УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Шестернина Ж.Г.

На фоне многолетней экономической нестабильности сложились устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья детей [1]. Результаты Всероссийской диспансеризации 2002 года подтвердили сформировавшиеся тенденции в состоянии здоровья детей - снижение доли здоровых детей (с 45,5 % до 33,9 %) с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Заболеваемость увеличилась практически по всем классам болезней, но самые высокие темпы роста отмечаются в распространенности патологии костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы кровообращения (в 2,5 раза), крови и кроветворных органов (в 2,3 раза), эндокринной системы (в 2,2 раза), мочеполовой системы (в 2,2 раза).

Важнейшим показателем здоровья детей и подростков является их физическое развитие. В последние время прослеживается ухудшение физического развития: происходит увеличение числа детей с дефицитом массы тела и низким ростом. Так, например, среди детей младшего и среднего школьного возраста Республики Алтай дефицит массы тела имеют 16,1 %, низкий рост 6,3 % [2]. Аналогичная картина характерна для многих регионов России. Дисгармоничное физическое развитие чревато для детского организма не только снижением функциональных резервов, но и отставанием полового развития и увеличением риска развития соматических болезней. Врачам известно, что низкая масса тела при нормальных ростовых показателях в 2 раза увеличивает возможность развития любой патологии.

Здоровье каждого ребенка определяет целый комплекс факторов, и не последнюю роль здесь играет школа. Ведь именно в школе дети проводят большую часть дня (до 70 % времени). Как показали исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного Центра здоровья детей РАМН среди факторов, влияющих на здоровье, 20 % составляют факторы внутришкольной среды. Это говорит о важности формирования школьной среды (учебная нагрузка, питание, освещенность, микроклимат и т.д.), которая должна соответствовать возрастным и функциональным возможностям учащихся и находится в гармонии с детским организмом. Назовем некоторые причины, по которым издержки школьного обучения неблагоприятно отражаются на здоровье детей.

По данным ЦГСЭН в Республике Алтай в 2004 году санитарно-эпидемиологическое благополучие школ, определяемое материально-технической базой, улучшилось незначительно: 2 % детских и подростковых учреждений требуют капитального ремонта, в 48,1 % - отсутствует канализация, 44,0 % - не имеет централизованного водоснабжения, в 16,6 % - отсутствует центральное отопление. Наибольший удельный вес не канализованных учреждений, требующих капитального ремонта, без централизованного водоснабжения и отопления отмечается в начальных, неполных средних школах, интернатах при школах, расположенных в сельских районах. До сих пор остается нерешенной проблема обеспечения образовательных учреждений доброкачественной питьевой водой, так 38 % школ используют привозную воду. В 2003 году удельный вес проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам, составил 9,7 %. Причем наибольший процент нестандартности воды отмечен в Онгудайском - 27,3 %, Кош-Агачском - 36,8 % и в Улаганском районах - 46,1 %, что представляет собой реальную эпидемиологическую опасность.

В последние годы несколько улучшились параметры микроклимата. Однако возросли показатели несоответствия мебели росто-возрастным особенностям детского организма (табл. 1).

Удельный вес детских учреждений Республики Алтай, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям по показателям воздействия факторов среды обитания в 2000-2003 гг.
Показатели Процент учреждений, не отвечающих
санитарно-гигиеническим нормам
2000 2001 2002 2003
Освещенность 10,2 8,7 25,5 43,0
Микроклимат 11,9 19 26,1 16,0
Мебель на соответствие росто-возрастным особенностям детей 38,6 44 43,8 45,0
Таблица 1

Наибольший удельный вес рабочих мест, освещенность которых не соответствует гигиеническим нормам, отмечен в Онгудайском районе - 70 % и городе Горно-Алтайске - 62 %. Неблагополучной в Республике Алтай остается и ситуация с оснащением детских учреждений ученической мебелью, этот показатель наибольший в Усть-Коксинском - 47 %, и Онгудайском районах - 31 % и городе Горно-Алтайске - 25,7 %. Компьютерная техника, которая стала обязательным атрибутом школьного обучения, в большинстве случаев морально устарела и опасна не только для зрения. При инструментальных замерах ЭМП обследованных рабочих мест в 77,2 % случаев выявлено превышение ПДУ. Гигиенисты давно наложили вето на использование этой технике в школах, но она продолжает функционировать.

Важным условием для нормального роста и развития, повышающим сопротивляемость ребенка к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, является питание. О благополучии школьного питания говорить рано. В республике имеется 181 столовая и 9 буфетов, в 15 школах питание детей не организовано. Пищеблоки в 65 % школ не отвечают гигиеническим требованиям ни по набору помещений, ни по площадям, ни по обеспеченности технологическим и холодильным оборудованием. Ассортимент предлагаемых блюд ограничен, в меню преобладают крупяные и макаронные изделия. Меню составляется по набору имеющихся продуктов и без учета возрастных физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии. Лишь 73 % учащихся получают горячую пищу. Причем, питание школьников характеризуется не только снижением энергетической ценности пищи, но и резким обеднением ее микроэлементами, особенно витаминами, дефицит которых отражается на росте и развитии детей. Степень дефицита достигает 80 % от возрастных норм. Установлено, что в последние 3 года сохраняется тенденция к снижению потребления наиболее значимых продуктов в биологическом отношении: мяса, молока, рыбы, яиц, овощей и фруктов. При этом существенно увеличивается потребление хлеба, хлебопродуктов и картофеля. Таким образом, отмечается повсеместное несбалансированность рационов питания учащихся школ, для которой характерны недостаточное потребление животного белка, витаминов, макро- и микроэлементов (железа, кальция, йода, фтора, цинка, селена и др.). Наибольший удельный вес проб готовых блюд не соответствующих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям отмечен в Турочакском -12 %, Онгудайском - 10,6 % и Кош-Агачском - 9,2 % районах. Невыполнение норм питания по калорийности и полноте вложения продуктов проб готовых блюд был зарегистрирован в Чойском - 61,5 %, Чемальском - 34,7 %, Турочакском - 50 % и Онгудайском - 48 % районах. Витаминизация готовых блюд проводится только в трех районах РА и городе Горно-Алтайске.

