработка региональной инвестиционной программы, так как формирование инвестиционной стратегии является сугубо прерогативой федеральной власти, а на формирование благоприятного инвестиционного климата субъект федерации не способен оказать сколь либо значительного воздействия. Невозможно формирование «инвестиционного рая» в отдельно взятом субъекте РФ в условиях единого экономического пространства.

В рамках инвестиционной политики региона составной частью инвестиционной программы является:
- разработка регионального инвестиционного законодательства;
- разработка перечня инвестиционных проектов, реализуемых на территории;
- разработка системы мер по привлечению инвесторов;
- разработка функционального инвестиционного механизма (инвестиционная документация, формы осуществления инвестиций) применительно к каждому, отдельно взятому инвестиционному проекту;
- разработка институционального инвестиционного механизма (система институтов сопровождения инвестиционного проекта).

Остановимся более подробно на анализе каждой составляющей региональной инвестиционной программы применительно к условиям и особенностям Республики Алтай.

  1. Разработка инвестиционного законодательства. В настоящее время инвестиционная деятельность коммерческих организаций в Республике Алтай регулируется законом РА «Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай», инвестиционная деятельность региона и муниципальных образований - законом о бюджете на соответствующий финансовый год. В сфере инвестиционной деятельности субъекта Федерации и муниципалитета принятие каких-либо принципиально новых законодательных актов представляется нецелесообразным и невозможным вследствие наличия жесткого федерального законодательства, регулирующего данную сферу (Бюджетный кодекс РФ). Здесь требуется лишь принятие нормативных актов, приводящих инвестиционную деятельность территориальных органов власти в соответствие с требованиями федерального законодательства. Инвестиционное законодательство в части формирования инвестиционной политики по отношению к коммерческим организациям требует незамедлительной и существенной корректировки. Основной инвестиционный закон Республики Алтай направлен на формирование системы инвестиций в социальные объекты за счет средств предприятий и организаций, зарегистрированных на территории Республики Алтай. Принятие данного закона явилось следствием необходимости отмены ранее действовавшего законодательства, регламентирующего деятельность Эколого-экономического региона «Алтай», поэтому основным элементом анализируемого закона стало формирование механизма осуществления в Республике Алтай инвестиций в социальные объекты с введением нового для российского законодательства в целом понятия «социальный инвестор». Оказывая в целом позитивное и благоприятное влияние на финансовое обеспечение Республики Алтай, указанный закон, не создает условий для осуществления инвестиций в реальный сектор экономики. В законодательство Республики Алтай требуется внесение дополнений и изменений, представляющих собой правовое обеспечение механизма инвестирования средств в реальный сектор экономики со стороны коммерческих организаций (предприятий, банков).
  2. Разработка перечня инвестиционных проектов, реализуемых и предлагаемых к реализации на территории Республики Алтай. В настоящее время в Республике Алтай существует достаточное количество разработанных инвестиционных проектов с разной степенью проработки. В рамках разработки инвестиционной программы региона требуется: - во-первых, концентрация инвестиционных разработок в одном институте, отвечающем в целом за разработку и реализацию инвестиционной политики в регионе;
    - во-вторых, доработка инвестиционных проектов с учетом предполагаемых (желаемых) инвесторов: государство, финансовые группы, частные инвесторы;
    -в третьих, структурирование инвестиционных проектов по отдельным группам, предполагающим разную степень активизации проекта и его продвижения к потенциальным инвесторам.

    Наиболее рациональным представляется разделение инвестиционных проектов на следующие группы:
    - Неизбежные, то есть проекты, которые будут развиваться в качестве приоритетных при любой концепции общероссийской структурной политики. Применительно к Республике Алтай такими проектами являются проекты в сфере туризма и рекреации. В республике уже проведена существенная подготовительная работа для развития этого направления инвестиционной деятельности.
    - Вероятные. Масштабное развитие данных проектов может осуществляться только в едином российском комплексе, в разработке которого должны непосредственно участвовать несколько регионов. Для Республики Алтай - это транзитные транспортные пути, которые не могут не развиваться, в условиях экономического подъема (дорога на Китай, транзитный газопровод и пр.), добывающая промышленность. Причем, при разработке данных проектов могут быть предусмотрены варианты масштабные, способные стать одной из точек роста экономики региона, и варианты рядового пункта в региональных экономических и инвестиционных программах.
    - Проблемные. Развитие этих направлений возможно только при соответствующих решениях в рамках российской структурной политики. В условиях Республики Алтай такими проектами являются проекты в сфере сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, международного сотрудничества (таможенная зона). Развитие таких проектов возможно при устранении межотраслевого ценового диспаритета, соответствующих вариантах развития соседних регионов, при которых окажется эффективным использование продукции Республики Алтай, значительное расширение международной торговли с использованием транзитных транспортных путей Республики Алтай.

