ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ *

Шваков Е.Е.

Радикальные экономические преобразования в России во главу угла ставили достижение так называемой финансовой стабилизации. В начале реформ финансовая система стремительно появилась в российской экономике и широко развивалась, одновременно «обескровив» промышленное и сельскохозяйственное производство. Этот процесс не остановлен и сегодня (за последние восемь лет сокращение объемов промышленного производства в России произошло более чем в 2 раза), а финансовые потоки, не обслуживающие реальный сектор давно начали иссякать.

В результате отсутствия в России государственной производственной политики и в условиях полной разсогласованности в поведении хозяйствующих субъектов фактически сложилось обособление финансового сектора экономики от производственного.

В современных условиях восстановление и развитие российского производственного потенциала - является главным условием и фактором экономической стабильности, независимости и безопасности страны. В этой связи восстановление инвестиционного процесса в стране является непременным условием, так как он является одним из основных аспектов функционирования экономической системы, определяя уровень технологической основы и эффективности материального производства. Сегодня как никогда назрела необходимость в разработке комплекса мероприятий по активизации инвестиций в российскую экономику, и в первую очередь внутренних.

Данный процесс необходимо рассматривать в 2-х аспектах: теоретическом и практическом.

В области теории необходимо определить основные понятия инвестиционного процесса и на этой основе строить инвестиционное законодательство, в практической сфере необходимо разработать реальные механизмы реализации инвестиционной деятельности.

В первую очередь обратимся к рассмотрению теоретических аспектов инвестиционной деятельности. Темой моего доклада является проблема формирования инвестиционного потенциала. Однако для определения данного термина и его понимания необходимо обратиться к истокам и прежде всего понять, что такое инвестиции. До настоящего времени в теории и, как следствие, законодательстве Российской Федерации нет однозначного подхода к определению инвестиций, тогда как право является важнейшим средством инвестиционной политики.

Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в редакции 1991 года определял инвестиции как «денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) или достижения положительного социального эффекта». Насколько обоснованным является данное понятие. По моему твердому убеждению данное определение инвестиций не соответствует характеру инвестиционной деятельности, приравнивая инвестиции к общему понятию «вложение капитала». В новом законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений&» в редакции 1999 года сделана попытка устранить данный пробел. В законе появляется определение инвестиционного проекта, под которым понимается «обоснование экономической целесообразности, объемов и сроков осуществления капитальных вложений». Несмотря на то, что методологически отождествление понятий «инвестиции» и «вложения в основной капитал» является не совсем верным, такой подход в большей мере соответствует характеру инвестиционной деятельности и задачам, стоящим перед российской экономикой. Именно его сегодня следует использовать при формировании регионального инвестиционного законодательства и определении инвестиционного потенциала. Отрадно, что применительно к Республике Алтай в действие начала претворяться модель инвестиционной деятельности, основанная на понятии инвестиции как вложениях в основной капитал. 5 июня 2004 года в Республике Алтай принят новый закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай», который, пожалуй, стал первым шагом в строительстве инвестиционного механизма в регионе. Его принятие создает условия для практической работы в инвестиционной сфере Республики, а именно формирования инвестиционного потенциала.

Что касается понятия инвестиционного потенциала, то я в корне не согласен с упрощенными представлениями об инвестиционном потенциале как располагаемыми возможностями региона для вложения инвестиций. Это крайне нерациональное понятие, которое, в конечном итоге, может завести инвестиционный процесс в тупик.

Инвестиционный потенциал необходимо рассматривать в более широком смысле и в его структуре в обязательном порядке должны присутствовать следующие подсистемы:
- инвестиционная подсистема (представляющая собой инвестиционную программу с мерами государственной поддержки применительно к каждому инвестиционному проекту);
- нормативно-правовое обеспечение ( под которым следует понимать систему норм и правил реализации инвестиционной деятельности с целью получения мер государственной поддержки);
- информационное обеспечение (система доведения инвестиционной информации до потенциальных инвесторов).

Только в единстве данных подсистем инвестиционный потенциал становится действительно потенциалом возможным к использованию, а не быть мертвым грузом экономической системы.

В этой связи примечателен опыт 2-х российских регионов, сумевших создать инвестиционный потенциал и заставить его работать - Новгородской области и Боровского района Нижегородской области.

