ПРАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОРГАНОВ СЛУХА

Петенева Л. В.

Работая в школе-интернате с глухими детьми, обладающими различными речевыми патологиями, мы убедились в необходимости коррекции у большинства детей ещё в дошкольном возрасте мелкой моторики. Развивать мелкую моторику - значит развивать речь.

Тренируя тонкие движения пальцев рук и тактильную чувствительность в том числе, мы заметили, что и личностные качества детей совершенствуются: дети становятся менее тревожными и агрессивными, они начинают адекватно воспринимать и себя и окружающий мир.

В психологии единство мышления и речи уже неоспоримо. Говорит - значит думает. Чтобы ребёнок начал думать головой, надо дать ему что-нибудь в руки - это давно известно. При включении его в окружающий мир действуют все органы чувств, из которых тактильные, быть может, у глухих самые главные.

Давно было замечено, что у не слышащих детей довольно быстро пропадает интерес к деятельности, если она не окрашена яркими эмоциями. Поэтому у психологов возникают сложности при диагностике интеллектуальных способностей ребят. Когда монотонно, один за другим задаются ребёнку вопросы с целью выявления его знаний, он невольно начинает вертеться по сторонам, отвлекаться, разговаривать с соседом, и экспериментатору порой бывает трудно определить его умственный потенциал.

Ещё одна трудность заключается в том, что у глухих детей время реакции гораздо дольше. Кроме того, мимические изменения, используемые жесты, реакция на успех и т. д. являются для нас не менее ценным исследовательским материалом, чем ответы на вопросы некоторых тестов.

Именно в творчестве личность обретает единство и цельность. Именно в творческом процессе есть возможность двигаться спонтанно, то есть идти своим путём, не привязывая свои цели и жизненные планы, ценности и способности к травмирующей ситуации. (Процесс обучения для глухого - это всегда стресс).

Что же мешает ребёнку, который не слышит своё выражение мыслей, выразить себя и свои опасения в тех образах, которые ему доступны? Для того, чтобы сформировать спонтанность у школьника, необходимо, прежде всего, восстановить для него смысл художественного творчества. И не только во время арт-терапии, но и на уроке рисования, в ходе внешкольных занятий (свободное время после приготовления уроков).

Для развития личности и индивидуальности, необходимым условием творческой деятельности для многих ребят выступает любознательность. Она же является фактором успешности любой деятельности, формой активности, средством утверждения себя в жизни и деятельности, самореализации своего «Я». Эти данные можно увидеть в результате проведённого исследования по изучению особенностей Я-концепции младшего школьника.

В ходе творчества у детей развивается изобретательность, интуиция, воображение; школьники пытаются укрепить чувство уверенности в себе, расширить знакомства с другими людьми, повысить самооценку, укрепить самоуважение. Особенно ярко это проявляется у глухих школьников. Даже потребность в общении они выражают в форме самоутверждения с целью повысить свою значимость в глазах других людей. Вне зависимости от вида деятельности они пытаются из всего извлекать пользу, т. е. постоянно пополняют и расширяют свои знания. При освоении новой информации глухие дети надеются только на себя. Они стараются сами до всего дойти, докопаться до сути. От природы такие дети любознательны (если нет сопутствующего диагноза, препятствующего развитию личности). Они проявляют в основном эмоции. У них появляется прилив сил при занятии животноводством. Так, например, Кудинов С. И. считает, что, проявляя любознательность, глухие, особенно алтайцы, испытывают положительные новые знания, чувство восторга, радости и удовлетворения. В отдельных эпизодах они также ярко выплёскивают любознательность везде и во всём. Так, например, на экскурсии учащиеся могут длительное время наблюдать за движением насекомого. Не слышащие испытывают острую необходимость в созерцании природы, животных. Особенности их жизни таковы, что им и их родителям приходится переживать и сильнейшие отрицательные эмоции. Такие дети отличаются меньшей сдержанностью эмоциональных реакций. Чаще всего их эмоции отражают реальное душевное состояние, отношение к внешнему миру. Они не могут скрыть своё переживание, либо своё ликование. Ещё одна особенность их индивидуального мира проявляется в том, что они стремятся поделиться своими знаниями с окружающими. При проявлении творческой деятельности их отрицательные эмоции чаще всего вырываются наружу тогда, когда они не могут получить заранее придуманный результат или когда полученный результат не оправдывает их ожиданий. Подчеркнем, что многие глухие ребята испытывают неуверенность, чувство тревоги, беспокойства, страха перед началом новой творческой деятельности. Чаще всего эти негативные эмоциональные реакции обусловлены ситуацией неуспеха. Причём на этом этапе проявления творчества не слышащие не ставят жёстко вопрос о сфере приложений своих знаний. Таким образом, у испытуемых выделяются следующие мотивы по значимости: 1) интерес (творчество ради интереса) и 2) желание проявить свои возможности и склонности. Второй мотив связан с тем, что проблема профессионального самоопределения людей с патологией органов слуха стоит более остро, чем у слышащих, т. к. слышащие имеют больше возможностей продолжить обучение дальше.

В результате полученные теоретические данные можно дополнить практическими наработками:

Подводя итог вышесказанному, нужно вырабатывать определённые приёмы, методы, заставляющие учеников участвовать в творческом процессе. Задания должны быть обязательными и увлекательными для всех. Если приёмы и методы с целью развить творческие способности ученика используются в работе с ними эпизодически, от случая к случаю, они не принесут желаемых результатов. В деле развития творческих способностей (как впрочем, и во всяком другом деле) необходимым условием успеха является постоянность требований и контроль.