В 2003 году несколько улучшились санитарно-химические, микробиологические показатели готовых блюд в организованных детских коллективах, а также показатели калорийности и полноты вложения витамина «С» (табл.2).

Гигиеническая характеристика готовых блюд в организованных детских коллективах в 2001-2003 гг. (%)
Показатели Удельный вес проб не соответствующих
гигиеническим требованиям
2001 2002 2003
калорийность 8,1 17,1 14,7
"С" - витамин 7,8 42,6 17,0
санитарно-химические 6,4 19,2 3,8
микробиологические 4,6 3,3 4,2
Таблица 2

Но, что тревожит больше всего, так это - школьная перегрузка и нерациональная организация учебных занятий детей. Чтобы получить истинное представление о том, насколько серьезна эта проблема, приведем цифры. В настоящее время в Республике Алтай функционирует 205 школ, в которых обучается 32343 учащихся. В 2 смены функционирует 90% школ, которые посещает почти 3200 учащихся. Уплотненность в школах влечет за собой несоблюдение гигиенических норм и требований в режиме дня при составлении расписания уроков. Во всех школах расписание составляется, не учитывая динамику физиологических процессов и работоспособности учащихся на протяжении дня и недели. Не применяется чередование предметов в дневном цикле по их степени сложности. Максимум учебной нагрузки за счет сложных предметов приходится на первые два или на последние два урока. Совершенно недопустимо сдваивание уроков по основным предмета, так как это приводит к повышенному утомлению детей до 7 раз, но в лицеях уроки высокой сложности включены в расписание парами либо размещены блоками по 4-6 подряд. Недельная учебная нагрузка превышает максимально допустимую в общеобразовательных школах на 2-3 часа, в лицеях и гимназиях - на 5-7 часов.

Стоит ли удивляться, что от класса к классу здоровых школьников становиться все меньше и меньше. По данным МЗ РА доля здоровых детей не превышает 34 %, с отклонениями в состоянии здоровья выявлено 67,8 % детей, в том числе среди школьников 70 %. Эти результаты убедительно согласуются с данными научных исследований, полученных на кафедре основ медицинских знаний и охраны здоровья детей Горно-Алтайского государственного университета. Наблюдения за учащимися различных школ непосредственно в процессе обучения показали, что степень утомления тех, кто учится в гимназиях, лицеях в 1,5-2 раза выше, чем у учащихся школ. Снижение адаптационных возможностей приводит к тому, что учащиеся гимназий и лицеев в 2 раза чаще страдают различными заболеваниями, и в первую очередь органов пищеварения, нервными, сердечно-сосудистыми. Кроме того, повышенная учебная нагрузка отрицательно сказывается на формировании репродуктивного здоровья девочек. Установлено, что нарушения менструальной функции имеют 42 % гимназисток, в обычных школах - 30 % учениц.

Количество близоруких детей к окончанию школы увеличивается в 3,3 раза, а у тех, кто пришел в школу в очках, очень часто близорукость заметно прогрессирует. Длительная статическая поза, нередко за неподходящей по росту учебной мебелью, приводит к тому, что число детей, имеющих нарушение осанки, возрастает в 4,2 раза, сколиозом в 5,9 раз. Отмеченные нарушения здоровья являются так называемыми "школьными болезнями", т.е. теми, причина которых кроется в неудовлетворительной организации обучения. Их список пополняет и школьный невроз. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, школьный стресс испытывают до 80 % школьников, что влечет за собой повышение уровня невротизации детей и увеличения среди них числа дидактогенных неврозов (до 50 %).

Но не все так печально, последние годы в педагогике появилось новая отрасль - лечебная педагогика, благодаря которой возможно не только успешно обучать, в том числе и нездоровых детей, но и способствовать их оздоровлению. Поэтому не стоит пренебрегать советами врачей и родителей, которые рекомендуют родителям будущих первоклассников выбирать не школу, а учителя. Особенно, если у ребенка имеются проблемы со здоровьем или трудности психологического плана.

Разработка государственных образовательных стандартов, прежде всего, позволила определить необходимый и достаточный объем знаний по каждому предмету и уровень требований к знаниям учащихся. Это важный шаг для профилактики перегрузки учащихся. Огромное значение придается форме контроля знаний. Предпочтение отдается письменным работам и тестированию, т.к. они не вызывают эмоциональных переживаний и перенапряжение нервной системы.

Литература

  1. Онищенко Г.Г., Беляев Е.И., Баранов А.А. и др. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготоаки плана действий в области окружающей среды. М.: Изд-во ГУ НЦЗД РАМИ, 2004. - 154 с.
  2. Михайлова С.А. Роль экологических и социальных факторов в формировании здоровья детского населения (на примере Республики Алтай). М., 2000. - С. 211.