Теперь коротко остановимся на анализе данных подсистем применительно к РА. Нельзя сказать, что только сейчас приступаем к формированию инвестиционного потенциала. Многие шаги в данном направлении уже сделаны и делаются сейчас, важно чтобы эти шаги были согласованными. Первая подсистема. В настоящее время разработаны программы социально-экономического развития районов РА и г. Горно-Алтайска. В завершающей стадии находиться разработка программы социально-экономического развития РА. Отличительными особенностями данных программ является ориентация подавляющего числа инвестиционных проектов, включенных в них, на получение инвестиционных средств с целью пополнение оборотных фондов либо социальная направленность инвестиционных предложений, т.е. данные программы рассчитаны только на получение инвестиционных ресурсов из бюджетных источников. Тогда как наравне с этим необходима программа, направленная на получение полноценных инвестиций в основной капитал. Создание такой программы объективная необходимость сегодняшнего дня.

Вторая подсистема. Законодательное закрепление инвестиционного механизма. Правовой инвестиционный механизм Республики Алтай может быть 2-х типов. Первый определяет законодательные рамки осуществления внутренних инвестиций (внутрирегиональных, внутрифирменных). Второй тип устанавливает правовые основы привлечения стороннего капитала (из-за пределов региона). В Республике Алтай построение правового механизма инвестиций идет по 2 пути. Принятый закон об инвестиционной деятельности в Республике Алтай предусматривает предоставление льготного налогового режима при условии вложения средств в объекты, установленные Правительством РА. Система нормативного регулирования внутрифирменного инвестирования пока не разработана. Эта проблема должна стать основной проблемой в инвестиционной политике региона на ближайший год.

Третья подсистема. В республике Алтай практически отсутствует система доведения инвестиционной информации до потенциального инвестора. Пожалуй, единственное, что удалось сделать Республике Алтай - это поднять ее инвестиционный рейтинг.

В 1996 году Республика Алтай среди 89 субъектов Российской Федерации по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» по инвестиционному потенциалу занимала - 87 место, по инвестиционным рискам - 86. По итогам 2001 года Республика Алтай занимает по инвестиционному потенциалу 82-е, а по инвестиционным рискам - 40-е место. Отсутствие системы по разработке и доведению инвестиционного потенциала инвестиционный потенциал в узком смысле этого слова не позволило РА подняться выше в рейтинге, тогда как последовательная работа в сфере законодательства позволила значительно снизить оценку инвестиционных рисков РА.

Республика Алтай в 2001 году по законодательному рангу занимала 5 место. На первом месте находится Новгородская область; вторую позицию занимает Калининградская область; Алтайский край - 38; Республика Калмыкия - 14 место.

По экономическому риску: Республика Алтай находится на 15 позиции; Алтайский край - 58; Республика Калмыкия - 82 строке.

По социальным рискам: Республика Алтай - 50; Алтайский край - 66; Республика Калмыкия - 71 место.

По политическим рискам: Республик Алтай - 81; Алтайский край - 11; Республика Калмыкия - 6. Необходимо отметить, что по темпам снижения инвестиционных рисков среди 21 республики РФ Республика Алтай занимает 9 место. Впереди - Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Адыгея, Карелия, Осетия. Кабардино-Балкарская Республика и Мордовия. Но все они находятся в европейской части России и имеют достаточно высокий инвестиционный потенциал.

Задачей сегодняшнего дня является не просто снижение инвестиционных рисков (цель ради цели), а раскрытие инвестиционного потенциала региона, в конкретных крупномасштабных производственных проектах. Тем более, что интерес к РА огромен и условия для этого уже созданы.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать применительно к Республике Алтай следующие выводы:

  1. Инвестиционное законодательство Республики Алтай следует строить, понимая под инвестициями только капитальные вложения, т.е. вложения в основные фонды.
  2. Следует создать инвестиционную подсистему (определить перечень проектов реально отвечающих потребностям инвесторов, создать грамотные инвестиционное предложение и инвестиционные бизнес-планы).
  3. Необходимо довести до логического завершения инвестиционное законодательство (в части разработки реализации инвестиционной деятельности не только социальными инвесторами, но и инвесторами, реализующими проект в реальном производственном секторе (внутрифирменные инвестиции).
  4. Необходимо разработать стройную систему доведения инвестиционных возможно стей Республики Алтай до реальных инвесторов (система интернет, участие в выставках, форумах и пр.)