ОБЫЧАИ, СУЕВЕРИЯ И ВЕРОВАНИЯ РУССКОГО НАРОДА

Ушакова Я. В.

О верованиях, обычаях и суевериях русского и других народов написано много. Интерес представляют очерки народного быта писателя-этнографа С. В. Максимова [1], в которых описываются старинные русские обряды и обычаи; гадания, игры, приметы, связанные с русскими праздниками. В другой своей работе [2] С. В. Максимов рассматривает особенности верований, а также знакомит читателей с демонологическими, фантастическими персонажами - нечистой силой.

О русских обычаях писал также В. И. Даль [3], как и С. В. Максимов, он просто дает описательную характеристику обычаев и верований, и суеверий.

Богатым источником сведений об обычаях, обрядах, верованиях является русский фольклор. В «Библиотеке русского фольклора» этой теме посвящен целый том. [4]

Белякова Г. С. в своей работе [5] показывает связь верований и обрядов с неповторимой славянской историей и культурой.

С научных позиций рассматривают обряды, обычаи и верования и другие авторы.

Мезенцев В. в работе [6], Шахнович М.в работе [7], они снимают покров таинственности с суеверий и обрядов и одновременно показывают, каким образом некоторые приметы, верования и обряды перекочевали от предков в современный быт. О современных, новых обычаях пишет Г. Суглобов в книге «О свычаях-обычаях и религиозных обрядах» [8].

Обобщающим трудом по истории возникновения обрядов и верований русского народа является работа Токарева С.А. [9]

Обзор литературы и ее анализ позволил выявить следующее:
- все авторы очень много внимания уделяют описанию верований, обычаев и обрядов, что, естественно, помогает узнать нам историю и культуру русского народа;
- авторы исследуют причины возникновения суеверий, обрядов, обычаев, дают научное обоснование их несостоятельности.

Однако очень мало работ посвящено анализу современного состояния вопроса. До сих пор остается непонятным, почему некоторые верования и суеверия, несмотря на научный прогресс, продолжают существовать. Не ясно также: возникают ли новые верования и какова форма их существования в современном мире.

Суеверия, верования и обряды пришли из далекого прошлого, когда наши предки сталкивались с загадочным, неведомым окружающим миром, пытались его познать и освоить. То, что было непонятно их разуму, они объясняли таинственным действием сверхъестественных сил. Именно вера в сверхъестественное лежит в основе возникновения большинства верований, суеверий и обычаев. И это отличает их от других проявлений духовной культуры человека.

Если выполнение обряда или ритуала сочетается с верой в его сверхъестественную силу, то это уже религиозно-магический обряд. Если этой веры нет - то это просто традиция или бытовая привычка.

Итак, в основе верований и суеверий - вера в сверхъестественное.

Само слово «суеверие» означает «напрасная вера». Древнеславянское слово «суе» или «всуе» означает «напрасно».

Сверхъестественное как характерный признак религиозных верований и обрядов имеет две стороны:

  1. нечто священное, божественное;
  2. нечто нечистое, проклятое.

Эти обе стороны сверхъестественного выражаются латинским словом «SACRUM». Отсюда пошел термин «сакральное знание» - запретное, связанное с проявлением сверхъестественного. Эти знания были достоянием колдунов, знахарей, магов, жрецов. Считали, что они связаны со сверхъестественной силой, обычно нечистой. Их боялись. Поэтому, например, в испанском языке слово «sacramento» обозначает «проклятье».

Верований, обычаев и обрядов, дошедших до наших дней, очень много. Суеверных людей спасает только то, что каждый верит лишь нескольким приметам или гаданиям и не обращает внимания на все остальные. А если бы человек знал, да еще верил, то его жизнь превратилась бы в сплошной кошмар: там черная кошка перешла дорогу, здесь запнулся не той ногой, тут бабка с пустым ведром навстречу, зеркало разбилось, сон не в руку, нос зачесался, в ухе звенит, ночью собака выла, ворона каркнула, карты не так упали, соль рассыпалась и т. д. и т. п.

