КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (1996-2004 ГГ.): СТАТУС, СОСТАВ И КОМПЕТЕНЦИЯ

Остапович И.Ю.

Конституционный Совет Республики Казахстан был образован с учетом французской модели охраны Конституции и сформирован в феврале 1996 года. Создание Конституционного Совета вместо упраздненного Конституционного Суда явилось следствием серьезной политической борьбы.

Правовой основой организации и деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан являются Конституция Республики [1], принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан» [2] от 29 декабря 1995 года, а также Регламент Конституционного Совета.

Названные правовые акты определяют Конституционный Совет как государственный орган конституционного надзора, обеспечивающий верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики посредством конституционного производства.

Правовой статус Конституционного Совета отличается рядом особенностей. Конституционный Совет, являясь государственным органом, не интегрирован ни в одну из ветвей государственной власти. При осуществлении своих полномочий Совет самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан и руководствуется в своей деятельности только Конституцией Республики Казахстан. Одна из наиболее важных черт статуса Конституционного Совета состоит в том, что он разрешает дела, основываясь только на Конституции Республики Казахстан и решая исключительно вопросы права. Совет ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, переходя границы правовых форм.

Конституционный Совет состоит из семи членов, в том числе Председателя Совета, назначаемых сроком на шесть лет. Пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-президенты Республики Казахстан.

Председатель Конституционного Совета и два члена Совета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики. По два члена Совета назначаются Председателями Палат Парламента - Сената и Мажилиса. Половина членов Конституционного Совета обновляются каждые три года.

Членом Конституционного Совета может быть назначен гражданин Республики Казахстан, достигший ко дню назначения возраста не менее тридцати лет, проживающий на территории Республики, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Сегодня в состав Конституционного Совета входят: Председатель - Игорь Иванович Рогов, д.ю.н., профессор (раннее заместитель руководителя Администрации Президента Республики Казахстан), Х.А. Абишев, к.ю.н.; К.Ж. Балтабаев, д.ю.н.; С.Ф. Бычкова, д.ю.н.; А.К. Котов, д.ю.н.; А. Есенжанов, К.А.Омарханов - юристы-практики, имеющие большой опыт работы в органах юстиции и прокуратуры.

Члены Конституционного Совета обладают особым статусом. В целях самостоятельности рассмотрения вопросов, законом гарантируется неприкосновенность Председателя и членов Конституционного Совета. В течение срока своих полномочий Председатель и члены Совета не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Уголовное дело в отношении Председателя и членов Совета может быть возбуждено только руководителем республиканского государственного органа, осуществляющего дознание и следствие. Надзор за соблюдением законности в ходе расследования дела осуществляется Генеральным Прокурором Республики, который вносит в Парламент представление о даче согласия на привлечение Председателя и членов Конституционного Совета к уголовной ответственности. Уголовное дело в отношении Председателя и члена Конституционного Совета подсудно Верховному Суду Республики.

В течение срока полномочий члены Конституционного Совета несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены только в случаях, предусмотренных Указом Президента о Конституционном Совете.

Деятельность Председателя и членов Конституционного Совета по вопросам конституционного производства неподотчетна. Какое-либо вмешательство в их деятельность не допускается. Никто не вправе требовать от них отчета по вопросам осуществления ими своих полномочий. Для свободного и независимого рассмотрения Советом обращения, находящегося в производстве, никто не вправе испрашивать, а Председатель и Члены Конституционного Совета, высказывать мнение или консультироваться по вопросам, которые являются предметом рассмотрения Конституционного Совета, до вынесения по ним итогового решения. Члены Совета не вправе высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Совете.

Конституцией и Указом Президента о Конституционном Совете установлены круг субъектов, имеющих право на обращение в Совет и сфера его юрисдикции. Правом обращения в Конституционный Совет обладают: Президент Республики Казахстан (за время работы 1996-07.10.2004 19 раз пользовался этим правом), Председатель Сената - 6 раз, Председатель Мажилиса - 13 раз, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента - 32 раза, Премьер-Министр - 17 раз; суды Республики Казахстан - 54 раза [3].

Компетенция Конституционного Совета определена непосредственно Конституцией Республики Казахстан в статье 72, которая предусматривает лишь один вид надзора - предварительный.