    В рамках данных групп возможным является выделение инвестиционных проектов, предполагающих участие различных групп инвесторов.

  3. Разработка системы мер по привлечению инвесторов. На ожидаемые масштабы инвестиционных процессов влияют: сложившийся уровень инвестиционной активности в регионе, инвестиционный потенциал региона, его сравнительная инвестиционная привлекательность для внешнего инвестора, предполагаемая инвестиционная политика государства в отношении данного региона (общая направленность и прямое участие).

    Важнейшим элементом системы мер по привлечению инвесторов является создание информационной системы поддержки инвестиционной деятельности. Основными направлениями работы по решению данной проблемы является широкое раскрытие инвестиционного потенциала региона, в первую очередь, из перечня неизбежных инвестиционных проектов, посредством участия в инвестиционных форумах и выставках, размещения информации о республиканских инвестиционных проектов и инвестиционном потенциале Республики Алтай в сети Интернет. Работа с рейтинговыми агентствами по повышению инвестиционного рейтинга Республики Алтай, среди регионов Российской Федерации.
  4. Разработка функционального инвестиционного механизма (инвестиционная документация, формы осуществления инвестиций) применительно к каждому отдельно взятому инвестиционному проекту.

    Каждый инвестиционный проект для представления его потенциальным инвесторам должен быть соответствующим образом описан. В пакет обязательных документов инвестиционного проекта должны входить:
    - технико-экономическое обоснование проекта;
    - подробный и полный бизнес-план инвестируемого мероприятия;
    - проектные документы (при их наличии);
    - земельные документы (документы на право собственности, документы по согласованию (выделению) земельного участка, используемого под проект);
    - инвестиционная программа проекта с указанием форм и методов участия государства, региона в проекте, участия инвестора, подкрепленная соответствующим пакетом проектных документов.

    Последний пункт настоящего перечня предполагает краткое описание сути функционального инвестиционного механизма конкретного проекта, под которым понимается совокупность методов (участие в капитале, ссужение средств) и форм участия инвесторов в проекте (поставка оборудования, нематериальных активов, предоставление финансовых средств и пр.), а также способов контролирования инвестором инвестиционного проекта (собственник, управляющий финансовый агент и пр.).

    В современных условиях можно выделить два основных типа функционального механизма.

    Первый тип заключается в создании стартового капитала путем продажи акций действующих предприятий и привлечения инвесторов в масштабные проекты. На этой основе строится экономическая стратегия и программа развития проекта. Преимуществом такой схемы является возможность быстрого привлечения внешних источников финансирования. Недостаток - неизбежное преобладание внешних заимствований. Слабость этого направления применительно к Республике Алтай, во-первых, состоит в отсутствии в республике производств, применительно к которым возможно использование данного механизма, и, во-вторых, при организации новых производств возникает неизбежная заниженность реальной цены производственного потенциала и природных ресурсов из-за неопределенности перспектив их использования.

    Второй тип - определение точек роста экономики, способных дать большую, но «разноскоростную» отдачу, которая постепенно направлялась бы на развитие экономики по мере освоения капитальных вложений.

  5. Разработка институционального инвестиционного механизма (система институтов сопровождения инвестиционного проекта).

Важной задачей региональной власти является создание для инвестора условий реализации инвестиционного проекта. Это достигается посредством создания в регионе института, либо закрепления за каким-либо государственным институтом функций сопровождения инвестиционного проекта. Данный институт наделяется реальными полномочиями по решению проблем, возникающих при реализации инвестиционного проекта. Основной его задачей является освобождение инвестора от всевозможных согласований и разрешений, преодоление административных барьеров в реализации проекта. Примером успешного продвижения инвестиционных проектов основанных на данном принципе может служить реализация целого ряда инвестиционных проектов в Новгородской области. В Республике Алтай также есть пример успешного продвижения инвестиционного проекта по данному принципу. Этим проектом является горнолыжный комплекс на г. Синюха. Сопровождение данного проекта конкретным юридическим лицом сослужило позитивную роль в создании функционального механизма проекта и нахождении инвестора.

В настоящее время Республика Алтай делает первые шаги на пути формирования собственной инвестиционной политики в реальном секторе экономики, осознания ее направлений и приоритетов. Разработка методологических аспектов реализации инвестиционной политики и на их основе собственно инвестиционной политики на современной этапе должно стать основой управленческих и административных воздействий власти в Республике Алтай в сфере инвестиций.