Еще в древности считалось, что человека сопровождают два духа: ангел-хранитель и бес-искуситель. Древний человек населил мир добрыми и злыми созданиями, которые либо помогали, либо мешали жить. А так как человек жил в постоянной борьбе за существование, то злых духов было гораздо больше. В старину их и называли чертями или нечистой силой.

Даль В. И. в своем фундаментальном труде [10] дает свыше 40 наименований черта: нечистый, князь тьмы, нелегкий, неладный, шиш и т.д. Нечистая сила - исконный враг человека. Однако, в чем причина этой вражды - неизвестно.

Интересны образы черта, его взаимоотношения с человеком. Особенно любит черт подшутить над «кумом» или «сватом», особенно, когда те выпьют. К тому же черт может превращаться то в черную кошку, то в свинью и т.д.

Интересно, что никто не видел черта в образе коровы. Корова - священное животное. Не превращается черт также в голубя или осла (осел - то глуп и упрям, чего не скажешь о черте). Излюбленная птица - ворона.

Такие персонажи, как русалки, домовые, банники, гуменики, кикиморы прекрасно описаны в русском фольклоре. Интересно то, что все они внешне напоминают самого человека, а в их характере отражены черты русского народа: «...веселое лукавство, насмешливость и живописный способ выражаться...», - писал А.С. Пушкин.

Предрассудков и суеверий так много, что трудно перечислить. В ФРГ, например, издали «Энциклопедию предрассудков», которая состоит из 10 томов.

Длинный и трудный путь проделало человечество от ложных представлений о мире к научному пониманию Вселенной. Древние верования очень крепко держатся в памяти людей, потому что за предрассудками стоят тысячелетия, а за подлинными научными знаниями - только сотни лет. К тому же суеверия распространялись быстрее, чем знания, и приобретались легче, чем изживались.

Вера в дурные предзнаменования создает непробиваемую стену предрассудков, в которую тщетно студится логика.

Великие философы, ученые, поэты и писатели критиковали суеверия как вредные и опасные предрассудки, так И.В. Гёте писал в «Фаусте»:

«...Услышу на прогулке по утру -
Прокаркает ворона, - не к добру!
Поверьями кругом опутан свет,
Все неспроста, и все полно примет:
Навязчивые страхи! Ваша власть -
Проклятье человеческого рода.
Вы превратили в пытку и напасть
Привычный круг людского обихода...»

В наши дни также сохранилось много примет, верований и обычаев. Известны, например, профессиональные приметы. Особенно много их у охотников и рыболовов. Спросить у охотника, куда он идет - испортить охоту. При встрече с охотником говорят: «Ни пуха тебе, ни пера!», считая, что в действительности произойдет обратное.

К профессиональным приметам относятся и школьные приметы. Детям младшего возраста суеверия и приметы не известны, но они узнают их от бабушек или родителей.

Детские приметы образно описаны в стихотворении Маршака «Приметы» [11]:

«...Собираясь на экзамен,
Валя говорила:
«Если только мамин палец
Окунуть в чернила,
Если я перед доскою
Как-нибудь украдкой
Ухитрюсь одной рукою
Взять себя за пятку,
Если, сняв ботинок в школе,
Повторю заклятье,
А потом мешочек соли
Приколю на платье,
Если я в троллейбус новый
Сяду на Садовой,
А в троллейбусе вожатый
Будет бородатый,
Если я в пути не встречу
Ни единой кошки
Или вовремя замечу
И сверну с дорожки...» и т.д.

Эти суеверия, приметы особенно опасны для неокрепшего сознания детей. Они отравляют жизнь детям зловещими тревогами и опасениями. Постоянное ожидание исполнения «худой приметы» вызывает мнительность, раздражительность, воспитание боязнь и неуверенность в своих силах.