Совет может проверять конституционность не вступивших в законную силу законодательных актов, принятых Парламентом, но не подписанных Президентом. Данное право было использовано 19 раз, субъектами обращения были: Президент -13 раз, Премьер-Министр -3 раза, Председатель сената -1 раз, и группа депутатов - 2 раза. Также Конституционный Совет рассматривает на предмет соответствия Конституции международные договоры Республики до их ратификации (этим правом Совет еще не пользовался) [4].

Конституционный контроль со стороны Конституционного Совета является пассивным. Это означает, что Совет рассматривает дела лишь при наличии обращения.

Вместе с тем следует отметить, что в деятельности Конституционного Совета имеются и элементы активности. Так, уже принятое окончательное постановление в конкретном деле официально может быть истолковано только самим Советом по собственной инициативе либо по ходатайству государственных органов и должностных лиц. Так за время практики по ходатайству Министра Юстиции (23.06.97 г.), Председателя Верховного Суда (31.07.97 г.), совместного обращения Верховного Суда и Генерального Прокурора (12.04.02 г.), и Центрального Избирательного Комитета (25.08.04 г.) были истолкованы принятые постановления. Также в случаях, предусмотренных в Указе Президента о Конституционном Совете, решение Конституционного Совета может быть пересмотрено им по собственной инициативе, впервые на практике это было использовано 18 июня 2004 года, своим постановлением Совет аннулировал постановление от 06.03.1997 года © 3 [5].

Конституционный Совет наделен важным полномочием прямого толкования конституционных норм. При прямом толковании, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 статьи 72 Конституции Президент Республики Казахстан, председатели каждой из Палат Парламента, депутаты Парламента (не менее одной пятой части), Премьер-Министр могут обратиться в Конституционный Совет с вопросом, как следует понимать то или иное положение, содержащееся в Конституции. В период работы Конституционным Советом было принято 65 таких обращений [6].

Конституционный совет решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики и депутатов Парламента, республиканского референдума; дает заключение о соблюдении конституционных процедур при досрочном освобождении или отрешении от должности Президента Республики. За время деятельности Конституционный Совет это положение не использовал.

К компетенции Конституционного Совета относится также рассмотрение обращений судов о признании акта неконституционным, если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет конституционные права и свободы человека и гражданина. Конституционным Советомпринято к производству всего 20 обращений судов (19,4 % от общего числа принятых к производству обращений). Из них 5 обращений Верховного Суда, 8 областных судов, 7 районных и городских судов; не приняты к производству 34 обращения. Такую большую часть обращений судов Конституционный Совет вынужден возвращать без рассмотрения ввиду несоблюдения ими требований законодательства о форме и содержании представлений, что объясняется инертностью судов, недостаточным профессионализмом казахстанских судей [7].

Кроме того, Конституционный Совет обобщает практику конституционного производства и по его результатам ежегодно направляет Парламенту послание о состоянии конституционной законности.

В соответствии с Конституцией и Указом Президента Республики Казахстан о Конституционном Совете нормативные постановления Конституционного Совета признаются частью действующего права и по своей юридической силе не уступают законам, поскольку могут отменить полностью или частично любой, противоречащий Конституции закон (в том числе конституционный) и иной нормативный правовой акт.

Особое место нормативных постановлений Конституционного Совета в иерархии нормативных правовых актов Республики определено Законом РК от 24 марта 1998 г. 213-I «О нормативных правовых актах».

Литература

  1. Конституция Республики Казахстан. 1995 г.//Казахстанская правда.-1995, 8 сентября.
  2. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 года // Казахстанская правда. - 1996, 9 января.
  3. Архив постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан 1996-07.10.2004 гг.
  4. См. там же
  5. См. там же
  6. См. там же
  7. Актуальное интервью. Юрий Хитрин: «Соблюдение Конституции - гражданский долг каждого»// ФЕМИДА. - 2001. - 12. - С. 25;
  8. Исханов У. Рассмотрение Конституционным Советом Республики Казахстан представлений судов// ТУРАБИ. - 1998. - 2. - С. 74-78;
  9. Самалдыков М. Обращение судов в Конституционный совет - один из механизмов обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан // Юридическая газета от 12.08.1998.
  10. Закон РК от 24 марта 1998 г. 213-I «О нормативных правовых актах» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 1998. 2-3. - С. 25.