Можно очень много написать о суевериях и, возникших на их основе, обычаях и обрядах. Ясно одно: они пришли к нам из древности вместе с историческим прошлым русского народа. Будем справедливыми к нашим предкам. Им не просто было понять естественные причины происходящих вокруг явлений. А ум человеческий искал и требовал объяснений. Крестьянину, гнувшему спину в непосильном труде некогда было вникать в суть явлений. Проще было приписать те или иные действия сверхъестественным силам, умилостивить, ублажить их, и дело с концом. Когда это удавалось, то в сознании закреплялся обычай делать именно так, а не иначе. Он передавался из поколения в поколение. И потомки уже не задумывались о причине: почему надо делать именно так - это было установлено опытом поколений.

Все же история науки говорит, что любое неизвестное явление природы рано или поздно получает свое естественное, вполне материалистическое объяснение, не оставляющее места никаким суевериям.

Однако и сейчас еще живуча вера в таинственное и чудесное. Есть еще явления, о которых мы не знаем почти ничего. Очень хорошо выразил эту мысль К.Э. Циолковский: «...Не может быть никем прочитана вся книга природы от начала до конца: Чем больше перевертываем страницы, тем она интереснее и отраднее для всего существующего и мыслящего» [12].

Наши предки оставили нам много суеверий, обрядов, кое-что мы неукоснительно соблюдаем, иногда чисто механически, не задумываясь о причинах; другие знаем, уважаем или отрицаем, третьи нам вовсе неизвестны и описаны только в специальной литературе.

Какие приметы, обычаи и обряды оставим мы свои потомкам? В сверхъестественные силы мы больше не верим, в природе почти не осталось тайн. Но живет еще в человеке интуиция. Возможно, с ней и будут связаны новые приметы вроде. «Не уверен в себе - за компьютер не садись».

Анализируя выше сказанное, можно сделать следующие выводы:
- в современном мире практически не происходит возникновения и формирования новых верований и примет;
- верования и приметы, соблюдаемые человечеством в настоящее время, пришли к нам из глубины веков как практические, сакральные знания, приобретенные древними в результате наблюдений необъяснимых, явлений, как вера в сверхъестественное;
- несмотря на то, что человечество сейчас владеет научными знаниями, позволяющими вскрыть причину возникновения большинства верований и связанных с ними обрядов, по традиции или из романтизма оно продолжает соблюдать отдельные обряды, верования, сохраняет «рудиментарную», ложную суеверность, т.е. соблюдая - сам не верит;
- что касается обрядности, то сейчас продолжают возникать новые обряды, связанные с изменившимися условиями жизни, с научно-техническим прогрессом, социально-экономической обстановкой, социальными условиями, индивидуальной деятельностью и т.д.

Литература

  1. Максимов С. Н. Литературные путешествия. М.: Современник, 1986.
  2. Максимов С. Н. Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила. Кемерово, 1991.
  3. Даль В. Пословицы русского народа. М.: ГИХЛ, 1957.
  4. Библиотека русского фольклора. Народная проза. Т. 12. М.: Сов. Россия, 1992. - С. 605.
  5. Белякова Г. С. Славянская мифология. М.: Просвещение, 1995, с. 239.
  6. Мезенцев В. О суевериях - всерьез. Н.: Сов. Россия, 1989. - с. 239.
  7. Шахнович М. Приметы верные и суеверные. Л.: Лениздат, 1984. - с. 190.
  8. Суглобов Г. А. О сбычаях - обычаях и религиозных обрядах. М.: Сов. Россия, 1987. - С. 133.
  9. Токарев С. А. Религиозные верования восточно-славянских народов 19 начала 20 веков. М.: наука, 1987. - с. 163.
  10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: рус. яз., 1991. - т. 1-4.
  11. Маршак С. Стихи для детей. Т. 1-2. М.: Дет. лит-ра, 1985.
  12. Горбовский А.А. /В кн. Тайная власть, незримая сила. М.: Знание, 1991.- 187 с.